Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 1 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Молодовская основная общеобразовательная школа»

Шаблыкинского района Орловской области

 Рассмотрена на заседании                                                                «Утверждаю»

 РМО учителей начальных классов                                          Директор МБОУ «Молодовская ООШ»

                                                                                                       _____________        /И.Н. Голикова/

                                                                                                         Приказ №63 от 31.08.2020 г.

                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

к Основной образовательной программе начального общего образования

1 класс

(160 часов – базовый уровень)

                                               Составитель: учитель начальных классов

                                                                      Гордеева Елена Николаевна

2020-2021 учебный год

с. Молодовое

Планируемые результаты освоения  программы

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого эти кета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс

 (обучение грамоте)

Обучающиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс

(русский язык)

        К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • все буквы русского алфавита;
  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
  • выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
  • употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
  • писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
  • самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений,  разных по цели высказывания,  на определённую тему;
  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
  • использования прописной буквы в именах собственных;
  • написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
  • обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
  • правильного написания слов типа пень, яма;
  • правописания слов с непроверяемыми орфограммам

                                                Содержание программы

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

Причина

корректировки

План

Факт

Блок «Русский язык. Обучение письму»

Добукварный период (17 часов)

1

Пропись – первая учебная тетрадь.

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

3

Письмо овалов и полуовалов.

4

Рисование

бордюров.

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

8

Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

12

Строчная и заглавная буквы А, а.

13

Строчная и заглавная буквы О, о.

14

Строчная буква и.

15

Заглавная буква И.

16

Строчная буква ы.

17

Строчная и заглавная буквы У, у. 

18

Строчная и заглавная буквы Н, н. 

19

Строчная и заглавная буквы С, с.

20

Заглавная буква С.

21

Строчная и заглавная буквы К, к. 

22

Строчная и заглавная буквы Т, т.

23

Строчная и заглавная буквы Т, т.

24

Строчная и заглавная буквы Л, л. 

25

Повторение и закрепление изученного.

26

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

27

28

Строчная и заглавная буквы В, в.

29

30

Строчная и заглавная буквы Е, е. 

31

Контрольное списывание

32

33

Строчная и заглавная буквы П, п. 

34

Строчная и заглавная буквы М, м. 

35

36

Строчная и заглавная буквы М, м.

37

Строчная и заглавная буквы З, з. 

38

Строчная и заглавная буквы З, з.

39

Строчная и заглавная буквы З, з.

40

Строчная и заглавная буквы Б, б. 

41

Строчная и заглавная буквы Б, б.

42

Строчная и заглавная буквы Б, б.

43

Строчная и заглавная буквы Д, д. 

44

Строчная и заглавная буквы Д, д.

45

Строчная и заглавная буквы Я, я. 

46

Резерв.

47

Строчная и заглавная буквы Я, я.

48

Строчная и заглавная буквы Я, я.

49

50

Строчная и заглавная буквы Я, я.

51

Строчная и заглавная буквы Г, г. 

52

Строчная и заглавная буквы Г, г.

53

Строчная буква ч.

54

Строчная буква ч.

55

Заглавная буква Ч.

56

Буква ь.

57

Буква ь.

58

59

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. 

60

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

61

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

62

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

63

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

64

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

65

Строчная буква ё.

66

Строчная буква ё.

67

Заглавная буква Ё.

68

Строчная и заглавная буквы Й, й.

69

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

70

Строчная и заглавная буквы Х, х. 

71

Строчная и заглавная буквы Х, х.

72

Строчная и заглавная буквы Х, х.

73

74

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

75

Строчная и заглавная буквы Ю, ю. 

76

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

77

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

78

Строчная и заглавная буквы Ц, ц. 

79

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. 

80

Строчная и заглавная буквы Э, э. 

81

Строчная и заглавная буквы Э, э.

82

Строчная буква щ.

83

Строчная буква щ.

84

Заглавная буква Щ.

85

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. 

86

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. 

87

Строчные буквы ь, ъ. 

88

Строчные буквы ь, ъ.

89

Контрольное списывание

90

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

91

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

92

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

93

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

94

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

95

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

96

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

97

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

98

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

99

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

100

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

101

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

102

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

103

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

104

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

105

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

106

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

107

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

108

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

109

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

110

Контрольное списывание.

111

112

Резервные уроки.

113

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

114

Виды речи

(общее представление).

115

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

116

Диалог.

117

Диалог.

Проверочная работа.

118

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов.

119

Слова однозначные и многозначные (общее представление)

120

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

121

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. Проверочная работа.

122

Деление слов на слоги.

123

Деление слов на слоги. Проверочная работа.

124

Правило  переноса слов.

125

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.  Проверочная работа.

126

Ударение. Ударный и безударный слог.

127

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

128

Звуки и буквы.

129

Русский алфавит, или Азбука.

130

Русский алфавит, или Азбука.

131

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

132

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

133

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

134

Ударные и безударные гласные звуки.

135

Ударные и безударные гласные звуки.

136

Ударные и безударные гласные звуки.

137

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Проверочная работа.

138

Проверочный диктант.

139

Согласные звуки.

140

Слова с удвоенными согласными.

141

Буквы Й и И.

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

142

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

143

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

144

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных

звуков.

145

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

146

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

147

Согласные звонкие и глухие.

148

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

149

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

150

Проверочный диктант.

151

Шипящие согласные звуки.

152

Проект Скороговорки» Составление сборника «Весёлые скороговорки».

153

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

154

Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.

155

Проверочный диктант.

156

Заглавная буква в словах.

157

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

158

Проверочная работа.

159

Проект «Сказочная страничка»

(в названиях сказок – изученные правила письма).

160

Итоговая проверочная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «...

Рабочие программы и тематическое планирование надомного обучения для 2 класса по УМК "Школа России"

Рабочие программы составлены на основе Примерной государственной программы...

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Литературное чтение"  1 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир"  1 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Технология" 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Технология" 1 класс УМК "Школа России"...

Программа календарно-тематическим планированием по технологии для 3 класса Школа России

Программа с календарно-тематическим планированием по технологии, с УУД по каждому уроку  для 3 класса Школа России...

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс УМК "Школа России" .

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса УМК "Школа России" .Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского....