Урок русского языка в 4 классе "Три типа склонения имён существительных" по программе "Школа 2100"
материал по русскому языку (4 класс) на тему
Урок закрепления склонения имен существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема "Три типа склонения имен существительных"
Цели. Выведение учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных и составление схемы-модели.
Задачи.
1. Развитие умения определять склонение имен существительных с использованием составленной схемы-модели. 2.Развитие мышления, речи. 3.Воспитание самостоятельности, чувства коллективизма, воли, уважения к предмету. Воспитание любви, бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблица «Три склонения имен существительных», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Слайд №1 (Русский язык)
I. Организационный момент.
Вступление.
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- А какой месяц? (декабрь)
- Запишем число и классная работа.
Одиннадцатое декабря.
Классная работа.
(Дети пишут, называя орфограммы.)
- Наступил первый месяц зимы. Белый снег аккуратно укрыл землю. Кругом бело и чисто. Давайте и мы поработаем в тетрадях также чисто и красиво.
II. Минутка чистописания.
-Повторим, как правильно пишется буква Д д (заглавная и строчная).
-Какие звуки обозначаются буквой д ?
-Охарактеризуйте эти звуки.
-Давайте первую половину строки пропишем буквы Д, д, а оставшиеся полстрочки соединения: До, Дн, Дм, дл, дв, де.
-Назовите соединения. При написании обращайте внимание на верхние и нижние соединения.
- Прочитайте слова:
дерево декабрьский дорога
- Назовите орфограммы. Какое слово лишнее? (декабрьский) Почему?
- Образуйте от этого слова существительное (декабрь). Запишите его.
(Разбор существительного декабрь как часть речи. Переход к теме.)
III.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим работу над темой «Три склонения имен существительных» Слайд №2 (Тема урока)
- Что такое склонение?
- Какие существительные относятся к I склонению? ко II? к III?
(Работа по таблице «Три склонения имен существительных»)
IV.Словарная работа.
- Вспомните словарные слова - существительные, обозначающие явления природы.
(Погода, облако, ветер, месяц, иней, мороз)
- Запишем под диктовку. Выделите в этих словах орфограммы. Проверим, правильно ли мы написали? Слайд №3 (Словарные слова)
- Укажите общие признаки данных существительных.
(Нарицательные, неодушевленные, отвечают на вопрос что?, стоят
в И.п. в ед.ч.)
- Найдите различия в этих словах.
(Это существительные разного рода, разного склонения, имеют разное количество слогов)
- Найдите интересные слова.
(Погода – обобщает все природные явления, Месяц – имеет два значения)
- А мне показалось интересным слово «иней». В БЭС написано: «Иней -тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах, а рыхлые снегообразные кристаллы льда, нарастающие на ветвях деревьев, проводах называется изморозью. Красивое слово, правда?
Слово записывается на доске. Разбор по составу.
- Определите склонения записанных существительных, проверим при помощи сигнальных карточек.
- Как можно назвать лес, в котором на земле снег, на деревьях изморозь или иней. (Заснеженный лес)
- Давайте посмотрим на экран и отправимся на прогулку по зимнему лесу. Как красиво! Слайд №4 (« Лес»)
Работа по карточкам
- Прочитайте текст. Озаглавьте его. («Зимний лес»)
Чудесно прогуляться по зимнему лесу. Деревья стоят в серебристом инее. На ветвях шапками лежит пушистый блестящий снег. Особенно хороши ели в зимнем уборе. Все залито ярким солнечным светом.
-О чем этот текст?
-Прочитайте еще раз внимательно текст, найдите и подчеркните в нем имена существительные. (Ученики работают на карточках)
Самостоятельная работа по определению типа склонения выписанных имен существительных. Проверка. Момент контроля и самоконтроля.
- Из текста выберите имена существительные, выпишите их, попробуйте определить склонение.
- Какие существительные подчеркнули? Проверим, посмотрите на экран.
Слайд №5 (проверочный текст)
(лес, дерево, иней, ветвь, шапка, снег, ель, убор, свет)
V. Актуализация знаний. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.
Вопросы:
- У кого все получилось? У кого были ошибки? Почему они возникли? (Забыл правило, так как оно очень большое. Ошибся в определении рода существительного. Не обратил внимания на окончание. Запутался, что за чем определять и т. д.)
Постановка детьми проблемы и ее фиксация.
- Вы сейчас оценили свою работу, увидели свои ошибки, попытались объяснить их возникновение. Многие сослались на то, что таким большим по объему правилом пользоваться неудобно. И это на данном этапе уже проблема. Кто ее озвучит? (Как помочь себе быстро и правильно определить склонение существительных?)
- Зафиксируем эту проблему на доске и в тетрадях.
?
скл. сущ.
VI. Формулирование цели урока.
- Может быть, кто-нибудь сформулирует цель урока? (Мы должны научиться быстро и правильно определять склонение существительных, хорошо разобраться в правиле.)
- Чем же можно помочь себе? (Надо составить план. Можно вывести алгоритм своих действий, нарисовать схему и т. д.)
VII. “Открытие” учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных.
- Предлагаю поработать над решением данной проблемы в группах. Откройте учебники, внимательно прочитайте правило на с.123-124 и, действуя “шаг за шагом”, найдите свое решение.
Работа в группах. Защита своих решений у доски.
- Сделаем вывод - при определении склонения существительных удобнее действовать, используя схему-модель (алгоритм). Слайд №6 (схема)
?
скл. сущ. ------ н. ф. ------ род,
окон. ------ скл.
- Озвучим схему (алгоритм).
- Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа, т. е. в н. ф., определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.
Возвращение к проблеме.
- Проверим, поможет ли схема-модель в практической работе.
VIII. Первичное закрепление.
- Выберите из словосочетаний имена существительные, запишите их.
- Используя схему-модель, определите тип склонения.
Комментированное письмо (на доске)
В дальнюю дорогу, у глубокого озера, под старой елью, заметили на ветке, с черной шапочкой на голове, красная грудка, сидели на рябине, скрылся в парке, колючая елка.
Комментирование по цепочке.
- Помогла ли схема-модель?
- Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа, т. е. в н. ф., определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.
- Ну, а теперь отдохнем.
IX. Физминутка Веселая зарядка (под музыку).
Прилетели птички, птички – невелички.
Смотрят к нам в окошко,
Просят хлеба, крошку
Мы им крошки дали,
Птички весело клевали.
X. Закрепление изученного.
Слайд №7 (птицы)
- Какие птицы прилетели на нашу кормушку? Назовите их. Как вы можете помочь птицам зимой? Что для них страшнее голод или холод?
- Послушайте стихотворение «Как птице перезимовать?»
- Помогите птицам найти свою кормушку.
Стих
Ученик:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
- Поможем птицам, особенно сейчас, когда им трудно найти корм.
Игра «Помоги птице найти свою кормушку»
Детям раздаются карточки с изображением птиц. На доске вывешиваются 3 «кормушки» - склонения. Ученики определяют склонения существительных (названия птиц) и распределяют карточки по кормушкам.
- Молодцы, ребята. Справились с заданием.
- Что нам помогло быстро и правильно определить склонения сущ-ых? (Схема-модель)
XI. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
- А теперь поработайте с тестами и оцените себя. При работе пользуйтесь схемой-моделью.
Тест
- Ко второму склонению относятся существительные:
а) мужского рода с окончаниями -а, -я
б) женского рода с окончаниями -а, -я
в) мужского рода □
г) женского рода □
д) среднего рода с окончаниями -о, -е - Определите склонение существительного дедушка:
а) 1 склонение
б) 2 склонение
в) 3 склонение - Определите склонение существительного лошадь:
а) 1 склонение
б) 2 склонение
в) 3 склонение - Обведите существительное 3 склонения:
а) у дверки
б) у двери
в) у земли
г) у моря - Определите склонение существительного в словосочетании
сидели на ветке:
а) 1 склонение
б) 2 склонение
в) 3 склонение
Работа учащихся с тестами. Момент контроля.
Слайд №8 (тест с правильными ответами)
- Кто справился с работой? У кого были ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? (В случае необходимости дети помогают определить склонение существительного.)
Самооценка. Дети выставляют себе оценку.
XII. Итог урока.
- Что нового узнали? Что было вам особенно интересным на уроке? Как будете дома определять склонение существительных?
Домашнее задание.
- Выучить схему-модель.
- Выполнить упр.160 (учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.
Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...
Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс
Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...
Урок : Русский язык. Тема: "3-е склонение имён существительных".
Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существител...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные"
Познакомить с несклоняемыми именами существительными...
Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён существительных»
Продолжить формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; совершенствовать умение выделять и формировать главную мысль в прочитанном тексте....
Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"
1. Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...
Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"
Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...