Урок русского языка в 4 классе "Три типа склонения имён существительных" по программе "Школа 2100"
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Урок закрепления склонения имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.                                          

 Тема "Три типа склонения имен существительных"

Цели. Выведение учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных и составление схемы-модели.

Задачи.
1. Развитие умения определять склонение имен существительных с  использованием составленной схемы-модели.                                                       2.Развитие мышления, речи.                                                                    3.Воспитание самостоятельности, чувства коллективизма, воли, уважения к предмету.  Воспитание любви, бережного отношения к природе.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, таблица «Три склонения имен существительных», карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Слайд №1 (Русский язык)

  I. Организационный момент.

Вступление.

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- А какой месяц? (декабрь)

- Запишем число и классная работа.

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

(Дети пишут, называя орфограммы.)

- Наступил первый месяц зимы. Белый снег аккуратно укрыл землю. Кругом бело и чисто. Давайте и мы поработаем в тетрадях также чисто и красиво.

II. Минутка чистописания.

-Повторим, как правильно пишется буква Д д (заглавная и строчная).

-Какие звуки обозначаются буквой д ?

-Охарактеризуйте эти звуки.

-Давайте первую половину строки пропишем буквы Д, д, а оставшиеся полстрочки соединения: До, Дн, Дм, дл, дв, де.

-Назовите соединения. При написании обращайте внимание на верхние и нижние  соединения.

- Прочитайте слова:

дерево   декабрьский   дорога

- Назовите орфограммы. Какое слово лишнее? (декабрьский) Почему?

- Образуйте от этого слова существительное (декабрь). Запишите  его.

(Разбор существительного декабрь как часть речи. Переход к теме.)

III.Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня мы продолжим работу над темой «Три склонения имен существительных» Слайд №2 (Тема урока)

- Что такое склонение?

- Какие существительные относятся к I склонению? ко II? к III?

(Работа по таблице «Три склонения имен существительных»)

IV.Словарная работа.

- Вспомните словарные слова - существительные, обозначающие явления природы.

(Погода, облако, ветер, месяц, иней, мороз)

- Запишем под диктовку. Выделите в этих словах орфограммы. Проверим, правильно ли мы написали? Слайд №3 (Словарные слова)

- Укажите общие признаки данных существительных.

(Нарицательные, неодушевленные, отвечают на вопрос что?, стоят

в И.п. в ед.ч.)

- Найдите различия в этих словах.

(Это существительные разного рода, разного склонения, имеют разное количество слогов)

- Найдите интересные слова.

(Погода – обобщает все природные явления, Месяц – имеет два значения)

- А мне показалось интересным слово «иней». В БЭС написано: «Иней -тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах, а рыхлые снегообразные кристаллы льда, нарастающие на ветвях деревьев, проводах называется изморозью. Красивое слово, правда?

Слово записывается на доске. Разбор по составу.

- Определите склонения записанных существительных, проверим при помощи сигнальных карточек.

- Как можно назвать лес, в котором на земле снег, на деревьях изморозь или иней. (Заснеженный лес)

- Давайте посмотрим на экран и отправимся на прогулку по зимнему лесу. Как красиво! Слайд №4 (« Лес»)

Работа по карточкам

- Прочитайте текст. Озаглавьте его. («Зимний лес»)

Чудесно прогуляться по зимнему лесу. Деревья стоят в серебристом инее. На ветвях шапками лежит пушистый блестящий снег. Особенно хороши ели в зимнем уборе. Все залито ярким солнечным светом.

-О чем этот текст?

-Прочитайте еще раз внимательно текст, найдите и подчеркните в нем имена существительные. (Ученики работают на карточках)

Самостоятельная работа по определению типа склонения выписанных имен существительных. Проверка. Момент контроля и самоконтроля.

- Из текста выберите имена существительные, выпишите их, попробуйте определить склонение.

- Какие существительные подчеркнули? Проверим, посмотрите на экран.

Слайд №5 (проверочный текст)

(лес, дерево, иней, ветвь, шапка, снег, ель, убор, свет)

V. Актуализация знаний. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.

Вопросы:
- У кого все получилось? У кого были ошибки? Почему они возникли? (Забыл правило, так как оно очень большое. Ошибся в определении рода существительного. Не обратил внимания на окончание. Запутался, что за чем определять и т. д.)

Постановка детьми проблемы и ее фиксация.

- Вы сейчас оценили свою работу, увидели свои ошибки, попытались объяснить их возникновение. Многие сослались на то, что таким большим по объему правилом пользоваться неудобно. И это на данном этапе уже проблема. Кто ее озвучит? (Как помочь себе быстро и правильно определить склонение существительных?)


- Зафиксируем эту проблему на доске и в тетрадях.

?

скл. сущ.

VI. Формулирование цели урока.

- Может быть, кто-нибудь сформулирует цель урока? (Мы должны научиться быстро и правильно определять склонение существительных, хорошо разобраться в правиле.)
- Чем же можно помочь себе? (Надо составить план. Можно вывести алгоритм своих действий, нарисовать схему и т. д.)

VII. “Открытие” учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных.

- Предлагаю поработать над решением данной проблемы в группах. Откройте учебники, внимательно прочитайте правило на с.123-124 и, действуя “шаг за шагом”, найдите свое решение.

Работа в группах. Защита своих решений у доски.

- Сделаем вывод - при определении склонения существительных удобнее действовать, используя схему-модель (алгоритм). Слайд №6 (схема)

        ?

скл. сущ. ------ н. ф. ------ род,

окон. ------ скл.

- Озвучим схему (алгоритм).
- Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа, т. е. в н. ф., определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.  

Возвращение к проблеме.

- Проверим, поможет ли схема-модель в практической работе.

VIII. Первичное закрепление.

- Выберите из словосочетаний имена существительные, запишите их.
- Используя схему-модель, определите тип склонения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Комментированное письмо (на доске)

В дальнюю дорогу, у глубокого озера, под старой елью, заметили на ветке, с черной шапочкой на голове, красная грудка, сидели на рябине, скрылся в парке, колючая елка.

Комментирование по цепочке.

- Помогла ли схема-модель?
- Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа, т. е. в н. ф., определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.  

- Ну, а теперь отдохнем.

IX. Физминутка Веселая зарядка (под музыку).

Прилетели птички, птички – невелички.
Смотрят к нам в окошко,
Просят хлеба, крошку
Мы им крошки дали,
Птички весело клевали.
 

X. Закрепление изученного.

Слайд №7 (птицы)

- Какие птицы прилетели на нашу кормушку? Назовите их. Как вы можете помочь птицам зимой? Что для них страшнее голод или холод?
- Послушайте стихотворение «Как птице перезимовать?»
- Помогите птицам найти свою кормушку.

Стих

Ученик:

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- Поможем птицам, особенно сейчас, когда им трудно найти корм.

Игра «Помоги птице найти свою кормушку»

Детям раздаются карточки с изображением птиц. На доске вывешиваются 3 «кормушки» - склонения. Ученики определяют склонения существительных (названия птиц) и  распределяют карточки по кормушкам.

- Молодцы, ребята. Справились с заданием.

- Что нам помогло быстро и правильно определить склонения сущ-ых? (Схема-модель)

XI. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

- А теперь поработайте с тестами и оцените себя. При работе пользуйтесь схемой-моделью.

Тест

  1. Ко второму склонению относятся существительные:
    а) мужского рода с окончаниями -а, -я
    б) женского рода с окончаниями -а, -я
    в) мужского рода □
    г) женского рода □
    д) среднего рода с окончаниями -о, -е
  2. Определите склонение существительного дедушка:
    а) 1 склонение
    б) 2 склонение
    в) 3 склонение
  3. Определите склонение существительного лошадь:
    а) 1 склонение
    б) 2 склонение
    в) 3 склонение
  4. Обведите существительное 3 склонения:
    а) у дверки
    б) у двери
    в) у земли
    г) у моря
  5. Определите склонение существительного в словосочетании
    сидели на ветке:
    а) 1 склонение
    б) 2 склонение
    в) 3 склонение

Работа учащихся с тестами. Момент контроля.
Слайд №8 (тест с правильными ответами)

- Кто справился с работой? У кого были ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? (В случае необходимости дети помогают определить склонение существительного.)

Самооценка. Дети выставляют себе оценку.

XII. Итог урока.

- Что нового узнали? Что было вам особенно интересным на уроке? Как будете дома определять склонение существительных?

Домашнее задание.

  • Выучить схему-модель.
  • Выполнить упр.160 (учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Урок : Русский язык. Тема: "3-е склонение имён существительных".

Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существител...

Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён существительных»

Продолжить формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; совершенствовать умение выделять и формировать главную мысль в прочитанном тексте....

Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"

1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...