Урок русского языка в 4 классе "Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Липатова Яна Витальевна

 Познакомить с несклоняемыми именами существительными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными.

Дидактические задачи: формировать умение склонять имена существительные;

формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу;

углубить знания детей об имени существительном как части речи.

Развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, речь учащихся;

обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Воспитательные задачи: развивать интерес к уроку русского языка; учить детей слушать друг друга; развивать умение работать  в коллективе, в парах, самостоятельно.

Оборудование: мультимедиа, толковый словарь, карточки для парной работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

  1. Цели урока (психологическая минутка).

Учитель: Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

-Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

         3.  Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Учитель: Над какой общей темой мы работаем на уроках русского языка?

Дети: Имя существительное.

Показ слайда.

Учитель: Отгадайте тему нашего урока. Из каждого слова возьмите только первый слог.  Показ слайда.

  Склока, неряха, нива, енот.

Учитель: Какое слово получилось?

Дети: Склонение.

Учитель: Чему будем учиться на уроке?

Дети: Будем учиться склонять имена существительные.

Учитель: Правильно, будем учиться склонять имена существительные. А как вы думаете, есть ли слова, которые не изменяются?

У: Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

У: Начнём мы наш урок с чистописания. Оно подготовит нас к красивому и правильному письму.

         4. Минутка чистописания:

Дети открывают тетради, число, дата и классная работа записаны в тетрадях заранее.

У: Я предлагаю вам отгадать загадку.

                     Несу я урожаи,

                     Поля вновь засеваю,

                     Птиц к югу отправляю,

                     Деревья раздеваю,

                     Но не касаюсь сосен и ёлочек.

                     Я - …..

Д: Осень.

У: Правильно!

У: Ребята, назовите мне осенние месяцы.

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

У: А какой сейчас месяц?

Д: Октябрь.

У: Найдите в слове осень парный согласный, мягкий, глухой звук.

Д: С.

У: Какой буквой на письме обозначается звук с?

Д: Эс.

У: Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной буквы с. Посмотрите на доску и скажите, из какого элемента состоит буква с?

Д: Из полуовала.

У: А что мы должны помнить при написании этой буквы?

Д: Соблюдение высоты и наклона.

У: А сейчас, вспомнив о правильной посадке при письме и наклоне тетради, запишите на первой строчке чередуя заглавную и строчную буквы с.

У: А сейчас посмотрите на слова записанные, на доске. Давайте их прочитаем.

Д: снегирь  Севастополь  солнце  Светлана

У: Скажите мне, пожалуйста, почему слова Севастополь и Светлана записаны с заглавной буквы?

Д: Это имена собственные.

У: Запишите их на второй строчке и подчеркните в них только нижние соединения.

У: Ребята, давайте прочитаем предложение, записанное на доске.

Д:  Легендарный Севастополь – это гордость русских моряков .

У: Как мы пишем слово Севастополь?

Д: С заглавной буквы.

У: Запишите это предложение на следующей строчке.

У: А сейчас запишите слово осень и подберите к нему однокоренные слова.

У: Давайте проверим.

Д: Осенний, осенины.

У: А что такое осенины?

Д: Это древний праздник прощания с летом и встречи осени.

У: Какие это слова?

Д: Однокоренные.

У: Давайте выделим в этих словах корень.

У: Какой корень в этих словах?

Д: Корень  -осен -.

         5. Словарная работа.

У: Какое правило, мы только что вспомнили, подобрав к слову осень однокоренное слово «осенний»?

Д: Безударная гласная в корне слова, которую можно проверить ударением.

У: Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова?

Д: Словарные.

У: Почему?

Д: Потому что написание их мы проверяем по словарю.

У: Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Давайте найдём его в учебнике на стр. 65. Прочитайте его.

У: Что такое шоссе?

У: Давайте послушайте, что о нем написано в толковом словаре.

Д:  Дорога, замощённая щебнем, а также всякая дорога с твёрдым покрытием.

У: Спишите это словарное слово из учебника себе в тетрадочки, поставьте ударение и подчеркните буквы написание, которых мы должны  запомнить. Придумайте одно предложение с этим словарным словом и запишите его в тетрадь

         6. Закрепление знаний о падежах.

У: Сколько всего падежей в русском языке? (6)

- Назовите их.

Показ слайда.

У: А сейчас, воспользовавшись памятками, ответьте на вопрос как определить падеж имени существительного?

Д: Надо найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.

У: А сейчас, пользуясь памятками, давайте, выполним упражнение «Лишнее словосочетание». Показ слайда.

Живет под корягой, ударяет хвостом, думает над задачей, идет по шоссе.

У: Давайте прочитаем словосочетания.

У: Вам нужно будет списать словосочетания. Определите падеж существительных. Найдите лишнее словосочетание.

У: Работаем самостоятельно в тетрадях, а три ученика работают по другим карточкам, выполняя то же самое задание только с другими словосочетаниями (на карточках).

У: Проверяем. Читаем словосочетания и определяем падеж существительных.

У: Какое словосочетание лишнее и почему?

Д: Словосочетание «идет по шоссе» лишнее, потому что существительное стоит в дательном падеже, а все остальные существительные – в творительном.

У: Правильно.

         7. Работа над новым материалом.

У: А сейчас давайте просклоняем слово шоссе.

У: Что такое склонение?

Д: Это изменение слова по падежам.

У: А сейчас давайте запишем названия падежей в столбик и попробуем просклонять слово шоссе. У доски работает…….,а остальные в тетрадях.

И. п. что?    шоссе

Р. п. чего?    шоссе

Д. п. чему?   шоссе

В. п. что?      шоссе

Т. п. чем?     шоссе

П. п. о чём? о шоссе

У: Что заметили при склонении?

Д: Слово не изменилось.

У: Сможем ли мы сейчас ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

 Д: Да. Такие слова есть.

У: Как называются такие существительные? Прочитайте на странице 65.

У: К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечным гласным   -О, - Е, -И, -У, -Э, -Ю.

Показ слайда.

У: Например, метро, пюре, жалюзи, кенгуру и другие.

У:  А какие вы знаете несклоняемые существительные?  

У: Давайте прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 65

У: Эти слова пришли к нам из других языков. Давайте познакомимся с ними поближе.

Группировка слов.

Показ слайда.

- Разделите на 3 группы данные слова.

продукты: …            
одежда: …                

жилище человека: …                  

Жалюзи, кашне,  какао, кепи, трюмо, пюре, драже, пианино, хаки, кашпо, кофе, радио, эскимо, трико, пальто, тире.

У: Все ли слова понятны? Как узнать значение неизвестного слова?

Д: При затруднении пользоваться толковым словарем.

У: У нас на всех словарей не хватит, поэтому мы заглянем в клуб Почемучки.

Показ слайда.                Клуб Почемучки.

Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка.

Кашне - узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

Хаки - коричневато-зелёный, защитный цвет или плотная ткань такого цвета,    а также  форменная одежда из такой ткани.

Кепи – то же, что и кепка.

Жалюзи – оконные шторы из множества пластинок на шнурах.

Трюмо – столик с установленным на нем зеркалом, предназначенный для хранения туалетных принадлежностей, косметики и украшений.

ДРАЖЕ - мелкие кондитерские изделия округлой формы с гладкой блестящей поверхностью; имеют обычно начинку.

У: Работаем по рядам.

У: Давайте проверим вашу работу. Какие слова отнесли в первую группу?

Показ слайда.

  (Продукты: какао, пюре, драже, кофе, эскимо.)

У: Во вторую группу?

Показ слайда.

  (Одежда: кашне, кепи, хаки, трико, пальто.)

У: В третью группу?

Показ слайда.

  (Жилище человека: жалюзи, трюмо, пианино, кашпо, радио)

У: К какой группе отнесли слово тире?

Д: Ни в какую группу оно не подходит, т. к. тире – это знак препинания.

У: Правильно.

         8. Интерактивная гимнастика для глаз. (5 – 18 слайды).

         9. Закрепление нового материала.

   1) Работа с текстом.

Показ слайда.

У: А теперь поучимся находить несклоняемые существительные в тексте.

У: Прочитайте текст.

У: Найдите  несклоняемые имена существительные и выпишите их.

У: Как будете искать несклоняемые слова?

Д: Посмотреть на правило и устно просклонять слово, если слово не изменяется, то это несклоняемое имя существительное.

- Работаем с комментированием.

Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой  поехали  в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами  в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!

У: Прочитайте, какие слова мы выписали.

Д: Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони.

У: В какую группу можно объединить все эти слова?

 Д: Животные.

Показ слайда с изображением животных.

У: Кто из названных животных живёт в наших лесах?  (Никто.)

У: Поэтому они Коле и понравились. А мы продолжаем работу.

   2) Редактирование.

Показ слайда.

У: Эти предложения написал человек, который ничего не знал о несклоняемых именах существительных.

У: Вам нужно будет найти и исправить ошибки. У исправленных слов определить падеж.

Давайте прочитаем первое предложение. Где здесь допущена ошибка?

У: В каком падеже стоит имя существительное кино.

У: Правильно. В остальных предложениях найдите ошибки самостоятельно. Запишите предложения без ошибок. У  исправленных слов определите падеж.

Родители вернулись из кина поздно вечером. ( из чего ? откуда ? )

По радиву звучали весёлые песни.

Брат ушел гулять без пальта и шапки.

У: Проверьте это задание, обменявшись друг с другом тетрадями.

Есть ли у кого из вас ошибки? Давайте проверим.

У: А сейчас подведем итоги урока.

       10. Итог урока.  

В берёзовой роще жила маленькая берёзка. Как и все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит.

– Где? Зачем? Почему? – спрашивала берёзка.

Ребята, давайте расскажем ей, о чём мы говорили на уроке, и оденем  её в осенние листочки.

 Показ слайда.

У: С чем познакомились на уроке?

Д: Познакомились с несклоняемыми именами существительными.

У: Чему учились?

Д: Учились склонять имена существительные.

Д: Находили несклоняемые имена существительные в тексте.

Д: Исправляли ошибки.

У: Хорошо, вы все справились с трудностями.

 У: Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

У: Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. А вот это радостное солнышко выражает моё настроение от вашей хорошей работы на уроке! Показ слайда.

9. Домашнее задание:

У: На дом я задаю вам упражнение  № 116 и правило на странице 65. Показ слайда.

У: Ребята, вы сегодня хорошо поработали (выставление отметок).

У: Всем спасибо за урок! Показ слайда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Несклоняемые имена существительные"

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Несклоняемые имена существительные"...

Урок русского языка в 3 классе по теме"Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?"

*Формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? *Развивать творческое мышление;*Воспитание любви к животным, бережного отношения к учебным вещам, уважения  друг к другу....