Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён существительных»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Продолжить формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; совершенствовать умение выделять и формировать главную мысль в прочитанном тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект | 67.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён существительных» 2012г. Мельникова Н.В. |
Урок русского языка в 4-м классе "Склонение имен существительных"
Цель: Продолжить формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; совершенствовать умение выделять и формировать главную мысль в прочитанном тексте.
Оборудование: карточки со словами; запись на доске; памятки для каждого учащегося; изображения тучек; карточки для индивидуальной работы; образцы гранита, песка, глины; компьютер для работы учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Внимательно посмотрите на три облачка на доске.
- Какое вам нравится больше? Почему?
- Итак, вы выбрали веселое облачко. Это говорит о том, что на протяжении всего урока вы будете работать с хорошим настроением.
- А теперь улыбнемся друг другу, сядем поудобнее и настроим себя на плодотворную работу. (тренинг)
Глаза закрыты, дети повторяют за учителем:
Я на уроке.
У меня все хорошо.
Я, как разведчик, все замечу.
Внимание мое растет,
Я готов к уроку. (открывают глаза)
- Сегодня много работы, а времени мало. Наша задача - активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания.
- Приготовим свои пальчики. Разогреем. Пошли в гости к большому пальчику.
Массаж рук
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний.
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья
Друг без друга им нельзя.
(проговаривая, дети разминают каждый пальчик)
II. Минутка чистописания.
1) На доске: Гр . н . т, п . с . к, гл . н . .
- Какие слова зашифрованы? (гранит, песок, глина)
- Какие гласные пропущены в первом слове?
(один ученик называет пропущенные в слове гласные, остальные сигналят светофорами, учитель открывает закрытые гласные)
- Когда будете писать слово гранит в сочетаниях ра и ни используйте верхнее соединение.
- В слове песок? (о, е)
При написании слова песок соединение пе - среднее, со - верхнее.
- В слове глина? (и, а – окончание)
В этом слове сочетания ли и на будете писать верхним соединением. Написание гласных букв в этих словах можно проверить? (нет)
- Эти слова словарные, написание которых нужно запомнить. Спишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму.
(один ученик выполняет работу у доски с комментированием)
- Согласны? (сигналят)
2) На доске слова:
ГРАНИТ ПЕСОК ГЛИНА
- Найдите “лишнее” слово. (гранит)
- Почему? (гранит - это твердая порода)
- Правильно. Об этом мы говорили на уроках природоведения.
- А что общего у этих слов?
(слова обозначают природные ископаемые)
|
|
|
III. Словарная работа.
1) - Переходим к словарной работе.
- Запишите под диктовку предложение. (ученик - у закрытой доски).
Гранит, песок и глина – это полезные ископаемые.
- Открываем доску и проверяем, нет ли орфографических ошибок. (в записи нет запятой)
- Что сюда напрашивается? (знак препинания - запятая)
- А почему?
(Гранит, песок и глина - однородные члены предложения).
- Перед словом это всегда пишется тире. Запомните.
2) - Подберите к слову ГЛИНА однокоренные слова. (глиняный, глинистый, суглинок)
- Правильно. Эти слова на уроке природоведения уже звучали.
- Запишите эти слова в тетрадях через запятую, выделите корень.
- Какой корень в этих словах? (корень глин)
- Отгадайте загадку:
Он очень прочен и упруг
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
(показ образца)
- Кто прочитает текст про гранит, записанный на доске, выразительно?
Гранит – прочная горная порода. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от цвета полевого шпата.
Гранит состоит из отдельных зерен. Зерна в граните плотно прилегают друг к другу. Гранитом украшают здания, набережные, метро.
- Какое имя существительное повторяется почти в каждом предложении (гранит).
- Выделите окончания в слове гранит на доске, а остальные с заглавной буквы, через запятую записывайте это имя существительное и выделяйте окончание.
- Что же происходит со словом гранит? (изменяется окончание)
- Для чего изменяется окончание? (для связи слов в предложении)
- А что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
Вывод: Чтобы правильно определить падеж имени сущ – го, надо найти слово, от которого зависит это существительное, поставить вопрос и по вопросу определить падеж.
IV. Физпауза. Игра «Слон, мышка, орёл»
V. Тема урока.
- Сегодня мы продолжаем учиться изменять имена существительные по падежам, т е. склонять.
- Отгадайте еще одну загадку: Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
(песок)
(показ образца)
(два ученика у доски склоняют слова песок и глина)
- А вы, ребята, вспомните о том, что мы говорили на уроках природоведения о песке?
- Отгадайте еще одну загадку:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу.
(глина)
(показ образца)
- Что вы знаете о глине ?
- А запомнили ли вы, какие из этих ископаемых имеются в нашей местности?
- Посмотрим, постарались ли ребята, которые работали у доски. Приготовьте светофоры.
(ученики по очереди склоняют слова песок и глина
по схеме падеж - вопрос - слово - окончание)
VI. Работа учащихся с компьютером.
- Ребята! Кто-то стучится. (открываю доску)
- Еще одна тучка. Она плачет. Что случилось?
- Какие-то белые листочки. Что это такое? Да это вопросы!
- Оказывается, тучка не может ответить на эти вопросы. Что нам нужно сделать, чтобы тучка заулыбалась? (помочь)
- Сейчас вы должны ответить на вопросы тучки, а провкряющая группа (три ученика) проверит ваши ответы и оценит их.
- Первый вопрос, с которым тучка не справилась.
Как определить род имени существительного?
(чтобы определить род имени существительного нужно поставить слова – помощники)
- Какие вы знаете слова-помощники?
М. р. | Ж. р. | Ср. р. |
- Проверяющая группа, так ли это? (ответ правильный)
- Какую оценку вы ставите? (показывают оценку)
- Определите род имен существительных в записанном нами предложении. (работает ученик у закрытий доски)
- Остальные самостоятельно.
(проверка – ученик у доски называет существительное и его род, а остальные сигналят).
- А какого рода существительное ископаемые?
(род определить нельзя, потому что это существительное стоит во множеств.числе)
- Вы помогли справиться тучке с первым вопросом. Молодцы.
- Переходим ко второму вопросу.
- Выходит проверочная группа (три человека)
Как определить склонение имени существительного?
(нужно определить род существительного в именительном падеже единственного числа, по роду и окончанию определить склонение)
- Обратимся к проверочной группе.
Оцените ответ. (сигналят)
- И, наконец, третий вопрос.
- Выбирается новая группа. Это … (три человека)
Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже, а в любом другом падеже?
(его нужно поставить в именительный падеж единственного числа)
- Что скажет проверочная группа? (оценка)
- Молодцы! Спасибо. Посмотрите, тучка стала улыбаться.
- Знания, которые вы сейчас использовали при ответах на вопросы тучки, вам пригодятся при работе с учебником. Откройте их.
VII Физпауза для глаз.
(обведем глазками тучку вправо, влево, закрыть глаза, открыть)
VIII. Работа с учебником.
- Открыли учебники с. 68, упр. 151.
Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?
- Почему текст назван “Кувшинка”? (это главная мысль текста)
- О какой особенности цветка идёт речь? (читают предложения)
- В тетрадях пишем слово упражнение 151. Заголовок “Кувшинка”.
- Пишем три предложения.
(учащийся зачитывает эти три предложения вслух)
- Определите склонения имен существительных.
- Проверим. (один ученик отвечает, остальные сигналят)
IX. Итог урока.
- Чему учились на уроке? (склонять имена существительные)
- О каких именах существительных мы сегодня говорили?
(гранит, песок, глина)
- Почему эти ископаемые называются полезными?
(они приносят пользу людям)
- Поэтому люди должны бережно их использовать.
(отметить активных учащихся, оценить ответы)
X. Домашнее задание.
- Письменно просклоняйте имена существительные уголь, руда.
XI. Работа учащихся с компьютером.
- Ребята, внимание! Компьютер просит вашей помощи!
- Он не смог справиться с заданием и теперь может сломаться. Он просит нас помочь ему. Поможем?
- Посмотрите, на экране компьютера карточка с именами существительными. А падежи определены неверно. Исправим ошибки компьютера?
- У вас такие же карточки. Определите падежи имен существительных и запишите в скобках.
(три слабых ученика склоняют на отдельных карточках, им ставится отдельная оценка)
- Проверяем. (читают цепочкой по строчке, учитель сигналит)
- Молодцы! Теперь компьютер не поломается и мы будем продолжать работу с его помощью и на следующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"
Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....
Презентация к уроку русский язык 3 класс"Склонение существительных"
На данном уроке закрепляются знания о склонении существительных и открывается способ определения склонения сществительного в косвенной форме....
Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных
Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Урок русского языка 4 класс. Склонение имён существительных.
Презентация+конспект урока....
Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
Первый урок по теме....
Русский язык. 3 класс. Склонение, падеж имён существительных. Задания для самостоятельной работы учащихся
В данной статье предложены 3 варианта заданий, которые учитель может использовать на этапе применения знаний о склонении имён существительных и закреплении знания падежей существительных....