Конспект урока по русскому языку по теме: "Не с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок направлен на формирование навыка правописания частицы НЕ с глаголами. в ход урока включены разные методы работы с учащимися: грамматическая сказка по изучаемой теме, чтение диалога по ролям, индивидуальная работа по карточкам, загадки и пословицы. всё это способствует развитию речи учащихся, внимания, орфографической зоркости. в ходе данного урока прослеживается связь с уроками литературного чтения (повторение жанров устного народного творчества на примере с загадками и пословицами, выразительное чтение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_glagolami.rar | 176.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
УМК: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение писать частицу НЕ с глаголами;
- запомнить глаголы, которые без НЕ не употребляются
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, память;
- способствовать развитию языкового чутья, интуиции
Воспитательные:
- раскрывать красоту и богатство родного языка, вырабатывать
коммуникативные качества.
Оборудование: учебник, тетради, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.
№ п/п | Этапы урока | Содержание урока | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 | Орг. момент Чистописание с орфографической и фонетической нагрузкой. Объяснение нового материала. Физкультминутка. Работа с учебником. Итог урока. Домашнее задание. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сегодня надо нам узнать, Как НЕ с глаголами писать. - Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? (да) - Корней Иванович Чуковский записал предложения, которые говорили дети. Давайте их прочитаем. Подумайте, что здесь неправильно. • Ты не дадашь, а я взяму. • Я вам зададу, подождите. • Верка плювается. • Я как только лягну, так и вижу сон. • Мой папа воевает. Не воевает, а войнует. • А я твоего петушка спрятаю. А я отыскаю. •Ну тогда я сядаю и заплакаю. ( дети неправильно произносят глаголы) -Я предлагаю вам записать все глаголы правильно. Дети записывают в тетрадях, один ученик пишет на доске. (не дашь, возьму, задам, плюётся, лягу, воюет, спрячу, отыщу, сяду, заплачу) - Хорошо, раз вы выполнили это задание, то следующее задание у вас не вызовет затруднение. Итог выполнения данного задания приведёт нас к теме нашего сегодняшнего урока. - Запишите в тетради букву из слова ЧИТАТЬ, которая обозначает согласный мягкий глухой звук. (ч) - Из слова ПОЛАСКАТЬ выпишите безударную гласную в корне. Объясните значение этого слова. Молодцы, что сообразили! (можно полоскать бельё, тогда в корне будет безударная гласная О, проверочное слово — ПОЛОЩЕТ, а можно рассмотреть это слово в значении «ПОЛАСКАТЬ щенка», тогда безударная гласная А-ЛАСКА) (а) - А теперь нужно будет выписать букву из слова РАССКАЗАТЬ — она обозначает согласный твёрдый глухой звук, он находится в приставке. (с) - Какая буква в слове РАДОСТНЫЙ не произносится? (т — проверочное слово РАДОСТЬ) - Слово МИРИТЬ. Какая безударная гласная в корне? (всё зависит от контекста: мерить платье — проверочное слово — МЕРКА; мирить ребят — проверочные слова МИР, МИРНЫЙ) (и) - Слово ЦЕПЛЯЕТ — какую надо выписать букву, если она обозначает согласный твёрдый глухой непарный звук? (ц) - Из слова ЗАХОЧЕШЬ выпишите букву гласного звука, которая находится в приставке. (а) - Следующая буква спряталась в слове СОННЫЙ. Какая орфограмма в этом слове? (удвоенная согласная) - Выпишите букву согласного звука, которая находится в суффиксе. (н) - Последняя буква находится в слове ВЕСЕЛИТ. Это безударная гласная в корне слова. (е) - Как это проверить? (слово ВЕСЕЛ мы проверяем первую безударную гласную; словом ВЕСЁЛЫЙ — вторую безударную гласную) - Ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось из выписанных букв. (Здесь написано ЧАСТИЦА НЕ. Значит, сегодня мы будем изучать, как пишется частица НЕ с глаголами) - Я хочу рассказать вам сказку. Послушайте. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему... Как вы думаете? (не люблю) Да. он признавался: «Верю», - а она ему... (не верю) И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул...А что было дальше, сейчас узнаем. Дети читают по ролям. - Слезь со стула! - (Не) хочу! - Упадёшь! - (Не) упаду! - Отойди! - (Не) отойду! - Приедешь? - (Не) приеду! - Придёшь? - Нет, (не) приду! - Услышишь? - (Не) услышу! - Найдёшь? - Нет (не) найду! - Слезаешь? - (Не) слезаю! - Решаешь? - (Не) решу! - Мечтаешь? - (Не) мечтаю! - Молчишь? - Нет, (не) молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! У детей этот же текст, только без частицы НЕ. - На ваших листочках нет частицы НЕ. Вам её предстоит вписать. Но как нам быть? (мы помним, вы нам говорили, что частица НЕ пишется отдельно от глагола. Вот поэтому у глагола с частицей такая странная любовь) - Конечно, раз вы это помните, то выполняйте задание. Дети вписывают частицу у себя на листочках. - А сейчас я вам предлагаю такое задание: прочитать и отгадать загадки, в которых есть частица НЕ перед глаголом. 1) Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? 2) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. 3) Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. 4) Был ребёнок - Не знал пелёнок, Стал стариком - Сто пелёнок на нём. - Сделайте, пожалуйста, вывод, какое правило спряталось в этих загадках? (частица НЕ с глаголами пишется раздельно) - Я согласна. Но как тогда быть с такими примерами: 1) Потчевать велено, а неволить грех. 2) Кто кого обидит, тот того и ненавидит. 3) Плохо можется, коли нездоровится. - Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится»? (В русском языке есть слова исключения.) - Тогда как же следует уточнить правило? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются) - Давайте я вам расскажу, что же в сказке было дальше. … Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс, Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей. Мы попрыгаем как зайки! Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! - В учебнике на странице 81 найдите рубрику «Тайны языка». Внимательно прочитайте и постарайтесь пополнить информацией свой багаж знаний. - Нам предстоит выполнить ещё одно задание. Запишите самостоятельно стихотворение В. Орлова «Оправдался» из упражнения 1. Ученики выполняют задание в тетрадях. Затем проводится взаимопроверка фронтально, проговаривая правило. - В дальнейшем у нас будет ещё много заданий. Но на сегодня мы выполнили все задания. Что вам больше всего запомнилось на уроке? - В каких заданиях вы не встречали препятствий? - Какие задания вызывали затруднения? - Что нового узнали? (глаголы, которые не употребляются без НЕ) - Кто помнит эти слова? Давайте мы их запишем. (ненавидеть, невзлюбить, неволить, негодовать, недоумевать) - Приятно, что вы всё это запомнили. Дома постарайтесь найти ёще 2-3 загадки, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками. Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.
| Слайд 1 На доске Слайд 2 индивидуальные карточки Слайд 3 Слайд 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"
Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Что такое глагол?"
Урок "Что такое глагол?"...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России
Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России...
Конспект урока по русскому языку на тему Прошедшее время глагола, 3 класс
Прошедшее время глагола...
Конспект урока по "Русскому языку" на тему "Неопределенная форма глагола" для 3 класса
Конспект содержит материал к уроку по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: «Неопределённая форма глагола». (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект урока по русскому языку по теме "Не с глаголами"
Конспект урока по русскому языку по теме "Не с глаголами"...