Конспект урока по русскому языку по теме: "Не с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данный урок направлен на формирование навыка правописания частицы НЕ с глаголами. в ход урока включены разные методы работы с учащимися: грамматическая сказка по изучаемой теме, чтение диалога по ролям, индивидуальная работа по карточкам, загадки и пословицы. всё это способствует развитию речи учащихся, внимания, орфографической зоркости. в ходе данного урока прослеживается связь с уроками литературного чтения (повторение жанров устного народного творчества на примере с загадками и пословицами, выразительное чтение). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_glagolami.rar176.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема:   Правописание частицы НЕ с глаголами.

УМК: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Задачи урока:

Образовательные:

  1. формировать умение писать частицу НЕ с глаголами;
  2. запомнить глаголы, которые без НЕ не употребляются

Развивающие:

      -   развивать орфографическую зоркость;

  1. развивать внимание, память;
  2. способствовать развитию языкового чутья, интуиции

Воспитательные:

  1. раскрывать красоту и богатство родного языка, вырабатывать

коммуникативные качества.

Оборудование: учебник, тетради, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.


п/п

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

1







































2























































3



















































































































4











5













6















7

Орг. момент







































Чистописание с орфографической и фонетической нагрузкой.


















































Объяснение нового материала.

















































































































Физкультминутка.










Работа с учебником.












Итог урока.















Домашнее задание.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сегодня надо нам узнать,

Как НЕ с глаголами писать.


- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

                                         (да)

- Корней Иванович Чуковский записал предложения, которые говорили дети. Давайте их прочитаем. Подумайте, что здесь неправильно.


 Ты не дадашь, а я взяму.

 Я вам зададу, подождите.

 Верка плювается.

 Я как только лягну, так и вижу сон.

 Мой папа воевает.

   Не воевает, а войнует.

 А я твоего петушка спрятаю.

   А я отыскаю.

Ну тогда я сядаю и заплакаю.

                      ( дети неправильно

                       произносят глаголы)

-Я предлагаю вам записать все глаголы правильно.

Дети записывают в тетрадях, один ученик пишет на доске.


(не дашь, возьму, задам, плюётся, лягу, воюет, спрячу, отыщу, сяду, заплачу)


- Хорошо, раз вы выполнили это задание, то следующее задание у вас не вызовет затруднение. Итог выполнения данного задания приведёт нас к теме нашего сегодняшнего урока.


- Запишите в тетради букву из слова ЧИТАТЬ, которая обозначает согласный мягкий глухой звук.

                              (ч)

- Из слова ПОЛАСКАТЬ выпишите безударную гласную в корне. Объясните значение этого слова.

Молодцы, что сообразили!

               (можно полоскать бельё, тогда в корне будет безударная гласная О, проверочное слово — ПОЛОЩЕТ, а можно рассмотреть это слово в значении «ПОЛАСКАТЬ щенка», тогда безударная гласная А-ЛАСКА)

                                                 (а)

- А теперь нужно будет выписать букву из слова РАССКАЗАТЬ — она обозначает согласный твёрдый глухой звук, он находится в приставке.

                                                (с)

- Какая буква в слове РАДОСТНЫЙ не произносится?

             (т — проверочное слово РАДОСТЬ)

- Слово МИРИТЬ. Какая безударная гласная в корне?

              (всё зависит от контекста:

               мерить платье — проверочное

               слово — МЕРКА;

               мирить ребят — проверочные

               слова МИР, МИРНЫЙ)

                                               (и)

- Слово ЦЕПЛЯЕТ — какую надо выписать букву, если она обозначает согласный твёрдый глухой непарный звук?

                                               (ц)

- Из слова ЗАХОЧЕШЬ выпишите букву гласного звука, которая находится в приставке.                               (а)                                            

- Следующая буква спряталась в слове СОННЫЙ. Какая орфограмма в этом слове?

                                 (удвоенная согласная)

- Выпишите букву согласного звука, которая находится в суффиксе.

                                                 (н)

- Последняя буква находится в слове ВЕСЕЛИТ. Это безударная гласная в корне слова.

                                                 (е)

- Как это проверить?

                (слово ВЕСЕЛ мы проверяем                  

                 первую безударную гласную;

                 словом ВЕСЁЛЫЙ — вторую

                 безударную гласную)


- Ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось из выписанных букв.

               (Здесь написано ЧАСТИЦА НЕ.

                Значит, сегодня мы будем изучать,

                как пишется частица НЕ с

                глаголами)

- Я хочу рассказать вам сказку. Послушайте.


      Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему... Как вы думаете?

                                                    (не люблю)

Да. он признавался: «Верю», - а она ему...

                                                    (не верю)

И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул...А что было дальше, сейчас узнаем.


Дети читают по ролям.


- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

- (Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет, (не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не) решу!

- Мечтаешь?

- (Не) мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!


У детей этот же текст, только без частицы НЕ.


- На ваших листочках нет частицы НЕ. Вам её предстоит вписать. Но как нам быть?

               (мы помним, вы нам говорили, что

                частица НЕ пишется отдельно от

                 глагола. Вот поэтому у глагола с

                 частицей такая странная любовь)

- Конечно, раз вы это помните, то выполняйте задание.


Дети вписывают частицу у себя на листочках.


- А сейчас я вам предлагаю такое задание: прочитать и отгадать загадки, в которых есть частица НЕ перед глаголом.      


1)   Из какого ковша не пьют, не едят,

      А только на него глядят?

2)   Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

3)   Всех я вовремя бужу,

       Хоть часов не завожу.

4)   Был ребёнок -

       Не знал пелёнок,

       Стал стариком -

       Сто пелёнок на нём.


- Сделайте, пожалуйста, вывод, какое правило спряталось в этих загадках?

               (частица НЕ с глаголами пишется    

                раздельно)

- Я согласна. Но как тогда быть с такими примерами:


1)   Потчевать велено, а неволить грех.

2)   Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

3)   Плохо можется, коли нездоровится.


- Существуют ли в русском языке слова

«волить», «навидит», «здоровится»?

                    (В русском языке есть слова    

                      исключения.)

- Тогда как же следует уточнить правило?

                    (Частица НЕ с глаголами

                     пишется раздельно, кроме

                     слов, которые без НЕ не

                     употребляются)

- Давайте я вам расскажу, что же в сказке было дальше.


        … Частица НЕ никогда не подходила  к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».

        Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»

        И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.


Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс,

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!


- В учебнике на странице 81 найдите рубрику «Тайны языка». Внимательно прочитайте и постарайтесь пополнить информацией свой багаж знаний.


- Нам предстоит выполнить ещё одно задание. Запишите самостоятельно стихотворение В. Орлова «Оправдался» из упражнения 1.


Ученики выполняют задание в тетрадях. Затем проводится взаимопроверка фронтально, проговаривая правило.


- В дальнейшем у нас будет ещё много заданий. Но на сегодня мы выполнили все задания. Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- В каких заданиях вы не встречали препятствий?

- Какие задания вызывали затруднения?

- Что нового узнали?

             (глаголы, которые не употребляются

               без НЕ)

- Кто помнит эти слова? Давайте мы их запишем.

             (ненавидеть, невзлюбить, неволить,

             негодовать, недоумевать)


- Приятно, что вы всё это запомнили. Дома постарайтесь найти ёще 2-3 загадки, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками. Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

                                                 














Слайд 1

















































































На доске






















Слайд 2

























индивидуальные

карточки















Слайд 3


















Слайд 4

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс  Школа России...

Конспект урока по "Русскому языку" на тему "Неопределенная форма глагола" для 3 класса

Конспект содержит материал к уроку по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса...

Конспект урока по русскому языку по теме "Не с глаголами"

Конспект урока по русскому языку по теме "Не с глаголами"...