Конспект урока по русскому языку по теме: "Что такое глагол?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок "Что такое глагол?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chto_takoe_glagol_1.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое глагол  ( 2 класс)

Цели: Дать понятие глагола как части речи, формировать представление о лексическом и грамматическом значении глагола в русском языке.
Задачи:1.Развивать личностные УУД:
через развитие познавательных интересов, учебных мотивов. На основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.

2. Развивать регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.

3. Формировать познавательные УУД: общеучебные — умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические  средства, логические — учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.

4. Развивать коммуникативные УУД: через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, учиться контролировать действия партнёра.

Оборудование: мультимедийный проектор, наглядность на электронном носителе.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа обучающихся на уроке; работа в парах; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление синквейна.

                                                         Ход урока

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок,

Это начался урок.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Я думаю, что у нас все получится! Желаю  нам успеха!

2. Стадия вызова — целеполагание

   1) - Над какой большой темой вы работаете? ( Части речи)

- С какими частями речи мы знакомы? (имя существительное)

- Что известно об имени существительном? (отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, изменяются по числам, бывают собственные и нарицательные, одуш. и  неодуш.)

2) А теперь давайте проведем интересную зарядку  “Кто что делает?”

(работа в парах)

Гр…чи -…,

В…да - …,

Тр…ва - ..,

Сне… - …,

 Ры…ка - …

- Как вы будете действовать? (ставить вопросы)

- Слова первого столбика какой частью речи являются?

- Слова второго столбика какой частью речи являются?

3) Слово учителя: “Ребята, есть очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

Ученица: “Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

4). А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”.

1 – удивляется, 2- улыбается, 3 -  восхищается, 4 – плачет, 5 – радуется,

6 – сердится, 7 – смеется, 8 – хмурится, 9 – грустит.

5)  Какие части речи мы употребляли при ответе?

- Кто попробует сформулировать тему урока. О чем мы будем сегодня говорить?

 3. Смысловая стадия (работа с текстом)

1. Индивидуальная работа обучающихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков: (чтение и маркировка)

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

3. Информационный текст

1. Глагол — это  часть речи, которая обозначает действие предмета.  отвечает на вопросы что делать? что сделать?

 2. У глагола есть время: настоящее, прошедшее и будущее.

3. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4.  У глагола есть число: единственное и множественное;

5. В предложении  глагол является чаще всего сказуемым.

6. Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

 4.Физминутка.

Я называю слова, если это существительные, то вы хлопаете в ладоши.

Если это глаголы, то вы садитесь.

Снег, урок, думаем, работаем, тетрадь, новая, солнце, пишем, книга, стараемся.

5. Работа по учебнику с.70 упр. 121

- Прочитайте текст.

- Что делает дятел? Объясните значение слова плотничает.

- Дятлы – это санитары леса. Почему их так называют?

- Как можно озаглавить текст?

- Прочитайте текст без глаголов. Ясно ли содержание? (нет) Может наша речь обойтись без глаголов?

- Так что можно сказать о глаголе? Какая это часть речи? ( важная, незаменимая)

 

5.Составление предложений.  Упр. 120

-  Вы видите набор слов. Прочитаем их.

 - Как среди этих слов найти глаголы? (задать вопросы).

- Найдите пожалуйста глаголы.

-  Попробуйте из слов составить предложения.

- Запишите предложения себе в тетрадь. Найдите и подчеркните основу в первом предложении. Что можно о нем сказать? (оно нераспространенное)

- Какой частью речи выражено подлежащее?

- Какой частью речи выражено сказуемое?

- Что можно сказать про второе предложение? (запишем 3предложения)

2. Составление синквейна.

-О какой части речи шла речь на уроке?

Что мы узнали о этой части речи, какая она?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

-Каким членом предложения бывает?

 7. Стадия рефлексии (размышления)

 Что оказалось для вас сегодня новым?

 -Как вы оцените свою работу на уроке?

  Я научился (ась)...

  Было интересно...

  Было трудно...

  Могу похвалить себя за то, что....

 8. Домашнее задание

 карточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"

Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое текст-повествование?»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое текст-повествование?»...

Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»

Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»...

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое приставка" ( 3 класс)

Данные конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему " Что такое приставка" на этапе введения нового материала поможет учителю в интересной форме познакомить  с приставкой как з...

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое словосочетание?" 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения выделять словосочетания в предложении.Планируемые результаты:Предметные:знать: что такое словосочетание;уметь: выделять словосочетания в предложениях: на...

Конспект урока по русскому языку по теме «Что такое омонимы»

Конспект урока по русскому языку по теме «Что такое омонимы»  3 классКоррекционная школа УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Что такое местоимение?", 2 класс, УМК "Школа России".

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: "Что такое местоимение?"...