Конспект урока по русскому языку по теме: "Что такое глагол?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое глагол ( 2 класс)
Цели: Дать понятие глагола как части речи, формировать представление о лексическом и грамматическом значении глагола в русском языке.
Задачи:1.Развивать личностные УУД:
через развитие познавательных интересов, учебных мотивов. На основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.
2. Развивать регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.
3. Формировать познавательные УУД: общеучебные — умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические средства, логические — учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.
4. Развивать коммуникативные УУД: через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, учиться контролировать действия партнёра.
Оборудование: мультимедийный проектор, наглядность на электронном носителе.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа обучающихся на уроке; работа в парах; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление синквейна.
Ход урока
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Долгожданный дан звонок,
Это начался урок.
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Я думаю, что у нас все получится! Желаю нам успеха!
2. Стадия вызова — целеполагание
1) - Над какой большой темой вы работаете? ( Части речи)
- С какими частями речи мы знакомы? (имя существительное)
- Что известно об имени существительном? (отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, изменяются по числам, бывают собственные и нарицательные, одуш. и неодуш.)
2) А теперь давайте проведем интересную зарядку “Кто что делает?”
(работа в парах)
Гр…чи -…,
В…да - …,
Тр…ва - ..,
Сне… - …,
Ры…ка - …
- Как вы будете действовать? (ставить вопросы)
- Слова первого столбика какой частью речи являются?
- Слова второго столбика какой частью речи являются?
3) Слово учителя: “Ребята, есть очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.
Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Ученица: “Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”.
И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
4). А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”.
1 – удивляется, 2- улыбается, 3 - восхищается, 4 – плачет, 5 – радуется,
6 – сердится, 7 – смеется, 8 – хмурится, 9 – грустит.
5) Какие части речи мы употребляли при ответе?
- Кто попробует сформулировать тему урока. О чем мы будем сегодня говорить?
3. Смысловая стадия (работа с текстом)
1. Индивидуальная работа обучающихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков: (чтение и маркировка)
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
3. Информационный текст
1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета. отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2. У глагола есть время: настоящее, прошедшее и будущее.
3. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
4. У глагола есть число: единственное и множественное;
5. В предложении глагол является чаще всего сказуемым.
6. Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.
4.Физминутка.
Я называю слова, если это существительные, то вы хлопаете в ладоши.
Если это глаголы, то вы садитесь.
Снег, урок, думаем, работаем, тетрадь, новая, солнце, пишем, книга, стараемся.
5. Работа по учебнику с.70 упр. 121
- Прочитайте текст.
- Что делает дятел? Объясните значение слова плотничает.
- Дятлы – это санитары леса. Почему их так называют?
- Как можно озаглавить текст?
- Прочитайте текст без глаголов. Ясно ли содержание? (нет) Может наша речь обойтись без глаголов?
- Так что можно сказать о глаголе? Какая это часть речи? ( важная, незаменимая)
5.Составление предложений. Упр. 120
- Вы видите набор слов. Прочитаем их.
- Как среди этих слов найти глаголы? (задать вопросы).
- Найдите пожалуйста глаголы.
- Попробуйте из слов составить предложения.
- Запишите предложения себе в тетрадь. Найдите и подчеркните основу в первом предложении. Что можно о нем сказать? (оно нераспространенное)
- Какой частью речи выражено подлежащее?
- Какой частью речи выражено сказуемое?
- Что можно сказать про второе предложение? (запишем 3предложения)
2. Составление синквейна.
-О какой части речи шла речь на уроке?
Что мы узнали о этой части речи, какая она?
-На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает?
-Каким членом предложения бывает?
7. Стадия рефлексии (размышления)
Что оказалось для вас сегодня новым?
-Как вы оцените свою работу на уроке?
Я научился (ась)...
Было интересно...
Было трудно...
Могу похвалить себя за то, что....
8. Домашнее задание
карточка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"
Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое текст-повествование?»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое текст-повествование?»...
Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»
Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»...
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое приставка" ( 3 класс)
Данные конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему " Что такое приставка" на этапе введения нового материала поможет учителю в интересной форме познакомить с приставкой как з...
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое словосочетание?" 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения выделять словосочетания в предложении.Планируемые результаты:Предметные:знать: что такое словосочетание;уметь: выделять словосочетания в предложениях: на...
Конспект урока по русскому языку по теме «Что такое омонимы»
Конспект урока по русскому языку по теме «Что такое омонимы» 3 классКоррекционная школа УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Что такое местоимение?", 2 класс, УМК "Школа России".
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: "Что такое местоимение?"...