Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopr.forma_glagola.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Донецкое»
Разработка открытого урока
по русскому языку
в 3 классе
(УМК «Гармония»)
на тему:
Неопределенная форма глагола
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Донецкое»
Трунина Татьяна Николаевна
2012 г.
Конспект открытого урокапо русскому языку в 3-м классе, 22.11.2011г.
Труниной Т.Н.
Задачи:
1) Личностные универсальные учебные действия:
а) способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
d) ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
2) Регулятивные УУД:
а) Планирование
b) Целепологание
с) Оценивание
3) Познавательные
а) Общеучебные умения, навыки
I) Слушать
II) Отвечать
b) Логические действия
с) способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
4) Коммуникативные
а) правильное построение речевых высказываний,
b) согласование действий с партнёром
с) Умение отстаивать свою точку зрения
Методы:
Проблемный
Частично-поисковый
Исследовательский
Словесный
Репродуктивный
Наглядный
Форма обучения:
Индивидуальная
Коллективная
Групповая
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: проблемный урок.
Тема урока: Неопределенная форма глагола.
Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределенной форме; выполнять творческие задания; работать со словарем; делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока | Работа учащихся |
I.Организационный момент. | |
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? | |
II. Чистописание. | |
Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь инфинитив Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? | Записывают сочетания. Предположения детей. |
III. Актуализация знаний о глаголе. | |
1. Интервью. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. – Что вы больше всего любите? – Что вы больше всего не любите? Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду-Всё в действие придёт. Летит ракета.Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. - О какой части речи пойдёт речь на уроке? - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. - Почему я так сказала? 2. Составление схемы. - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола? - Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого? - Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке? -А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим…. | Слушают, читают ответы с карточек. Глагол. Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё. Отвечают на вопросы. |
IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи. | |
Прочитайте написанные на доске слова: Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти Найдите в них общее. Какие можете назвать различия? Распределите данные слова по временам. п.в. н.в. б.в. Проверяем. С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения? Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы? Какая перед нами возникла проблема? Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения…… Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. Чему хотите научиться на уроке? А где мы можем узнать о новой форме глагола? А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны? | Читают. глаголы, все слова имеют безударную гласную. число, с приставками и без приставок, время. Один ученик у доски, остальные на листочках. Отвечают. Предполагают. Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Высказывают свою точку зрения. |
V. Изучение нового материала. | |
Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. Число?
Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (слайд1) С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока? Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (Слайд 1) Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».
Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Кто попробует сделать вывод ? Откройте учебники на стр. 180, прочитайте вывод. Что можете сказать?. Какое противоречие вам встретилось? Такие глаголы имеют 3 названия (Слайд 2) Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола Инфинитив Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой? Для чего нам нужны эти знания? | Время определить нельзя. Число также нельзя определить. В отдельный столбик. Дети дают свои ответы. Неопределенная форма глагола. Вопросами. Что делать, что сделать. Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на – чь. Делают вывод. Инфинитив. Отвечают. |
VI. Физкультминутка для глаз. (Слайд 3) | |
VII. Закрепление изученного. | |
1. Упр. 413 с.181( 4 ученика самостоятельно) Какие глаголы мы писали? 2. Игра «Будь внимателен!» (Слайд 4) Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Зарубить на носу; Клевать носом; Пропустить мимо ушей; Вставлять палки в колёса; Делать из мухи слона; Обвести вокруг пальца; Держать язык за зубами. 3. Карточка. Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть глаголы. Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. | Перечисляют глаголы. Коллективно. запомнить дремать прослушать мешать - преувеличивать обмануть молчать Индивидуально 3 человека. |
VIII. Итог урока | |
Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе? На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Какие окончания имеют данные глаголы? Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число) (Слайд 5) Что заметили на схеме? Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (Слайд 6) | Отвечают на вопросы. |
IX. Рефлексия (Слайды 7,8) | |
Какое открытие вы для себя сделали? Интересно ли вам было на уроке? С каким настроением вы работали? Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность? Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее. | Отвечают на вопросы. |
X. Домашнее задание. (Слайд 9) | |
1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы; 2) Упр. 417, составить два предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку: "Суффиксы повелительной формы глагола" 4 класс
quot;Суффиксы повелительной формы глагола" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...
Конспект урока по Русскому языку. Тема: "Неопределённая форма глаголов" (3класс)
Цели деятельности учителя:формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; познакомить с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.Планируемые результатыПре...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопрос...
Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)
Тема: Неопределенная форма глагола Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...