Конспект урока: Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,б
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока "Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс. На уроке применяется комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика ведения урока способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, развитию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnye_zvuki_b_b_bukvy_b_b.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,б
УМК: Школа России.
Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука: уче6ник для 1 кл./ М.: Просвещение, 2011.
Цели урока:
- образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; учить делать звуковой анализ слов; различать понятия «форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса;
- развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
- воспитательные: воспитание интереса к родному языку, к чтению детской художественной литературы.
ФормируемыеУУД:
Умение наблюдать и сопоставлять; работать с источниками информации; точно выполнять задания учебника и учителя
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Оборудование урока:
- учебник «Азбука» (авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., ., Виноградская Л.А., Бойкина.М.В., 2011г);
- детские рисунки;
- сборник басен И.А.Крылова.
- набор карточек с буквами и слогами;
- наборное полотно;
- цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов;
- слайдовая презентация «Буквы Б, б. Звуки [б], [б']»;
- компьютер;
- проектор;
- экран.
Ход урока.
- Организационный момент.
_Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладоши. Вы почувствовали тепло?(да)
-Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
– Какие согласные буквы вы уже изучили? Что интересное о них
узнали?
– В чем заключается особенность пар букв Б - П, 3 - С?
П. Проверка домашнего задания.
1. Выставка рисунков.
– На ваших картинках нарисованы животные. Назовите первый звук каждого слова. Охарактеризуйте его.
2. Работа с лентой букв(с.103 «Азбука»).
-Прочитайте слоги на с.98
-Почему буквы Б-П называют парными согласными буквами?
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
- Дыхательная гимнастика.
Упражнение «33 Егорки»
Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку:
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки.
Вновь сделать глубокий вдох и продолжить:
Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка
и так далее пока хватит набранного воздуха.
(Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух.)
- Артикуляционная разминка.
Упражнение «Заведем моторчик».
Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.
- Работа над дикцией.
Скороговорка.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
- Чтение слогов разным темпом.
- Игра «Лото»
4. Игра «Наоборот»
Маленький – …(большой)
Чёрный …(белый)
Медленный … (быстрый)
Порядок … (беспорядок)
Сказка … (быль)
Работа над значением слова – быль:
1. То, что было в прошлом (устар.).
2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). Быль – небыль.
III. Физкультминутка.
Игра «Потопаем, похлопаем».
– Если услышите в начале слова звук [б] – потопайте, если услышите
звук [б ,] – похлопайте:
булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.
IV. Постановка темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим учиться читать тексты со словами содержащими буквы Б, б, составлять с этими буквами слова, разгадывать ребусы, играть со словами и буквами и конечно узнаете новое о словах.
– У кого из вас есть родственники? Перечислите ваших родственников.
Оказывается, что и у слов есть родственники. Сегодня будем учиться узнавать родственные слова.
V. Наблюдение над различиями: формы слова - родственные слова.
1. Чтение текста и слов на с. 104 (вверху), наблюдение над словами в столбиках.
– Чем различаются слова второго (третьего) столбика?
(написанием – последними буквами, т. е. окончаниями и обозначают разное количество одного и того же названия, предмета)
– Такие слова называют формами слова.
2. Упражнение в различении форм слова и родственных слов .
Формы слова: Родственные слова:
дуб дуб
два дуба дубок
у дуба дубрава
под дубом дубовый
в дубе дубинка
– В каком столбике написаны формы одного слова?
– Дуб, два дуба, у дуба, под дубом - это формы одного слова. Всё что мы говорим, происходит вокруг одного и того же предмета, вокруг одного и того же названия.
Давайте подберем признак к слову «дуб».
(Могучий, столетний, старый, зеленый.)
Подставьте слово «могучий» к словам первого столбика. Что получилось? Подставьте слово «могучий» к словам второго столбика. Что получилось?
– Мы не говорим «могучая дубрава», да и «могучий дубок» звучит нелепо.
– Что общее в написании слов: «дуб», «дубок», «дубрава», «дубовый»?
– Составьте с этими словами предложения.
–Что ещё общего у этих слов? (Смысл)
Такие слова называют однокоренными.
– На с. 103 прочитайте слова в столбиках.
Какие из них родственные, а какие являются формами слова?
VI. Чтение текстов. Словесные игры.
1. Чтение текстов «Барсик» на с. 102, « Виталик и Бобик» на с. 103.
– Чем похожи эти тексты? (Шуточные)
– Кому Виталик показывал буквы?
– Как повёл себя Бобик?
– Как Барсик получил слово «кот»?
2. Игра «Полсловечка за вами»
а) БАЛ – (-да, -ка, -кон);
б) ☼ + КА : добавьте первый слог, чтобы образовались слова, обозначающие:
– стеклянный сосуд;
– помещение, где парятся по русскому обычаю;
– её пекут из белой муки и подают к чаю;
– пушной зверёк в дупле;
– она задерживает мяч в воротах;
– её увидишь на любом дереве;
– домик для птички в твоей квартире.
3. Составь имя сказочного героя из первых звуков каждого слова.
4. Ребусы
1) Работа над значением слова – изба.
( Деревянный крестьянский дом.)
Не красна изба углами, а красна пирогами (посл.)
Избушка, избёнка, избяной.
2) Работа над многозначностью слов: баранки, бабочка.
VII. Физкультминутка.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
VIII. Чтение и анализ текста «В библиотеке» - с. 101.
– Где были дети в субботу?
– Какие книги им показали?
_Что они рассматривали?
– Знакомы ли вы с писателем Крыловым?
Краткое сообщение учителя о баснописце
– Какие басни Крылова вы знаете?
Демонстрация сборника басен И.А.Крылова и чтение учителем басни «Ворона и лисица».
– К каким басням нарисованы эти иллюстрации?
IX. Развитие мышления, памяти, внимания.
- Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква?
Неизвестно, как случилось, Но едва туда вошла
только буква заблудилась: буква-озорница,
заскочила в чей-то дом очень странные дела
и хозяйничает в нем! начали твориться.
Жучка будку (булку) не доела
– Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
2. Рассеянный наборщик.
– Правильно расставь буквы и получи названия животных.
Составить полученные слова на наборном полотне из разрезных слогов и букв и записать слова в тетрадь.
– Чем похожи слова? Чем интересны эти животные?
– Как надо относиться к животным?
– Какое животное можно назвать лишним? Почему?
– Какое слово можно назвать лишним? Почему? (собака – 3 слога; белка - [б ,] мягкий)
3.Доскажи словечко.
– Составить у доски из разрезных карточек схему слова берёзка и нарисовать схему в тетради.
4. Стихотворение «Белая берёза» С.Есенина – с. 100
1) Выразительное чтение и заучивание наизусть.
2) – Что нарисовано на рисунке?
– О каком времени года написано стихотворение?
-С чем сравнивает поэт снег?
Задание в учебнике с.100
X. Подведение итогов урока
1. Работа с лентой букв.
2. – Что такое «форма слова»?
– А какие слова называются родственными?
- Словесная оценка деятельности учеников на уроке.
ХI. Рефлексивно-оценочный
-Что повторяли на уроке?
-Какие задания Вас заинтересовали?
-Что вызвало затруднение? Почему?
-Какие звания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
-Спасибо за урок?
Список использованной литературы:
1. Голубь В.Т. Уроки обучения грамоте: Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. – 160 с.
2. Волина В.В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009, - 384 с.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.
4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. Новое изд. испр. и доп. – М.: ВАКО, 2013. – 448 с. – (В помощь школьному учителю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Согласные звуки [с] [с,], буквы С,с».
Занятия-развлечения. В гости к ребятам приходит знайка .Проводят различные игры, тем самым дети закрепляют знания, которые получили до этого. Так же учимся с ними читать слоги и слова.Цель: Закреплять...
Конспект урока "Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м".
Урок полностью посвящен изучению нового материала. Использовались наглядные и практические методы, а также метод стимулирования и мотивации учебной деятельности....
Конспект урока.Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».
Образовательные задачи данного урока: познакомить детей с новой буквой русского алфавита "Ф", "ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф\']...
Конспект урока "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"
Урок чтения. Изучение нового материала....
конспект урока "Согласные звуки [ в, в\' ], буквы В,в" с презентацией . 1 класс
Познакомить детей со звуками [в], [в'] буквой в и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтен...
Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б."
Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б."...
Конспект урока "Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь» 1 класс УМК "Школа России"
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь»...