Конспект урока: Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,б
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Стуканова Елена Евгеньевна

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс.  На  уроке применяется  комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика  ведения урока способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, развитию обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_zvuki_b_b_bukvy_b_b.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,б

УМК: Школа России.

Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.  Азбука: уче6ник для 1 кл./ М.: Просвещение, 2011.

Цели урока:

  1. образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; учить делать звуковой анализ слов; различать понятия «форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса;
  2. развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
  3. воспитательные: воспитание интереса к родному языку, к чтению детской художественной литературы.

ФормируемыеУУД:

Умение наблюдать и сопоставлять; работать с источниками информации; точно выполнять задания учебника и учителя

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.

Оборудование урока:

  1. учебник «Азбука» (авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., ., Виноградская Л.А., Бойкина.М.В., 2011г);
  2. детские рисунки;
  3. сборник басен И.А.Крылова.    
  4. набор карточек с буквами и слогами;
  5. наборное полотно;
  6. цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов;
  7. слайдовая презентация «Буквы Б, б. Звуки [б], [б']»;
  8. компьютер;
  9. проектор;
  10. экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

_Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладоши. Вы почувствовали тепло?(да)

-Прикоснитесь ладошками  друг к другу и передайте его. Пусть на уроке  вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

–        Какие согласные буквы вы уже изучили? Что интересное о них

узнали?

–        В чем заключается особенность пар букв Б - П, 3 - С?

П. Проверка домашнего задания.

1.        Выставка рисунков.

–  На  ваших картинках нарисованы животные. Назовите первый звук каждого слова. Охарактеризуйте его.

2.        Работа с лентой букв(с.103 «Азбука»).

-Прочитайте слоги на с.98

-Почему буквы Б-П называют парными согласными буквами?

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

  1.  Дыхательная гимнастика. 

Упражнение «33 Егорки»

Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки.

Вновь сделать глубокий вдох и продолжить:

Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка

и так далее пока хватит набранного воздуха.

(Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух.)

  1. Артикуляционная разминка. 

Упражнение «Заведем моторчик».

Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.

  1. Работа над дикцией.

Скороговорка.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

  1. Чтение слогов разным темпом.  
  2. Игра «Лото» 

4. Игра «Наоборот»

Маленький –  …(большой)

Чёрный  …(белый)

Медленный … (быстрый)

Порядок … (беспорядок)

Сказка  … (быль)

               Работа над значением слова – быль:

1. То, что было в прошлом (устар.).

2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.).  Быль – небыль.

III. Физкультминутка.

Игра «Потопаем, похлопаем».

– Если услышите  в начале слова звук [б] – потопайте, если  услышите

звук [б ,] – похлопайте:

 булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.

IV. Постановка темы и цели урока.

–   Сегодня на уроке мы продолжим учиться  читать тексты со словами содержащими буквы Б, б,  составлять с этими буквами слова, разгадывать ребусы, играть со словами и буквами и конечно узнаете новое о словах.

– У кого из вас есть родственники? Перечислите ваших родственников.

Оказывается, что и у слов есть родственники. Сегодня будем учиться узнавать родственные  слова. 

V. Наблюдение над различиями: формы слова - родственные слова.

1. Чтение текста и слов на с. 104 (вверху), наблюдение над словами в столбиках.

–  Чем различаются слова второго (третьего) столбика?

(написанием – последними буквами, т. е. окончаниями и обозначают разное количество одного и того же названия, предмета)

            – Такие слова называют формами слова.

2. Упражнение в различении форм слова и родственных слов .

                 Формы слова:                           Родственные слова:

дуб                                                    дуб

два дуба                                           дубок

у дуба                                               дубрава

под дубом                                        дубовый

в дубе                                               дубинка

– В каком столбике написаны формы одного слова?

– Дуб, два дуба, у дуба, под дубом - это формы одного слова. Всё что мы говорим, происходит вокруг одного и того же предмета, вокруг одного и того же названия.

Давайте подберем признак к слову «дуб».

(Могучий, столетний, старый, зеленый.)

Подставьте слово «могучий» к словам первого столбика. Что получилось? Подставьте слово «могучий» к словам второго столбика. Что получилось?

– Мы не говорим «могучая дубрава», да и «могучий дубок» звучит нелепо.

– Что общее в написании слов: «дуб», «дубок», «дубрава», «дубовый»?

– Составьте с этими словами предложения.

–Что ещё общего у этих слов? (Смысл) 

Такие слова называют однокоренными.

          – На с. 103 прочитайте слова в столбиках.

Какие из них родственные, а какие являются формами слова?

VI. Чтение текстов. Словесные игры.

1. Чтение текстов «Барсик» на с. 102, « Виталик и Бобик» на с. 103.

    – Чем похожи эти тексты? (Шуточные)

         – Кому Виталик показывал буквы?

         – Как повёл себя Бобик?

         – Как Барсик получил слово «кот»?

2. Игра «Полсловечка за вами»

а) БАЛ – (-да, -ка, -кон);    

б)  ☼ + КА :   добавьте первый слог, чтобы образовались слова, обозначающие:

 –  стеклянный сосуд;

–  помещение, где парятся по русскому обычаю;

–  её пекут из белой муки и подают к чаю;

–  пушной зверёк в дупле;

–  она задерживает мяч в воротах;

–  её увидишь на любом дереве;

–  домик для птички в твоей квартире.

3. Составь имя сказочного героя из первых звуков каждого слова.                

    

4. Ребусы

1) Работа над значением слова – изба. 

    ( Деревянный крестьянский дом.)

    Не красна изба углами, а красна пирогами (посл.)

    Избушка, избёнка, избяной.

2) Работа над многозначностью слов: баранки, бабочка.

VII. Физкультминутка.

                                      Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

VIII. Чтение и анализ текста «В библиотеке» - с. 101.

– Где были дети в субботу?

– Какие книги им показали?

_Что они рассматривали?

– Знакомы ли вы с писателем Крыловым?

       Краткое сообщение учителя о баснописце

– Какие басни Крылова вы знаете?

          Демонстрация сборника басен И.А.Крылова и чтение учителем басни «Ворона и лисица».

 – К каким басням нарисованы эти иллюстрации?

IX. Развитие мышления, памяти, внимания.

  1. Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква?

Неизвестно, как случилось,             Но едва туда вошла

только буква заблудилась:              буква-озорница,

заскочила в чей-то дом                   очень странные дела

и хозяйничает в нем!                       начали твориться.

Жучка будку (булку) не доела

 Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

На остров налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

        

2. Рассеянный наборщик.

– Правильно расставь буквы и получи названия животных.

         

Составить полученные слова на наборном полотне из разрезных слогов и букв и записать слова в тетрадь.  

– Чем похожи слова? Чем интересны эти животные?

– Как надо относиться к животным?

– Какое животное можно назвать лишним? Почему?

– Какое слово можно назвать лишним? Почему? (собака – 3 слога; белка - [б ,] мягкий)

 

3.Доскажи словечко. 

 – Составить у доски из разрезных карточек схему слова берёзка  и нарисовать схему в тетради.

       

4. Стихотворение «Белая берёза» С.Есенина – с. 100

   1) Выразительное чтение и заучивание наизусть.

   2)  – Что нарисовано на рисунке?

        – О каком времени года написано стихотворение?

         -С чем сравнивает поэт снег?

Задание в учебнике с.100          

X. Подведение итогов урока

          1. Работа с лентой букв.

2. Что такое «форма слова»?  

    – А какие слова называются родственными?

  1. Словесная оценка деятельности учеников на уроке.

ХI. Рефлексивно-оценочный

-Что повторяли на уроке?

-Какие задания Вас заинтересовали?

-Что вызвало затруднение? Почему?

-Какие звания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

-Спасибо за урок?

Список использованной литературы:

1.  Голубь В.Т. Уроки обучения грамоте: Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. – 160 с.

2.   Волина В.В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009, - 384 с.

3.  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.

4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. Новое изд. испр. и доп. – М.: ВАКО, 2013. – 448 с. – (В помощь  школьному учителю)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Согласные звуки [с] [с,], буквы С,с».

Занятия-развлечения. В гости к ребятам приходит знайка .Проводят различные игры, тем самым дети закрепляют знания, которые получили до этого. Так же учимся с ними читать слоги и слова.Цель: Закреплять...

Конспект урока "Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м".

Урок полностью посвящен изучению нового материала. Использовались наглядные и практические методы, а также метод стимулирования и мотивации учебной деятельности....

Конспект урока.Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».

Образовательные задачи данного урока: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита "Ф",  "ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф\']...

Конспект урока "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

Урок чтения. Изучение нового материала....

конспект урока "Согласные звуки [ в, в\' ], буквы В,в" с презентацией . 1 класс

Познакомить детей со звуками [в], [в'] буквой в и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтен...

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б."

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б."...

Конспект урока "Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь» 1 класс УМК "Школа России"

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь»...