Конспект урока "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Урок чтения. Изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок чтения Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
Цели.
- познакомить с согласными звуками [д], [ д'], буквой д;
- учить дифференцировать звуки [д], [д'];
- формировать навык чтения;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать интерес к чтению и желание читать;
- создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости;
- продолжить воспитание доброты, отзывчивости, любви к родным и окружающим людям;
- развивать творческие способности учащихся.
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он зимний, интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем первом классе
Все ребята - молодцы!
Сегодня можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!!
2. Актуализация знаний.
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Для чего можно пойти в лес?
- А мы пойдем в сказочный лес за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка).
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв изучили, давайте соберем их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу)
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)
- Итак, в добрый путь!
3. Постановка учебной проблемы.
- С нами на прогулку отправляются озорной Домовёнок Кузя и дедушка Домовой.
- А почему именно эти герои, вы определите сами, если будете сейчас моими помощниками. Помогите мне закончить предложения.
* На доске появляется картинка.
Тут наш... (дом)
*картинка дома
- Над домом... (дым)
*картинка дыма
- У дома (дерево)
*картинка дерева
- На дереве... (дупло)
*картинка дупла
- У дупла... (дятел)
*картинка дятла
- К дому ведет....(дорожка)
*картинка дорожки
- У дома сидит (дед)
*картинка деда
- Это отдельные предложения или текст? Почему?
(* предложения связаны по смыслу;
*можно дать название)
- Придумаем заглавие.
- Повторить весь текст с заглавием.
-Что заметили интересного в тексте?
Назовите слова, которые вы добавляли.
(дом, дуб, дятел, дым, дорожка, дедушка)
-Что заметили?
-На какой звук начинаются все эти слова?
Откройте Азбуку на с. 105.
- Сформулируйте тему урока.
- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)
-познакомиться с новым звуком и новой буквой;
-учиться отличать звуки от других звуков;
- учиться читать и писать слоги, слова с новой буквой.
4. "Открытие" детьми нового знания
- Произнесите слово - домовёнок, выделяя первый звук.
- Назовите этот звук. Охарактеризуйте звук [Д].
Звук [Д] — согласный, звонкий, твердый.
- Произнесите слово - дедушка. Выделите первый звук.
- Охарактеризуйте звук [Д']
Звук [Д'] — согласный, звонкий, мягкий.
- Сделайте общий вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.
- Какой буквой обозначим звуки [Д], [Д ']? ("ДЭ"). Покажите букву Д.
- На что похожа буква "Д"?
Итак, мы решили первую поставленную задачу. (переворачивается кружок, а на нем смайлик)
-Мы познакомились с новым звуком и новой буквой.
-Для того, чтобы буква попала в нашу чудесную корзинку, надо ее принарядить. У вас на парте лежат наборы для творчества. На листах в наборе вы увидите букву, сделайте ее яркой и незабываемой. Чтобы никогда не спутать ее с другой буквой.
Выставка работ. Думаю, что эти буквы мы можем положить в нашу корзину.
Что произойдет, если рядом с буквой д, мы поставим гласную? Слог.
- Научим читать Домовёнка!
-Давайте потренируемся.
-Везде ли звук д звучал одинаково? Нет.
5. Исследовательская работа.
-Проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем -от чего зависит мягкость и твердость звуков д, д’.
Задание: - Прочитайте слова на карточках у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова ,обозначьте в каких словах звук д– твердый, в каких – мягкий
Даша, дым, дети, домик, дело, Дима, Денис, душ
Слова, в которых, звук д – твёрдый
обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий – зеленым цветом
Проверка. Чтение слов.
- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’?(от того какая буква стоит после них: появляется схема
- е, и
- а, о, у , ы
Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?
Вывод:Мягкость звука зависит от гласного, который находится после него.
-Сейчас мы решили вторую поставленную задачу, познакомились с буквой и не будем путать с другими буквами. (Переворачивается кружок, появляется смайлик.)
6. Физкультминутка.
-Предлагаю поиграть.
Я буду называть слова. Если прозвучит слово, в котором буква Д обозначает мягкий согласный, встают девочки, а если твердый согласный, встают мальчики.
Слова: Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня и т.д
7. Знакомство с письменной буквой.
-Буква Д бывает печатная и мы с ней уже познакомились, а бывает письменная. Давайте посмотрим из каких элементов она состоит?
Просмотр презентации Письмо с секретом.
- На второй строке прочитайте слоги.
Да, ди, ду.
8. Физминутка.
9. Самостоятельная работа с проверкой.
- Дедушка Домовой наблюдал за вами весь урок и тоже приготовил для вас задание.
да | рево | (начало слова на доске, а окончание расклеено по доске, |
ды | кобраз | учащиеся не только составляют слово, но и объясняют |
ду | брота | |
ди | ня | |
де | дочка | |
до | ча |
Воспитательный момент.
- Ребята, как вы понимаете смысл слова «доброта»?
- В словаре Ожегова записано: «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро людям».
Есть такая пословица : «Жизнь дана на добрые дела». Как вы понимаете её смысл?
Словарная работа.
- Много добрых дел выполняют и водолазы. А кто это такие?
- В словаре Ожегова записано: «Водолаз – рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде».
-Беседа.
-Царство рек, озер, морей велико и обширно. 2/3 нашей планеты покрыто водой. С поверхностью водоемов люди давно знакомы, а что таили их глубины, было неведомо. Но вот человек изобрел водолазный костюм, позволяющий ему спускаться на большие глубины. Люди узнали много интересного о жизни под водой, смогли все это зарисовать и записать в книгах.. В наше время водолазы ведут любые подводные работы.
- Чтение текста. С.105
-Что вы можете сказать о работе водолазов?
-У кого папы работали водолазами?
-Где они работали?
-Что делали?
-Вот и третья учебная задача выполнена, мы прочитали слоги и слова с буквой Д. (Переворачивается третий кружочек, а на нем смайлик.)
10.Итог урока.
-С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке.
-Оцените себя, все ли вам удалось?
-Возьмите зеленый квадрат, если вам все удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились.
-Возьмите синий квадрат, если у вас не все получилось, но вы старались.
-Возьмите красный квадрат, если было очень трудно и вам нужна помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Звук [Й] и буква Й.
Конспект по обучению грамоте....
Конспект урока. Звук [Ч ] и буква Ч.
Конспект урока русского языка из раздела обучение грамоте....
Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"
Цели: 1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’]. 2. Развивать фонематический слух учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....
Конспект урока " Звуки [п], [п\'], буквы П,п "
Целиь урока : познакомить со звуками [п], [п\'], буквами П, п.Дать характеристику, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышл...
Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"
Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....
конспект урока "Звуки [с] — [с`], буква Сс"
конспект урока...
Конспект занятия "Звуки [к], [к’]. Буква К к"
Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Учить детей чётко произносить [к], [...