конспект урока "Согласные звуки [ в, в' ], буквы В,в" с презентацией . 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Сумина Галина Алексеевна

Познакомить детей со звуками [в], [в'] буквой в и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет

Обучение грамоте (чтение)

Класс

1

Образовательное учреждение

МКОУ «Глазовская средняя общеобразовательная школа»

Число

20 октября 2015 года

УМК

«Школа России», «Азбука» 1 класс в 2 частях В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др.

ФИО учителя

Сумина Галина Алексеевна

ФИО методиста

Лапина Галина Петровна

Тема урока

Согласные звуки [ в, в' ], буквы В,в.

Цель урока:

Познакомить с новыми звуками [ в, в' ] и буквами В,  в.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить детей со звуками [в], [в'] буквой в и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.       Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, заботу о них.

Предметные результаты:

Регулятивные: организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: выполнять графическое моделирование слова, работать с текстом, иллюстрациями осуществлять сравнение и выделять общее и различное ( сравнение звуков, слов по звучанию)

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: понимания важности нового социального статуса «ученик», проявление положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Предметные: познакомиться с согласными звуками [в], [в’], буквой в; читать слоги, слова, текст с изученными буквами; анализировать текст.

Литература для учителя

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.    2012г. 527 ст

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А.  Азбука: учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2011., Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022564 – 9, Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС второго поколения

Литература для обучающегося

«Азбука» 1 класс в 2 частях В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др., рабочая тетрадь для печатания,

 

Оборудование

компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карандаши, тетради для печатания, наглядное пособие «Лента  букв», магнитная азбука, карточки с изображением сигналов  для рефлексии

Ход урока

           Этапы урока

           Деятельность учителя

 Деятельность ученика

            Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

Цель: вовлечение в активную познавательную деятельность на уроке.

   «Прозвенел звонок, начинается урок.

   Все за парты сядем дружно,

   Начинать работу нужно».

  Эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные:

    Формирования умения оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация знаний

Цель:  выявление уровня качества и овладения знаний.

Дыхательная гимнастика

 Упражнение «33 Егорки» Артикуляционная гимнастика. Слайд 2

Чистоговорки:

Мо-му-ма – на улице зима

То-ти-та – какая красота!

Га-го-гу – деревья все в снегу

Ко-ку-ка –слеплю снеговика

Работа с лентой букв:

-прочитать нараспев гласные;

- почему они разделены на две группы?

- какие ещё звуки мы изучили?

-как мы различаем гласные звуки и согласные?

 

       

Характеризуют звуки,       сравнивают их.

     Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

    Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей.

3.Целеполагание.

Открытие нового знания

Цель: формулирование цели урока, составление плана по достижению цели.

-Отгадайте загадки:

1)«Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю, здесь, под крышей обитаю.

-Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…»  (воробей.)Слайд 3

2) «Прилетела на базар, громко всем сказала: «Кар!

Пусть я в школе не учена, но умна,

Ведь я -…» (ворона) Слайд 4

3)«Пыль поднял и ветки клонит,

Облака на небе гонит.

Знают взрослые и дети, что шалит так только…» (ветер) Слайд 5

-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся  на уроке? Подсказка: произнесите первые звуки отгадок к загадкам.

Фонетическая зарядка

-Как дрожат от холода? (В-в-в…)

-Как дует ветерок?(Вь-вь-вь…)

   

 

Произносят звуки.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении:

      Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

-Давайте выполним звукобуквенный анализ слов «ворона» и «ветер»

-Дайте характеристику нашим новым звукам

Слайд 6

Физминутка

Снеговик,

А с ним метелка

Буквой В стоят под елкой.

Словно букву В Алена

Держит трубку телефона.

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки.

Показ буквы «В» Слайд  7

-На что похожа  эта буква

-Какие слова с буквой В вы нашли на картинке

-Кто может напечатать букву В на доске?

-Выложите эту букву из палочек.

-Есть ли у нас в классе дети, в именах или фамилиях которых встречается буква В?

Выполняют звукобуквенный анализ, дают характеристику новым звукам.

Выполняют упражнения, декламируя

Рассматривают картинку, анализируют слова

Выкладывают букву из палочек.

Анализируют свои имена и фамилии

Познавательные УУД: ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: выполнение упражнений с опорой на полученные знания и умения

 Физминутка - игра:

«Твёрдый-мягкий»

Встаёт  1 команда (мальчики), если услышите в слове звук[в], 2 команда (девочки), если услышите мягкий  звук [в,]:вилка, варежки,  веник,  волк,  вьюга, вареники,  велосипед, выдра.

 Словарная работа. Анализируется слово «выдра». Слайд 8

-Какая выдра?

-Где она обитает?

Как вы думаете, чем питается выдра?

Составим предложение со словом «выдра». Слайды 9, 10

- Что мы должны вспомнить, чтобы составить схему к предложению?

   Самостоятельно работают по алгоритму, под контролем учителя.

 

Составляют предложение и  схему к нему : «Ловкая выдра поймала рыбу».

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли на практике. Формирование самостоятельности, ответственности.

5. Включение в систему знаний и повторений.

Цель:  выявление овладения знаний

Работа с текстом учебника

- Чтение слогов на стр.67.

-Чтение слов на стр. 68.

-Прочитайте слова, в которых звук [ в ] твёрдый, мягкий.

Игра «Узнайте звук». Хлопаем в ладоши, если услышим в слове новые звуки.

Дверь, рама, лампа, ведро, факел, волк, филин, дрова, веревка, зверь, трава, голова.

Разучивание скороговорки «На дворе трава, на траве дрова» Слайд 11

Используют приобретённые знания в практической деятельности.

Декламируют вслед за учителем, сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп.

Регулятивные УУД : планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД : освоение способов совместной деятельности.

6. Итог урока. Рефлексия.

Цель: анализ деятельности, степени усвоения материала

Наш урок подошел к концу

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Что нового узнали на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Покажите сигналами квадратиков ваше настроение от урока.

Зеленый – у меня все получилось, я молодец!

Желтый – у меня все получилось, но требовалась помощь!

Синий  – пока трудновато, срочно нужна помощь!

Отвечают на вопросы учителя, анализируют степень усвоения материала, дают оценку своей работе на уроке.

Регулятивные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ).

Класс:1

Тема урока: Согласные звуки [ в, в' ], буквы В,в..

Тип урока и его структура: урок открытия нового знания;

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
  4. Совместное открытие знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Включение в систему знаний и повторений.
  7. Рефлексия.

Раздел «Букварный период» изучается в 1 классе в соответствии с требованиями программы общеобразовательных учреждений, которая определяет основные знания и умения обучающихся по литературному чтению.

На изучение раздела отводится 66 часов. На изучение темы Согласные звуки [ в, в' ], буквы В, в. Программой отводится 2 часа. 1 час отводится на знакомство с новой буквой, давать характеристику согласным звукам, и 1 час отводится на чтение слов с изученными буквами,

 Данный урок продолжает знакомить  детей с очередными звуками, это звуками [в], [в'] буквой в,  её употреблением в речи. Учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей,  развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.   Воспитывать доброе отношение к животным, заботу о них.

Следующие уроки направлены на изучение других звуков и букв, где дети учатся чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составлению из букв и слогов магнитной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтению, постепенно обучаются осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

- На уроке присутствовали 6 человек. Дети работали активно, отгадывали загадки, отвечали на вопросы, участвовали в характеристике новых  звуков. Анализировали свои имена. Составляли схемы слов, предложения, работали практически, разучивали скороговорки.. Дети были мотивированы к изучению темы, внимательны на уроке.

- В процессе выстраивания работы по этой теме я планировала сформировать следующие УУД: предметные, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Предметные: познакомиться с согласными звуками [в], [в’], буквой в; читать слоги, слова, текст с изученными буквами; анализировать текст.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: выполнять графическое моделирование слова, работать с текстом, иллюстрациями осуществлять сравнение и выделять общее и различное ( сравнение звуков, слов по звучанию)

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: понимания важности нового социального статуса «ученик», проявление положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Обучающиеся были мотивированы к изучению темы. Они адекватно приняли цель урока. В ходе изучения темы они активно отвечали на вопросы учителя, делали выводы.

Мною были использованы методы: словесный (беседа), наглядный (Лента букв), частично – поисковый, практический (нахождение звуков, составление схем), просмотр презентации.

Форма работы: индивидуальная, коллективная. Самостоятельная работа, которая способствовала достижению поставленных целей и задач. На уроке проводилась работа с учебником,  рабочей тетрадью, лентой букв, палочками, магнитной азбукой, карточками и т.д.

На уроке проводилась индивидуальная, частично-поисковая работа по учебнику, самостоятельная работа, которая способствовала более полному усвоению изучаемой темы.

Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу.

Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения учеников к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи. Проводилась работа по уточнению, расширению и обогащению словарного запаса обучающихся за счёт изучения нового звука.

При выборе заданий осуществлялась метапредметность – русский язык, окружающий мир.

Урок прошёл в оптимальном темпе, время урока распределено рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны: дополняют, подводят к открытию знания, закрепляют полученные знания. Обучающиеся адекватно воспринимали предложенные задания, были активны. На уроке уделено внимание обеспечению двигательного режима: 2  физминутки, фонетической зарядке.

Учебно – методический комплекс позволяет на достаточно хорошем проблемно – теоретическом уровне организовать изучение программного материала, развивать восприятие, внимание, мышление. На уроке были использованы ИКТ, презентация, карточки, которые способствовала актуализации полученных знаний, с чем обучающиеся успешно справились.

В ходе урока был организован систематический контроль знаний. На этапе актуализации знаний была проведена работа с лентой букв, где дети характеризовали и сравнивали звуки, проведена речевая разминка, загаданы загадки по теме.

На этапе совместного открытия знания проведена работа по ознакомлению с новой буквой, отгадывали загадки с использованием новой буквы, подбирали отгадки, с просмотром слайдов презентации , где дети сами следили за чтением слов с новой буквой, затем сами читали текст по слогам. и, составляли план пересказа, записывали печатную букву В в рабочую тетрадь. В течение всего урока осуществлялась проверка полученных знаний.

В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи.

В процессе работы у детей формировались коммуникативные навыки, критическое мышление.

Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.

Данный урок направлен на повышение общего развития, формирование знаний, умений и навыков, способствующий дальнейшему успешному усвоению этого раздела.

Оценка: __________________

Руководитель МО:   ___________ /Москвина Л.И./

Зам директора по УВР:_________/Лапина Г. П./


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработала Сумина Галина Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ Глазовская СОШ Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ в, в'], буквы В, в»

Слайд 2

Мо-му-ма – на улице зима То-ти-та – какая красота! Га-го-гу – деревья все в снегу Ко-ку-ка – слеплю снеговика

Слайд 6

Сделай звукобуквенный анализ

Слайд 8

Выдра

Слайд 9

выдра ловкая рыбу поймала

Слайд 10

Ловкая выдра поймала рыбу.

Слайд 11

На дворе трава. На траве дрова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс.  На  уроке применяется  комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика...

Конспект урока «Согласные звуки [с] [с,], буквы С,с».

Занятия-развлечения. В гости к ребятам приходит знайка .Проводят различные игры, тем самым дети закрепляют знания, которые получили до этого. Так же учимся с ними читать слоги и слова.Цель: Закреплять...

Конспект урока "Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м".

Урок полностью посвящен изучению нового материала. Использовались наглядные и практические методы, а также метод стимулирования и мотивации учебной деятельности....

Конспект урока.Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».

Образовательные задачи данного урока: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита "Ф",  "ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф\']...

Конспект урока "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

Урок чтения. Изучение нового материала....

Конспект урока "Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь» 1 класс УМК "Школа России"

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь»...

Конспект урока «Согласные звуки [з ] [з’], буквы З, з» 1 класс

Тема урока: «Согласные звуки [з ] [ з’], буквы З, з»Тип урока: урок  усвоения новых знанийЦель урока: Познакомить с буквой «з» и звуками, обозначающими данную букву,...