разработка урока по теме: "Приставка. Правописание приставок".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Хамитова Айгуль Рафаиловна

Урок русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hamitova_belebey_maousosh_no1.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Приставка. Правописание приставок»

А. Р. Хамитова, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №1 г. Белебея

ЦЕЛЬ:

  1. Уточнение знаний учащихся  о приставке как части слова и о её роли в нашей речи.
  2. Развитие умений выделять в слове приставку, писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять приставки в речи.
  3.  Воспитывать усидчивость, старательность, внимательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозапись, магнитофон, мультимедиапроектор, персональный компьютер, опорная схема «Приставка», карточки с заданиями,  лист самоконтроля,  учебники (Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс в 2-х частях. – М.: Дрофа, 2007, с. 138-139), тетради.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

(Звучит спокойная музыка.)

- Удобно сядьте, повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться.

                                                                  Я радуюсь этому.

Внимание моё растет.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

  1. Актуализация знаний учащихся.
  1. Повторение по теме «Корень слова». Игра «Найди лишнее слово».

- Пока мы  будем работать вместе, … и  …  будут выполнять   индивидуальное задание.  (Придумать однокоренные слова с корнем -снег-,  -лет- ).

СЛАЙД №1.

- Внимательно посмотрите  на слайд. Прочитайте.

- Какое слово на каждой строке лишнее? Почему?

- Найдите корень в этих словах.

- Что такое корень? Как можно назвать эти слова в каждой строке?

  1. Проверка индивидуальной работы.

- Давайте проверим, как выполнили  задания  ваши товарищи. Прочитайте. Всё ли правильно?

III. Минутка чистописания.

На доске написано        ПР   СТ   ВК   И   АА.

1.  Упражнение на развитие мыслительных операций.

- Разделите на группы. Почему?

2.  Пальчиковая гимнастика.

- Поставьте локти на парту, поднимите кисти рук и пусть большой пальчик поздоровается с каждым, и наоборот.

3. Письмо в тетради по чистописанию.

- Откройте тетради по чистописанию, и запишите группы сочетаний букв. (Посадка, положение тетради.)

  1. ВВедение в тему.

- А чтобы определить тему урока, внимательно посмотрите на эти сочетания букв. Подумайте, какое слово рассыпалось?

- А что такое приставка? (Вывешивается слово «приставка» для составления опорной схемы.)

- Итак, сегодня на уроке мы будем учиться выделять в словах приставки и учиться правильно их употреблять и писать.

(Вывешивается тема урока.)

  1. Изучение нового материала.

1. Расширение кругозора учащихся.

  - какое сегодня число? Правильно, слово «февраль» произошло от древнеримского слова «фебра», поэтому пишется через гласную –Е-. В народном календаре про сегодняшний день говорится  «Завизжит метелица – всю неделю прометелится».

2. Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Слайд №2.

- Прочитайте текст.

 Раннее  утро. Мы входим в зимний лес. Кругом  покой и тишина. Подходим к высокой сосне. Как красива она! Переходим через овраг. Обходим озеро снова лес. Берёзки стоят, словно сказочные.

- О чем этот текст?

- Найдите однокоренные слова.

- Выпишите однокоренные слова с красной строки  через запятую, выделите корень  и приставку.                                                 (1 ученик у доски)

- Чем похожи эти слова?

- Чем отличаются?

- Из-за какой части слова изменялся смысл?

-  Значит, для чего служит приставка?                   (Образует слова)

- Где в слове может находиться приставка?          (Стоит перед корнем)

- Как она пишется?                                                   (Пишется слитно)

- Какие приставки выделили?

- А сеть ли другие приставки?

- Придумайте слова с приставками.

3.  Упражнение в выделении приставок. Работа по учебнику.

- Откройте учебник  на с. 138, найдите упр. 326.

- Прочитайте задание. Выделите корень и приставки.

(Самостоятельная работа)

- Проверять будем «по цепочке».       (1 ученик читает, называет корень, приставку.)

- Как выделяли приставку? Что для этого делали?

Слайд №3.

Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

ФИЗМИНУТКА.

- Все встаньте, отдохнём.

Если в слове есть приставка – хлопаете 1 раз, если нет - приседаете.

Сделал,  тетрадь, подберёзовик, ехать, увидеть, окно, выбежать, красный, прекрасный.   

  1. Классификация приставок.

Слайд №4.

- Посмотрите внимательно на слайд. Что здесь видите?                                     

- Почему эти приставки расположены в разных столбиках, как вы думаете?

ПО-                ЗА-                 ПОД-                  О-          В-               ПЕРЕ-

ДО-                НА-                 ОБ-                     У-          С -              ПРИ-

ВО-                                        ОТ-                                    ВС-              

ПРО-                                      НАД-  

ОБО-                                      РАС-

СО-                                         РАЗ-

- Это не все приставки. Другие приставки мы рассмотрим на следующих уроках.

  1. Проблемная ситуация.

- А сейчас попробуйте добавить разные приставки к словам   -делать,    -ходить,  -шёл.

- Какой согласный звук мы слышим в приставке слова сделать? Входить?

-  Какие гласные слышатся в приставке пере-?  

- Итак, что надо знать о приставке, чтобы правильно её написать?

6.  Работа по учебнику.

- Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на с. 139 и прочитайте правило шепотом.

(Читают правило самостоятельно, затем – учитель.)

- Скажите, можно ли отделять на письме приставку от корня?

-Как писать приставки об-, о-(обо-),  до-, по-, под-(подо-), про-, за -, на-, над-, в (во-) с-(со-), вы-, пере-?                      (добавляется опорная схема:                        ? , вспомни, как пишется)

- А с правописанием других приставок познакомимся на следующих  уроках.

  1. Закрепление.
  1. Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята, давайте проверим, как вы поняли тему. У вас на столах лежат карточки, прочитайте шепотом задание.

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу приставки.

Налетел сильный ветер. ___шумели деревья. Вниз  __сыпались хлопья снега.  __глянула из дупла белочка.  Она смотрела по сторонам и ловко  ___прыгнула с ветки  на  ветку.

2. Индивидуальная работа.

- А …, …., … будут выполнять упражнение 328.  (По окончании работы листок самоконтроля  каждому.)

  1. Проверка самостоятельной работы.

- Проверять будем «по цепочке». Прочитайте предложение, назовите приставку.

- На что надо обратить внимание при выборе приставки?    ( На смысл слова)

  1. итог  урока.

1. - Молодцы.  Прочитайте пословицу.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

- Почему так говорят?

- Найдите слова с приставками.

- Докажите, что это приставки.

2. Работа с опорной схемой.

- Посмотрите, пожалуйста,  на схему. Составьте рассказ о приставке.

  1. Домашнее задание.

1 вариант -    С. 139, учить правило, упр.330

2 вариант -    С. 139, учить правило, упр. 331.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока по русскому языку " Правописание приставок"

Данный урок проводится в  3 классе УМК " Школа России , учебник " Русский язык 3 класс" Д.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. . На уроке формируются  общеучебные знания, ;совершенствуются знания учени...

Открытый урок по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания....

Разработка урока по теме "Приставка" 3 класс УМК "Школа России"

Задачи:Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.Развивать познавательные, поисковые и коммуникатив...

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Цель:Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления....

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов". 3 класс. Школа России.

Данный урок был разработан и проведен в рамках методического дня "школа -центр патриотического воспитания учащихся школ района"....