Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пошелюжная Галина Ивановна

Цель:Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_i_predlogi.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Тема урока:   Правописание приставок и предлогов

  Предметная область: русский язык                                                                                                                                                                                                                                                                        Класс: 3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Учебник: Русский язык, В.П. Канакина , Москва «Просвещение» 2013г.                                                                                                                                                                                                Тип урока: урок открытия нового знания

Цель

Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления.

Задачи

Образовательные:  Формирование умения  различать приставки и предлоги на письме . Расширение словарного запаса. Совершенствовать умение разбирать  слова по составу. Развивать умение анализировать и выделять главное.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в учебном диалоге.

Развивать связную речь, орфографическую зоркость. Развивать мышление, память, внимание.

Формировать УУД:                                                                                                                                                                                                                        -  Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу.                                      - Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.                                                                                                                                                                                                        - Познавательные УУД: формулировка проблемы, гипотезы; моделирование;  анализ объектов; поиск и анализ информации в разных источниках, составление устных и письменных высказываний, обобщать свои знания по теме.                                  -  Личностные: способность к оценке своих учебных достижений.

Технология обучения

Технология системно - деятельностного подхода.

Методы обучения

Проблемное изложение, частично - поисковый метод, исследовательский метод, самостоятельная работа, письменное упражнение, творческая работа.

Оборудование                                              Для учителя

Для учащихся

                                                                                                                                                                                                                                                          Доска, экран или интерактивная доска. Презентация к уроку. Карточки со словами, письмо, толковый словарь, колокольчики для схемы правила, листочки с лестницей для рефлексии.

 

Информационные источники

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

Технологическая карта урока

Этапы урока, цели

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности                   (2 мин)          

Цель:                       организовать начало урока,  мотивировать детей на работу.

Проверяет готовность класса к уроку, организует начало работы в тетрадях. Читает письмо.

- Здравствуйте, ребята!

Внимательно слушайте – и всё услышите!

Внимательно смотрите- всё увидите!

Думайте- и всё обязательно поймёте!

- Садитесь. Запишите в тетрадях число, "Классная работа".

- Ребята, нам пришло необычное письмо.     Слайд 3                                                                                                                                                    -Приветствую вас, друзья! Я – Профессор Грамотных наук, прошу вас мне помочь. Никак не могу разобраться что это за слоги: под, по ,за ,по; откуда они. В конце урока встретимся. Может вы мне поможете?

- Ребята, поможем Профессору Грамотных наук ?

Проверяют свою готовность к уроку, записывают число, "Классная работа". Слушают текст письма. Вступают в диалог с учителем.  

Умение ориентироваться в тетради. Графический навык.

Умение организовать рабочее место. Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД)

 

II. Постановка цели урока. (1 мин)

Цель:                       организовать постановку цели урока.

Организует постановку цели и планирование работы.

- В каком случае мы сможем ему помочь? (Если скажем что это за слоги ).

А где могут встречаться эти слоги и чем они являются? (Предлогами и приставками)

- Какова же цель  нашего урока? (Изучить новый материал)  Чему мы будем учиться на уроке?

( Правильно писать предлоги и приставки)                                                          

  - Что еще нужно будет сделать на уроке? (Научиться применять эти новые знания).

Формулируют цель урока.

Умение воспринимать  и строить устное высказывание (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель урока. (Регулятивные УУД).

III. Актуализация знаний. (5 мин)

Цель:   актуализировать знания по теме.

Показываю на карточках словарные слова с пропущенными орфограммами .Организует работу в парах. Организует самопроверку и самооценку работы.

 Предлагаю поработать со словарными словами. Сев..р,бер..г,чу..ств..,инт..ресный,вос..мь,праз..н..к,ч..тверг,ч..тыре, ж..лать.

б)Угадайте словарные слова по толкованию, объяснению значения:

*Старательный, тщательно соблюдающий порядок.( аккуратный)

*Систематизированное собрание однородных предметов. (коллекция)

*Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъёма и спуска.(лестница)

-Найдите в толковых словарях толкование слова желать. Проверяем словарные слова, поменялись тетрадями, проверяем и ставим оценку на полях.

-К слову желать подберите однокоренные слова.(пожелать, желание, по желанию, пожелание)

Давайте посмотрим слова. Карточка на доске.

пожелать

по  желанию

-Что мы здесь видим?(В первом слове по написано слитно, а во втором случае раздельно )

-Мы можем сказать правильно ли написано? (нет)

Объясняют правописание словарных слов. Работают в парах. Один учащийся класса читает . Остальные проверяют  работу своего соседа и оценивают.

 Правописание словарных слов, подбор однокоренных слов .

Умение вести учебный диалог с одноклассниками. (Коммуникативные УУД)

Умение оценивать свои учебные достижения. (Личностные УУД)

Умение составлять письменное высказывание (Познавательные УУД).

IV. Изучение нового материала.                    (12 мин)

Цель: организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила.

С помощью проблемной ситуации  и частично - поискового метода подводит учащихся  к формулировке  правила.

 

-А теперь посмотрите на экран. Слайд 4

  С какой трудностью вы столкнулись в задании? (Не знаем когда маленькие слова в скобках нужно писать раздельно, а когда слитно.).

 Почему? (Не знаем правило как правильно писать).

-Прочитайте слова. Как вы думаете какие слова написаны в 1 столбике, во втором столбике?

-Какой заголовок дадим словам 1 столбика?(Приставки) А словам 2 столбика?(Предлоги)

*(по)желать                                    (по)желанию

  (до)бежал                                      (до)леса

  (за)шёл                                           (за)другом

  (с)катился                                       (с)горки

  (на)клеил                                       (на)бумагу

-1отличие.Как вы думаете чем является приставка (частью слова)

-Чем является предлог? (частью речи)Слайд 5

- 2 отличие. Для чего служит предлог?(Служит для связи слов в предложении)

-Что образует приставка?(образует новые слова)

-3отличие.Как пишется приставка?(слитно)

Перед корнем есть приставка. Слайд6

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

-Как пишется предлог?( раздельно)

Нет ниточки связать слова?

Предлог поможет нам всегда!

С глаголом рядом не стоит ,

Писать с пробелом нам велит!

-Напишите в тетради правильно слова 1 столбика и 2 столбика. Как будете писать 1 столбик? Как назовёте этот столбик? Аналогичная работа со  словами из 2 столбика.  Слайд 4.

Слайд 7.

-4отличие.Прочитайте предложение .Что вы заметили в предложении? Ест ли предлог? А как вы считаете между предлогом и словом можно поставить вопрос или какое нибудь слово?(Да можно, доказывают)

-Есть ли слова с приставкой? Можно поставить слово между приставкой и корнем?(нет, доказывают)

-Напишите в тетради преобразованное предложение. Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении, подчеркните главные члены и подпишите части речи. Выпишите словосочетания.

5 отличие.

-Предлог может встречаться перед глаголом?(Нет. Перед глаголом встречаются только приставки. Приставка –с разными частями речи. Предлог – не может быть перед глаголом)

-Вывод. Назовите все отличия. Слайд 8  Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок?(приставки пишутся слитно, предлоги – раздельно)

Комментируют выполнение задания. Обнаруживают незнание правила правописания предлогов и приставок.   С помощью учителя  находят отличия. выводят правило . Формулируют правило.

Правописание  предлогов и приставок.

Разбор предложения по членам предложения и частям речи. Правильно выписывать словосочетания из предложения.

Умение вести учебный диалог с учителем и одноклассниками. (Коммуникативные УУД)

Умение строить устное высказывание (Коммуникативные УУД).

Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Умение формулировать проблему, доказывать свою точку зрения (Познавательные УУД)

Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД)

V. Закрепление  нового материала.                       (5 мин)

Цель: организовать работу по применению правила на письме.

Организует работу над упражнениями.  

Упражнение в правописании приставок и предлогов.

Слайд9 Правильно записываем слова с приставками и слова с предлогами. Выделяем приставки и предлоги.

-Проверяем .1 вариант записывает слова с приставками. 2 вариант- с предлогами.

-Помогите правильно записать предложения.

Слайд 10.

 Физкультминутка.  Приложение 1.

Выполняют упражнения письменно. По цепочке комментируют написание слов. Обозначают орфограмму.

Правописание предлогов и приставок.  

Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД)

Умение строить устное высказывание.   (Познавательные УУД).

Умение  проверять свою работу  и корректировать её (Регулятивные УУД).

VI. Моделирование.  (5 мин)

Цель:                       составить модель, схему к  правилу.

Организует работу в парах, коллективный анализ работ, выбор лучшей схемы.

Работа по учебнику.

-Сравниваем наше правило и правило по учебнику.

Попробуйте вместе с соседом по парте составить свою схему правописания предлогов и приставок.

Вывод. Слайд 11

 

 

В  парах составляют схему для правила записывают на колокольчике.

Правописание предлогов и приставок         (схема).

Моделирование (Познавательные УУД)

Умение осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД) 

Умение оценивать свою и чужую работу (Регулятивные УУД)

VII. Рассказы учащихся. Самостоятельная работа.          

(10 мин)

Цель:

Учить  составлять рассказы , тренировать в правописании предлогов и приставок.

Организует самостоятельную работу над упражнением.  Организует прослушивание рассказов .

Выполняем упражнение 259 на стр. 132. Задание упражнения ученики выполняют самостоятельно.

 -Составьте небольшой рассказ о зимнем лесе , используя опорные слова. Слайд 12

 

  

  Слушают рассказы одноклассников. Объясняют написание слов. Выполняют самостоятельно упражнение. Объясняют написание слов с приставками и предлогами.  Проверяют  свою работу .

 Правописание предлогов и приставок .

Умение составлять рассказ.

Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД) 

Умение выступать перед аудиторией (Коммуникативные УУД). 

Умение составлять высказывание. (Познавательные УУД).

Умение искать и анализировать информацию. (Познавательные УУД)

* VIII. Дополнительное задание (если осталось время урока)                                    (5 мин)                 

Цель:                       создать условия для применения знаний в  выполнении упражнений по разбору слов по составу.

Организует устное или письменное выполнение задания (если осталось время урока)

Слайд 13.                                                                                              – Разберите слова по составу  и объясните орфограмму.   Встречаются ли в упражнении слова с приставками?( Да)

Прочитайте эти слова. Как напишете приставки?(Слитно)                                                                                  

 Разбирают слова по составу. Выделяют орфограммы.

 Орфограмма. Правила разбора слов по составу.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Умение анализировать объекты. (Познавательные УУД)

Умение вести учебный диалог (Коммуникативные УУД)

IX. Итог урока.       (2 мин)

Цель:                      обобщить знания, полученные на уроке.

Организует обобщение знаний.

  - Давайте расскажем  Профессору Грамотных наук  какое правило мы сегодня узнали.                                            

Составляют устные высказывания о том, что узнали на уроке.  

Правописание предлогов и приставок.  

Умение обобщать свои знания по теме (Познавательные УУД)

Умение составлять устное высказывание. (Познавательные УУД).

X. Рефлексия. Домашнее задание.                  (3 мин)

Цель:                        создать условия для рефлексии, выбора домашнего задания.

Организует самоконтроль и самооценку по опорной карточке.

-Понравился ли вам урок. Как будем писать предлоги и приставки?

-Что вы усвоили после изучения новой темы? На листочке нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой нарисуйте солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.

Приложение 2

На листочке:

  1. испытываю затруднения;
  2. усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
  3. усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

                                                                           

                                                                                   3

                                               2

                   1

-Спасибо за работу на уроке. Дом.зад. правило , упр. 262.Слайд 14

Заполняют  лесенки Записывают домашнее задание.  

Умение оценивать и корректировать свою работу.                    (Регулятивные УУД)

Умение оценивать свои учебные достижения (Личностные УУД)

Приложение 1

Физкультминутка  

Если слышите предлоги, выполняете повороты; если приставки – тянемся вверх.

 Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали! 
Вверх на солнце посмотрели, 
И их лучики погрели. 
Бабочки летали, 
Крылышками махали. 
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, 
Нам пора букет собрать. 
Раз присели, два присели, 
В руках ландыши запели.

.

Приложение 2

На листочке:

  1. испытываю затруднения;
  2. усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
  3. усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

                                                                           

                                                                                   3

                                               2

                   1

На листочке учащиеся рисуют себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой рисуют солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс, "Предлоги со словами" ( по Л.В.Занкову, на основе сказки "Книга мастеров")

Урок по русскому языку, на этап получения новых знаний по теме предлоги. Урок построен по программе развивающего обучения Занкова. В процессе урока дети вместе с героями сказки и учителем получают алг...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок и предлогов"УМК "Школа России"

На этапе актуализации  знаний использован приём интерактивного обучения "Ручеёк".   ...

Конспект урока 3 класс "Правописание приставок и предлогов" Канакина

Конспект к уроку русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов" Канакина УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлоги и приставки" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлоги и приставки" 2 класс...

Конспект урока по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока  русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлоги", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как о служебной части речи; формирование умения выделять предлоги в тексте.  Планируемые результатыПредметные:знать, что такое &l...

Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....