Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и суффиксов -ик-, -ек-.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Вандаева Жаргалма Михайловна

Правописание суффиксов -ик, -ек . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание приставок и суффиксов –ик-, -ек-

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
  • формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение метапредметных результатов обучения:   коммуникативных УУД:

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения   грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
  • развитие навыков сотрудничества в статичных  парах и группах сменного состава;
  • регулятивных УУД:
  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • познавательных УУД:
  • формирование навыков работы с учебной информацией;
  • формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
  • формирование способности решать проблемы поискового характера;

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
  • создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
  • включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.


Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Зарядка для пальчиков и настрой на урок.)

- Ребята, повернитесь друг к другу и пожелайте друг другу успешной работы:

Желаю (соприкасаются большими пальцами) 
Успеха (указательными)
Большого (средними)
Во всём (безымянными)
И везде. (мизинцами)
Здравствуй! (прикосновение всей ладонью руки)
Удачи тебе всегда! (пальцы детей переплетаются в замок). 

- А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки. 

Проверяют  готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания;

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Запись даты. Чистописание

- Запишите  число, классная работа

Четырнадцатое декабря

Прописывание буквы Д, характеристика этой буквы.

Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные:  формирование начальных форм рефлексии;

Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма включение учащихся в

3.

Повторение правила работы в группе

- Вспомним правила работы в группе:

Группой работайте,

Дружно, согласно,

Тогда все получится

Просто прекрасно.

Чтоб работу выполнять,

Нужно всем заданья дать.

Всю работу разделить,

Никого не позабыть.

Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.

- Критерии оценивания работ:

1. Справились с работой.

2. Работа выполнена  аккуратно.

3. Содержание соответствует заданию.

4. Выступали грамотно.

Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.

Повторяют изученные правила  работы в группе.

Знакомятся с критериями оценивания.

Работают по инструкционной карте.

Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова; Регулятивные:

- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

3.

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем исполнять с вами роль спасателей, а спасти мы должны героя книги Лии Борисовны Гераскиной  «В стране невыученных  уроков», Виктора Перестукина, который за один учебный день умудрился получить 5 двоек. И обидевшись  на него учебные предметы, тетради отправили его «В  страну невыученных уроков». И он к нам  обращается  с письмом (Учитель зачитывает письмо)

Прочтите исправленные слова. Составьте предложение с данными словами и запишите в тетради.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ПОМОГИТЕ МНЕ ЗБЕЖАТЬ ИЗ ЭТОЙ СТРАНЫ, Я  ОБЕЩАЮ ХОРОШО УЧИТЬСЯ И СТАТЬ ОТЛИЧНЕКОМ. 
Витя Перестукин. 

Предметные: 

развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

Познавательные:

самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:  развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;

4.

Целеполагание.

Лексико-орфографическая работа

Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.

Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

- Ребята, вы что заметили в письме?

- Давайте, исправим их.

В какой части слова находятся ошибки?

- Ребята, сформулируйте тему урока.

- Для того чтоб вы усвоили тему урока, какую цель поставим?

какие - задачи будем решать?

Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Ошибки

Исправляют ошибки.

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Научиться правильно писать суффиксы в словах.

5.

Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок

Разбивка на группы

- Русский язык очень богат на правила. Мы с вами изучили достаточно много орфограмм. Сейчас мы проверим ваши знания, но сначала сделаем упражнение для хорошей работы головного мозга.

Я начинаю, а вы продолжаете со своей группой.

Приставка – это…

Приставка служит …

Приставка стоит …

Суффикс – это значимая часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс стоит после корня.

Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе,  надо вспомнить как пишется приставка или этот суффикс, или проверить по словарю.

Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а какие приставками?

 

    За  над   на   под    по   об   до   про   пере

               Еньк   оньк   ик    тель    чик   еват   ист

Разбейте на группы.

Физминутка

 Ответ   одного учащегося из группы

Коммуникативные: умение слушать,    грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

Познавательные: самостоятельное  выделение  нужной информации;

развитие умения активно использовать   памятки и словари,

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

Личностные:

-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

6

Отчет групп.

Самооценка и оценка проделанной работе.

Проводит беседу обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Оцените свою работу.

Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

7

«Открытие» нового материала

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли ли мы её достичь?

 - А всё ли знаете о суффиксах? Слайд 3

- Как вы думаете, почему появились герои из книги «В стране невыученных уроков»?

- Как вы думаете, в какой части слова пропущены буквы? Слайд 4

- Проверяем, какие буквы вставили.

- С какой проблемой мы столкнулись?

- Почему мы не можем определить, у кого правильно выполнена работа?

- Попробуйте сформулировать тему урока?

- Правописание суффиксов –ик-, -ек-».

- Что мы должны узнать на уроке?

- Мы должны узнать, в каких случаях в словах пишутся суффиксы - ик, -ек.

- Чему должны научиться?

- Должны научиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек.

Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока.

- Все буквы пропущены в суффиксе.

- У нас получились разные варианты написания.

- Мы ещё не знаем правило, когда надо писать - ик-, а когда –ек-.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её.

Подводят итог

Учащиеся на доску выводят правильные результаты.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Коммуникативные:

- формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов).

Познавательные:

- самостоятельное решения проблем  поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ;

Регулятивные:

формирование умения

принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

IV. Работа по теме урока.

-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

На доске:

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

- Каким путём мы пойдём?

- Почему?

- Лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить.

- Итак, мы пойдём вторым путём. Работаем  в группе, помогая друг другу.

- Измените каждое слово так, чтобы получилось много. Запишите.

- На какие две группы мы разделили слова?

- На существительные в единственном числе и множественном числе. Слайд 5-7

- Запишите на верхней строчке первого столбца – ед.ч., второго столбца – мн.ч.

- Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили?

- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной суффикса?

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений. Слайд 8          Чтение определения на стр.125

Записывают слова, вставляя пропущенную букву в столбик. Во второй столбик- проверочное слово. Изменив форму слова во мн.ч.или применяя вспомогательное слово нет чего? 

Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется;

Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает.

Закрепление новой темы

- Такая же проблема встала перед Витей Перестукиным. Давайте посмотрим, как мальчик решил эту проблему.

- Витя Перестукин смог отличить –ик от –ек?

- Какое слово является помощником для изменения слов? (нет) Слайды  9,10,1,12,13

Уровневое задание

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

8

Домашнее задание.

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению244 с.126. по учебнику, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы.

9

Рефлексия урока

Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд!

- Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока.

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу  поблагодарить …  за …

Я могу похвалить себя за …

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


Карта оценивания

Критерии

Письмо Виктора Перестукина

Правила

Деление слов на группы

Суффиксы

 –ик-, -ек-

Уровневое задание

1.

Справились с работой

2.

Работа выполнена  аккуратно

3.

Выступали грамотно

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.

Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс

Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...

Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.

познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...