Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и суффиксов -ик-, -ек-.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Правописание суффиксов -ик, -ек .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass._pravopisanie_pristavok_i_suffksov_-ik_-ek.docx | 53.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание приставок и суффиксов –ик-, -ек-
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
- формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: коммуникативных УУД:
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
- развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;
- регулятивных УУД:
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- познавательных УУД:
- формирование навыков работы с учебной информацией;
- формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
- формирование способности решать проблемы поискового характера;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
- создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
- включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. | (Зарядка для пальчиков и настрой на урок.) - Ребята, повернитесь друг к другу и пожелайте друг другу успешной работы: Желаю (соприкасаются большими пальцами) - А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки. | Проверяют готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания; Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. | Запись даты. Чистописание | - Запишите число, классная работа Четырнадцатое декабря Прописывание буквы Д, характеристика этой буквы. | Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма. | Личностные: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии; Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма включение учащихся в |
3. | Повторение правила работы в группе | - Вспомним правила работы в группе: Группой работайте, Дружно, согласно, Тогда все получится Просто прекрасно. Чтоб работу выполнять, Нужно всем заданья дать. Всю работу разделить, Никого не позабыть. Помогать друг другу нужно И работать вместе дружно. А когда закончим дело, Поднимаем руки смело. - Критерии оценивания работ: 1. Справились с работой. 2. Работа выполнена аккуратно. 3. Содержание соответствует заданию. 4. Выступали грамотно. | Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам. Повторяют изученные правила работы в группе. Знакомятся с критериями оценивания. Работают по инструкционной карте. Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности | Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова; Регулятивные: - формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. |
3. | Актуализация знаний. | Сегодня на уроке мы будем исполнять с вами роль спасателей, а спасти мы должны героя книги Лии Борисовны Гераскиной «В стране невыученных уроков», Виктора Перестукина, который за один учебный день умудрился получить 5 двоек. И обидевшись на него учебные предметы, тетради отправили его «В страну невыученных уроков». И он к нам обращается с письмом (Учитель зачитывает письмо) Прочтите исправленные слова. Составьте предложение с данными словами и запишите в тетради. | ДОРОГИЕ РЕБЯТА! | Предметные: развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования; |
4. | Целеполагание. Лексико-орфографическая работа Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока. | Подводит детей к формулированию темы и задач урока. - Ребята, вы что заметили в письме? - Давайте, исправим их. В какой части слова находятся ошибки? - Ребята, сформулируйте тему урока. - Для того чтоб вы усвоили тему урока, какую цель поставим? какие - задачи будем решать? Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки. | Ошибки Исправляют ошибки. Тема: Правописание суффиксов и приставок. Научиться правильно писать суффиксы в словах. | |
5. | Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок Разбивка на группы | - Русский язык очень богат на правила. Мы с вами изучили достаточно много орфограмм. Сейчас мы проверим ваши знания, но сначала сделаем упражнение для хорошей работы головного мозга. Я начинаю, а вы продолжаете со своей группой. Приставка – это… Приставка служит … Приставка стоит … Суффикс – это значимая часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс стоит после корня. Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить как пишется приставка или этот суффикс, или проверить по словарю. Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а какие приставками?
За над на под по об до про пере Еньк оньк ик тель чик еват ист Разбейте на группы. | Физминутка Ответ одного учащегося из группы | Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; Познавательные: самостоятельное выделение нужной информации; развитие умения активно использовать памятки и словари, Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме; |
Личностные: -формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | ||||
6 | Отчет групп. Самооценка и оценка проделанной работе. | Проводит беседу обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Оцените свою работу. | Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник. | Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
7 | «Открытие» нового материала | -Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? -Смогли ли мы её достичь? - А всё ли знаете о суффиксах? Слайд 3 - Как вы думаете, почему появились герои из книги «В стране невыученных уроков»? - Как вы думаете, в какой части слова пропущены буквы? Слайд 4 - Проверяем, какие буквы вставили. - С какой проблемой мы столкнулись? - Почему мы не можем определить, у кого правильно выполнена работа? - Попробуйте сформулировать тему урока? - Правописание суффиксов –ик-, -ек-». - Что мы должны узнать на уроке? - Мы должны узнать, в каких случаях в словах пишутся суффиксы - ик, -ек. - Чему должны научиться? - Должны научиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек. | Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока. - Все буквы пропущены в суффиксе. - У нас получились разные варианты написания. - Мы ещё не знаем правило, когда надо писать - ик-, а когда –ек-. Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её. Подводят итог Учащиеся на доску выводят правильные результаты. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Коммуникативные: - формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов). Познавательные: - самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ; Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности, планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
IV. Работа по теме урока. | -Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями. На доске: Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило. - Каким путём мы пойдём? - Почему? - Лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить. - Итак, мы пойдём вторым путём. Работаем в группе, помогая друг другу. - Измените каждое слово так, чтобы получилось много. Запишите. - На какие две группы мы разделили слова? - На существительные в единственном числе и множественном числе. Слайд 5-7 - Запишите на верхней строчке первого столбца – ед.ч., второго столбца – мн.ч. - Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили? - Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной суффикса? - Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? - Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик? Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений. Слайд 8 Чтение определения на стр.125 | Записывают слова, вставляя пропущенную букву в столбик. Во второй столбик- проверочное слово. Изменив форму слова во мн.ч.или применяя вспомогательное слово нет чего? Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется; Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает. | ||
Закрепление новой темы | - Такая же проблема встала перед Витей Перестукиным. Давайте посмотрим, как мальчик решил эту проблему. - Витя Перестукин смог отличить –ик от –ек? - Какое слово является помощником для изменения слов? (нет) Слайды 9,10,1,12,13 | Уровневое задание | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт; Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; | |
8 | Домашнее задание. | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению244 с.126. по учебнику, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы. | |
9 | Рефлексия урока | Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд! - Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Мне удалось … Меня удивило … Мне понравилось … Я порадовался за … Я хочу поблагодарить … за … Я могу похвалить себя за … | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; Личностные: - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Карта оценивания
Критерии | Письмо Виктора Перестукина | Правила | Деление слов на группы | Суффиксы –ик-, -ек- | Уровневое задание | |
1. | Справились с работой | |||||
2. | Работа выполнена аккуратно | |||||
3. | Выступали грамотно | |||||
Итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.
Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....
Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс
Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....
Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...
Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.
познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...