Конспект открытого урока в 3 классе "Правописание приставок и предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Филипенко Ирина Викторовна

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_filipenko.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Школа-гимназия «№6» г.Джанкоя Республики Крым

Урок русского языка в 3-Г классе.

Учитель  - Филипенко Ирина Викторовна

Дата проведения – 24.12.2015 г.

Класс  – 3-Г

Количество обучающихся  - 25

Тема: «Правописание приставок и предлогов».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели:  

  •  научить распознавать предлоги и приставки, правильно  их писать     употреблять   в речи.
  •  продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету
  • продолжить работу по формированию умения работать в  группах, договариваться друг с другом.

Задачи:   добиваться осознанного усвоения новых знаний и формировать практические умения, учить умению анализировать и понимать учебную деятельность

Оборудование к уроку и ресурсы: ноутбук, интерактивная доска смарт, презентация из10  флипчартов, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс, электронная физминутка,  маршрутные листы, письмо от Деда Мороза,  раздаточный материал.

Планируемые результаты:

1. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Метапредметные:

 регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок высказывать свои предложения.

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные: уметь ориентироваться в  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя   свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;

Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, глагол.

Формы работы:  фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.  

        Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Протяните руки к солнышку, возьмите у него немного тепла и положите его себе в сердечко. Почувствуйте это тепло. А теперь поделитесь им со своим соседом по парте и с нашими дорогими гостями.  

   – Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие.  Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. У нас есть  путевые листы, в них мы будем записывать свои открытия.

   

       II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

УЛИЦА «ЧИСТОПИСАНИЕ»

 1. Чистописание.

 Итак, начнем свой путь с  улицы «Чистописание».

-Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе?

(Флипчарт № 1 на интерактивной доске)

На доске: от, к, за, для, про, с, по, кроме

-Посмотрите внимательно. Что написано?   (предлоги и приставки).

-Так приставки или предлоги?

- Где приставка? Где предлог?

  Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!                                         

– В качестве чистописания, запишите на первую строку приставки, которые могут быть предлогами. Напишите их, чередуя, до конца строчки.

– На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.

                                                       

2.Проверка по эталону (экран)                                        

Оцените себя с помощью волшебных линеечек: правильность и аккуратность. Вы очень хорошо выполнили это задание, идем дальше.

  (Флипчарт № 2 на интерактивной доске)         в, по, у, за, до, под, с, от

-Как вы думаете, что записано? (Приставки. Предлоги)

-Так что же это приставки или предлоги?

-Почему у нас возникло затруднение?  (Есть такие приставки.  Есть такие предлоги.  Произносятся и пишутся одинаково).

-Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?

 (Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.)

-Исходя из поставленных задач,  попробуйте сформулировать тему урока.

 (Правописание приставок и предлогов).

Путешествуем мы с вами по какому городу? ( «Приставки и предлоги»)

III.   Актуализация знаний 

(Флипчарт № 3 на интерактивной доске)

 (по)бежал (по)деревне

(про)читал (про)город

-Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Слова с приставками и слова с предлогами)

-Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке.

-Что такое приставка? (Приставка - часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).

-Как найти приставку в слове?  (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).

- С какой  частью речи дружит приставка? ( С глаголом)

-С какой целью мы всё вспомнили о приставке? (Чтобы найти слова с приставкой).

-Назовите слова с приставкой.

- В  какую группу отнесём все  остальные слова?  ( Слова с предлогами).

-Что такое предлог?  (Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).

-Для чего служит предлог? (Для связи слов в предложении).

-Молодцы. Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? Как нам их отделить от слова?

IV. Первичное усвоение  нового знания.

-Предлагаю вам   побывать в роли исследователей  и  отправиться

 на УЛИЦУ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ»

-Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать.

(Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить  вопрос  или другое слово).

(Работа на доске со вторым столбиком слов)

по (большой) деревне, прочитал про (что?) город

- Какой вывод мы можем сделать? ( Между предлогом и словом можно поставить вопрос  или другое слово).

-А между приставкой и словом можно вставить вопрос  или другое слово? (Нет, приставка - часть слова)

-При выполнении задания встретился ли вам хоть один предлог с глаголом? (Нет)

-Какой из этого можно сделать вывод?  (Предлог с глаголом не употребляется).

-Вы уже самостоятельно сделали два вывода.

 - Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?   Правило на интерактивной доске. (Флипчарт № 4).

 Физкультминутка. Поиграем в игру «Общий галдёж»

V. Первичное закрепление нового знания.

- Мы продолжаем путешествовать по  какому городу?  «Приставки и Предлоги».

1. (Флипчарт № 5 на интерактивной доске)

Выбери лишнее: (на)шел, (на)окне, (на)писал, (на)рисовал. (Все глаголы, а на окне – существительное с приставкой) (Предлоги никогда не употребляются с глаголами)

   Докажите. Именно там вы найдете, куда же мы отправимся.

    УЛИЦА «ВЫБОРА»

Упражнение на интерактивной доске. (Электронное приложение к учебнику В. А. Канакиной, В. Г. Горецкого.)

Игра «Предлоги» (отгадайте загадки и   вставьте  пропущенные предлоги). 

  1. Рыба __ море, а хвост - ___ заборе. (Ковшик)
  2. __ неба пришёл, ___ землю ушёл.(Дождь)
  3. ___соснами, ___ ёлками лежит мешок ___ иголками.(Ёжик)
  4. ___морю идёт, идёт, а ___ берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна)

(на, На, с,С, под, Под, по, По, в, В. До, До)

Впечатай пропущенные приставки. Упражнение на интерактивной доске. (Электронное приложение к учебнику В. А. Канакиной, В. Г. Горецкого.)

Осторожно ветер

Из калитки  (__)шел,

(__)стучал в окошко,

(__)бежал по крыше.

Оцените себя по шкале правильности.

2. (Флипчарт № 6 на интерактивной доске)

     Найдите лишнее:  (в)лес, (в)сугроб,(в)снег, (под)партой.  (Слово с приставкой под).  Докажите. Там вы найдете следующую точку нашего маршрута.

УЛИЦА «ОТДЫХА»

Электронная физминутка «Снеговик».

Дидактическая игра.  Предлагаю ещё немного отдохнуть и закрепить полученные знания.

- Если вы услышите слово с приставкой – соедините ваши ладошки, с предлогом – разведите руки в стороны.

Под пенечком, прокричал,  на санках, в хоккей, позевал, с горки, под ёлочку, прилетел, за подарками,  пожевал,  пошел,   с другом, в углу.

VI.Обобщение и систематизация знаний/

3.  А как же пишется (в)углу. Докажите. Там будет наша следующая станция.

УЛИЦА «ТЕСТОВАЯ»

- А сейчас обобщим наши   знания и сделаем кластер: (работа в группах – карточка на партах)

(указать опоры, которые относятся к приставке (1 группа) и предлогу (2 группа). А к доске выходят по 1 ученику из каждой группы. (Флипчарт № 7 на интерактивной доске) 

 Приставка 

Предлог

1. Часть слова.

1. Часть речи.

2.Пишется слитно.

2. Пишется отдельно.

3. Служит для образования  новых слов

4. С глаголами всегда пишу слитно.

3. Служит для связи слов в предложении

Итог: Давайте себе  похлопаем  за отличную работу!

- Наступило время провести тест, и разобраться, как вы  поняли  тему урока.  Выбери правильное утверждение (Флипчарт № 8 на интерактивной доске), обведи букву:

П.   Приставки со словами пишутся  слитно

Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

Я.   Приставка служит для образования   новых слов

Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

Ь.   Предлог – часть речи

Я.   Предлог – часть слова

- Какое слово получилось? (пять). Вот вы сами себе поставили оценку. А у кого не получилось?

               (Флипчарт № 9 на интерактивной доске)

Найди лишнее:  (за)мок, (за)втра,(за)дверью,(за)йчик. (Во всех словах (за) – часть корня, а  - (за) дверью – приставка.  Докажите.  Поищите, что же там вас ожидает?

ПЛОЩАДЬ «НОВОГОДНЯЯ»

- Вот, посмотрите,  пришло письмо. От кого, как вы думаете? (от Деда Мороза) 

   Дорогие ученики 3-Г класса! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Очень хочу,  чтобы вы росли умными и здоровыми, чтобы ваше сердце всегда было согрето любовью и заботой.   За ваш  труд и старание дарю вам  ёлочку. Я не  успел её нарядить, но  знаю, что  вы сами справитесь и сможете её сделать по-новогоднему красивой и нарядной.  

До встречи в новогоднюю ночь. Ваш Дед Мороз.

- Ну что, выполним просьбу Деда Мороза, не подведём его?

Рефлексия:     (Флипчарт № 10 на интерактивной доске)

     Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то закрасьте звёздочку в красный цвет, а если вам всё понравилось, но не всё получилось,  ёщё допускаете ошибки – синий, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь -  жёлтый.

  - Давайте подарим себе аплодисменты за труд на уроке! Молодцы!!! 

         

Приложение

Маршрутный лист ученика(цы) 3-Г класса________________________

По городу «ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ»

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Игра «Предлоги» (отгадайте загадки  и  вставьте  пропущенные предлоги). 

  1. Рыба __ море, а хвост - ___ заборе.
  2. __ неба пришёл, ___ землю ушёл.
  3. ___ соснами, ___ ёлками лежит мешок ___ иголками.
  4. ___ морю идёт, идёт, а ___ берега дойдёт – тут и пропадёт.

(на, На, с, С, под, Под, по, По, в, В. До, До)

Впечатай пропущенные приставки.

Осторожно ветер

Из калитки  _____ шел,

______ стучал в окошко,

_____ бежал по крыше.

Выбери верное  утверждение, обведи букву:

П.   Приставки со словами пишутся  слитно

Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

Я.   Приставка служит для образования   новых слов

Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

Ь.   Предлог – часть речи

Я.   Предлог – часть слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: « Правописание приставок на-, за-, над-».

На уроке дети приступают к изучению темы:« Правописание приставок  на-, за-, над-» Работают с пословицей, устойчивыми выражениями. Проводится словарно-орфографическая работа, закрепление пройденн...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «А» классе Тема:  Развитие умения различать приставки и предлоги.Цель: Развитие умения различать сходные приставки и предлоги; развитие...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...