Разработка урока по теме "Приставка" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Задачи:
- Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.
- Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
- Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах.
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.
Тип: изучение нового материала
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rmo.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «ПРИСТАВКА»
Задачи:
- Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.
- Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
- Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах.
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.
Тип: изучение нового материала
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»
План урока
I. Организационный момент.
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:
Слайд
Детективное агентство |
- А кто такой детектив? (ответы детей)
- Хорошо. Давайте обратимся к нашему помощнику –словарю иностранных слов и прочтем значение этого слова.
(ученик читает из словаря, а на экране проектора появляется значение слова)
*Агент сыскной полиции, сыщик; * *Литературное произведение или кинофильм, в котором описывается деятельность и приключения сыщиков. |
- Какими качествами должен обладать хороший детектив?
- Интересно, кто из вас станет лучшим сыщиком?
II. Мобилизующий этап. Формирование учащимися темы и цели урока.
- Итак, в наше детективное агентство поступило письмо-SOS, в котором говорится, что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти.
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь найти эту часть слова?
(постепенно появляется запись на доске):
Как называется эта часть слова?
Место расположения в слове?
Для чего она служит?
Как обозначается?
- Это и есть цель нашей поисковой деятельности
- Ребята, а кто скажет тему нашего урока?
Мы:
1. познакомимся с новой частью слова;
2. узнаем, для чего служит и место положения в слове;
3. научимся обозначать и распознавать её среди других частей слова
III. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно о частях слова. (Работа с сигнальными карточками)
На партах лежат карточки синего и красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встает ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встает тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу.
Карточки синего цвета | Карточки красного цвета |
Корень – это… | …однокоренными или родственными. |
В корне заключён… | …часть слова, которая остается если отделить окончание. |
Чтобы правильно выделить корень… | …главная часть основы. |
Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…. | …для связи слов в предложении. |
Окончание – это… | …общий смысл всех однокоренных слов. |
Окончание служит… | …изменяемая часть слова. |
Основа это… | …нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть. |
Итак, мы знаем такие части слова, как корень, окончание и основа.
iV. Открытие нового знания
1. Составление фоторобота (портрет той части слова, которую мы ищем)
а) Создание проблемной ситуации
Слайд
На доске слова:
Разгон, разгрузка, разговор, разгром.
- Что заметили? ( Во всех словах есть общая часть -разг-)
Делают предположения, что это корень.
б) Поиск решения
Давайте вспомнить два признака однокоренных слов.
1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)
2 - общий смысл
Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова не могут быть однокоренными, т.к. разные по смыслу.
Давайте выделим корень в каждом слове.
Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова и записывают в тетрадь:
Разгон, гонка, гонит, погоня (корень –гон-)
Разгрузка, грузят, грузчик, груз (корень –груз-)
Разговор, говорю, поговорим, говорливый (корень –говор-)
Разгром, погром, громить, гром (корень – гром-)
- Что заметили? (Перед корнем в каждом слове есть ещё какая-то часть! Может быть сегодня на уроке мы узнаем что это за часть слова)
- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части слова по её фотороботу? (вернуться к вопросам)
- Предположите, как ее можно назвать
V. Объявление темы урока
- Эта часть слова называется «приставка». Как вы думаете, почему?
Дети высказывают предположения (от слова «приставлять»)
(на доске «Приставка» и ее обозначение)
Перед корнем есть приставка, |
Физкультминутка
Слайд
Прежде чем выполнить физические упражнения нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.
Милым детям нужно встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Так секунду постоять.
Руки плавно опустить.
Все еще раз повторить.
- Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
- Как же проверить наши предположения?
- Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Откройте страницу 101, прочитаем правило
- А сейчас очень важно заложить полученные знания в компьютерную базу данных, то есть запомнить их и уметь ими пользоваться.
Упражнение 34, стр. 102
VI. Закрепление
1. Составление алгоритма нахождения приставки
- Давайте подумаем и составим алгоритм (порядок) нахождения приставки в слове
- Что мы будем делать сначала?
- Затем?
- А теперь?
Как найти приставку:
|
В наш компьютер попал опасный вирус, посмотрите, что он сделал.
- Давайте исправим ошибки, используя бюро находок
Вырывной календарь, нашейник, переменять, докоснулся Бюро находок: от, о, по, при |
Отрывной календарь, ошейник, поменять, прикоснулся |
(Дети на полях в тетради оценивают свою работу соответствующим знаком)
- Оцените свою работу:
«+»- справился
«?»- сомневался
VII. Рефлексия
- Ребята, наш урок не был обычным. Скажите, кем вы сегодня были и чему научились?
- Подведем итог работы нашего детективного агентства.
- Какой ответ на электронное письмо вы дадите?
- Что вы можете сказать о приставке? (вернуться к вопросам)
VIII. Итог урока. Самооценка
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Вы хорошо сегодня поработали. Вам было интересно?
- Благодарю всех детективов за работу!
IX. Домашнее задание: упражнение 35, правило стр. 101.
Сочинить сказку о приставке(*).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России"
Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России". Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-путешествие....
Разработка урока математики 1 класс "Школа России" по теме: "Килограмм"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация к уроку позволит наглядно и доступно усвоить тему....
разработки уроков математика 2 класс школа россии
уроки по математике 2 класс 2 полугодие...
Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"
Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...
Методическая разработка урока в 3 классе по окружающему миру: "Москва - столица России"
Разработка содержит богатый материал к уроку "Окружающий мир " в 3 классе....
Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...
Методическая разработка урока математики 1 класс Школа России.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми....