Открытый урок по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Удовенко Лидия Ивановна

 

Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_udovenko_li.docx32.15 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_gotovyy.pptx74.22 КБ

Предварительный просмотр:

Удовенко Л.И. МОСШ№1 г.Белоярский

Урок русского языка в 3-а классе. (ПО УМК «Планета знаний»)

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Цель: Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания .

Задачи:

Образовательные: : 

            Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и    писать.

Развивающие: Способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к предмету.

Оборудование: Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина 3 класс: учебник: в 2 кн.- Москва 2011г. АСТ Астрель, компьютер, проектор, таблица  «Пристваки и предлоги», карточки, кластеры.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

II. Минутка  чистописания.

 (Написание буквы Оо с верхним и нижним соединением , на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

от ото по около со подо

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Четырнадцатое февраля. Классная работа.

-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги или приставки).

-Так приставки или предлоги?

Кто сможет поспорить с….?  - Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

включение учащихся в активное восприятие речи одноклассников

III. Словарная работа. Актуализация знаний.

Слайд. На экране.

 (до)ехал      (до) б.рёзы

(по)бежал     (по) д.ревне

(прочитал     (про) г.род

(от)мёл         (от) к.мнаты

(под)полз     (под) ябл.ню

-Запишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

 

Проверка. Слайд2

доехал  до берёзы

побежал      по деревне

прочитал     про город

отмёл         от комнаты

подполз       под  яблоню

Назовите безударные гласные в словарных словах.

-Определите. Где в словосочетаниях приставка, а где предлог.

-Подчеркните предлог и выделите приставку.

 

Дети самостоятельно составляют и записывают словосочетания.

Дети проверяют

Проверяют записанное в тетради со слайда

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)

Итог: упр. 17.

Дети встают и отвечают на вопросы

V.Постановка темы урока.

- Определите тему и цель урока

 Слайд Тема: Правописание приставок и предлогов.

-Ребята, какую цель поставим на уроке?

Слайд. Цель:

Научиться  распознавать приставки и предлоги и правильно писать их при письме.

Запись в тетради темы.

Выслушиваются ответы детей.

VI.Работа по теме урока.

 -Почему же нередко в письменных работах встречаются ошибки: приставки пишут отдельно, предлоги – слитно? Разве трудно отличить приставку от предлога?

Проведем исследование .

1).Работа в парах. Упр.18

- Прочитайте  внимательно задание. Один из вас(1 в.) запишет приставки, а другой –(2 в.)  предлоги.

-А один ученик пойдёт к доске и запишет какие из них могут быть и приставками и предлогами.

Проверка.

Приставки: (слайд)

-у,- за, над, рас, с,(со) пере, по, из, от,(ото), вос, в, (во), до, на, бес, под,(подо), про, над, вз, (взо), раз, без, воз, о, об, (обо).

Бывают только  предлогами: (слайд)

Возле, перед, около, из-за, из-под, к.

Бывают как приставками, так и предлогами: (слайд)

у, за, над, с, (со), по, из. от, в, во, до,на,под, про, над, без, о, об, (обо).

Итог: Мы были исследователями. Какой вывод сделаем. Приставки могут быть и предлогами.

2)Работа по учебнику: упр.19.(письменно)

-Прочитайте внимательно задание упр.19.

-С какими частями речи не употребляются приставки? (с местоимениями)

-С какими частями речи не употребляются предлоги? (с глаголами)

Физминутка

 

Самостоятельно выполняют упражнение.

VII.Первичное закрепление.

Дифференцированная работа.

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

1.Лодка (от)плыла (от)берега.

2.Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

3.Солнце (за)шло (за)тучу.

4.Всадник (с)лез (с)коня.

5.(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

6.(До)лагеря мы(до)брались только ночью.

2 уровень.

-Найдите слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

   На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

Найди «ошибки» и запиши предложения.

Воробей за бился … под крышу.

Ваза сделана …из стекла.

Машина подъехала  кдому.

Лось с прятался под… деревом.

Грачи разгуливали по полю.

-Проверяем. Поднимите руки у кого была карточка…..цвета.

Слайд.

 1.Лодка  отплыла от берега.

2.Мальчик нашел на дороге монетку.

3.Солнце зашло за тучу.

4.Всадник слез  с  коня.

5.По  дорожкам сада  побежали      ручейки.

6.До лагеря мы добрались только ночью.

- Поднимите руку у кого была карточка…

цвета.

Найдите слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

-У кого была карточка….цвета.

Найди «ошибки» и запиши предложения.

Воробей забился  под крышу.

Ваза сделана из стекла.

Машина подъехала  к дому.

Лось спрятался под деревом.

Грачи разгуливали по полю.

Итог.- Если у вас нет ошибок поставьте оценку карандашом на полях.

-А сейчас будем работать в группах. Давайте вспомним правило работы в группах.

Работа в группах.

Задание на карточке.  Прочитайте стихотворные строки. Выпишите из них слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания. Образец:

запечь-выпечь; за печь- за тёплую печь

Решили лисы кролика (за)печь,  ____________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  ___________________________________

Зависело б (от)мыла,  ____________________________________

Веснушки я б (от)мыла.___________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,___________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.___________________________

Я правило бубня (под)нос,    ____________________________________                            

в альбоме рисовал (под)нос.____________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.____________________________

- А сейчас выходит один представитель группы и проверяем, как справились с заданиями.

Итак, сделаем вывод:– Что такое приставка и для чего она служит?

– Что такое предлог? Для чего он служит

У каждого учащегося лежат карточки разного цвета. Выбирает задание и выполняет.

Дети выходят к доске и объясняют, как выполняли. Оценивают

VIII.Итог урока.

Составление кластера.

На доске находятся опоры:

  1. часть слова
  2. отдельное слово
  3. отдельно
  4. слитно
  5. для связи слов в предложении
  6. для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

Выходят два ученика и делают вывод.

IX.Рефлексия.

-Возьмите в руки  смайлики, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

   Теперь дорисуем рот:

        - урок понравился и вы довольны      своей работой,
       -  я не очень доволен своей работой.

-Что затруднило в новой теме?

Дети берут рисунки и дорисовывают значки

XX.Домашнее задание.

Упр.20,выучить правило на стр.49

Слайд

Прочитайте стихотворные строки. Выпишите из них слова с приставками и предлогами,

звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания. Образец:

запечь-выпечь; за печь- за тёплую печь

Решили лисы кролика (за)печь,  _____________________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  __________________________________________

Зависело б (от)мыла,  _____________________________________________________

Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________

 Я правило бубня (под)нос,    ________________________________________________                                  

в альбоме рисовал (под)нос._________________________________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Выполнила: Удовенко Л.И.

Слайд 2

Запишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. (до)ехал (до) б.рёзы (по)бежал (по) д.ревне (про) читал (про) г.род (от)мёл (от) к.мнаты (под)полз (под) ябл.ню Словарная работа

Слайд 3

Доехал до березы побежал по деревне прочитал про город отмёл от комнаты подполз под яблоню Проверка

Слайд 4

Научиться распознавать приставки и предлоги и правильно писать их при письме. Тема урока: Правописание приставок и предлогов Цель:

Слайд 5

У-, за-, над-, рас-, с-(со-), пере-, по-, из-, от-(ото-), вос -, в-(во-), до-, на-, бес-, под-(подо-), про-, над-, вз -( взо -), раз-, без-, воз-, о-, об-(обо-). Приставки:

Слайд 6

Возле, перед, около, из-за, из-под, к. Бывают только предлогами:

Слайд 7

У, за, над, с, (со), по, из, от, в, во, до, на, под, про, над, без, о, об, (обо). Бывают как приставками, так и предлогами:

Слайд 8

1. Лодка отплыла от берега. 2. Мальчик нашел на дороге монетку. 3. Солнце зашло за тучу. 4. Всадник слез с коня. 5. По дорожкам сада побежали ручейки. 6. До лагеря мы добрались только ночью. 1 уровень

Слайд 9

На поляну опустился вертолёт . Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге. 2 уровень

Слайд 10

Воробей забился под крышу. Ваза сделана из стекла. Машина подъехала к дому. Лось спрятался под деревом. Грачи разгуливали по полю. 3 уровень

Слайд 11

Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки прыг за печь. Зависело б от мыла, Веснушки я б отмыла. Сугробы снега вьюги намели, И грузовик, как баржа, на мели. Я правило бубня под нос, в альбоме рисовал поднос. Вот досада, я не дошла до сада. Проверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Цель урока: Научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Продолжить работу над развитием речевой деятельности. Задачи урока:Обучающая: Закреплять умения в ...

Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме «Правописание предлогов и приставок"

Цели. 1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.2.. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности уч-ся;3. Восп...

Открытый урок по русскому языку на тему:"Правописание приставок и предлогов" в 3 классе

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами. Задачи урока:1.      Обра...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....