Урок по русскому языку на тему "Загадка звука Й и буквы Й"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цели -организовать решение задачи и «открыть» тайны звука й , обозначение звука й разными буквами; создание представления о единообразном написании слов с буквой й.
Планируемые результаты.
Предметные:
-Определять согласный звук в слове.
-Делить слова на слоги.
-Повторение гласных и согласных звуков.
Личностные:
-Проявлять интерес к изучению темы.
Метапредметные.
Познавательные:
-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;
-соотносить учебные действия с известным правилом;
-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.
Коммуникативные:
-комментировать собственные действия при выполнении задания;
-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
-согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;
-адекватно использовать речевые средства для представления результата работы;
-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_zvuka_y_i_bukvy_y.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Учитель Ходырева Надежда Николаевна
МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа№17»
Тема : « Загадка звука й и буквы Й»
Цели -организовать решение задачи и «открыть» тайны звука й , обозначение звука й разными буквами; создание представления о единообразном написании слов с буквой й.
Планируемые результаты.
Предметные:
-Определять согласный звук в слове.
-Делить слова на слоги.
-Повторение гласных и согласных звуков.
Личностные:
-Проявлять интерес к изучению темы.
Метапредметные.
Познавательные:
-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;
-соотносить учебные действия с известным правилом;
-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.
Коммуникативные:
-комментировать собственные действия при выполнении задания;
-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
-согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;
-адекватно использовать речевые средства для представления результата работы;
-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности
- Чем мы занимаемся на уроках русского языка?
- Объясните девиз «С малой удачи начинается большой успех»
- Сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие тайн русского языка.
- Подумайте и скажите, что нам пригодиться для успешной работы на уроке?
- Пожелайте друг другу удачи.
2. Актуализация знаний
-Мы открываем тайны русского языка на страницах нашего учебника вместе с Машей, Мишей и Анишит-Йокопойной. Сегодня роль Маши сыграет – Ирина, роль Миши – Ваня, а роль Анишит-Йокоп разрешите сыграть мне. Моя указка превратится в волшебную палочку.
Миша – Смотри-ка, Маша, звери и птицы на картинках зашевелились!
А-Й - Того, что вы сделали недостаточно,чтобы животные ожили по-настоящему! Слишком сильное колдовство я к ним применила. Хотите продолжить испытания? Ну что ж …Вы различаете буквы гласных и согласных?
Маша – По моему, мы различаем.
А – Й - Назовите буквы, гласных звуков.
Миша - Я составил такой список букв гласных
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
- Проверьте Мишин список. Сколько букв он записал? (10)
- В чём секрет этого списка? (записаны в алфавитном порядке)
Маша - А я записала буквы гласных парами
А О Э У Ы
Я Ё Е Ю И
- В чём секрет Машиного списка?
- Сколько гласных звуков? (6)
- Расскажите по эталону про гласные звуки
А – Й - Как ещё можно было записать буквы гласных звуков?
А О Э У Ы Я Ё Е Ю И
А – Й - А теперь назовите все буквы согласных. Можете пользоваться столбиком алфавита. Напомните друг другу где мы его встречали. (уч. с.32)
- Чего больше согласных букв или звуков?
- Расскажите про согласные звуки по эталону
3.Постановка учебной задачи
- Да, вы прекрасно знаете буквы согласных и гласных звуков,
Но птицы и звери так и не ожили. Предлагаю вам новые испытания. Готовы?
Сейчас я произнесу названия этих животных, а вы внимательно послушайте и скажите, что их объединяет. (звук й )
воробей чайка заяц ёж
- Загадку какого звука нам предстоит разгадать сегодня на уроке?
- Давайте оформим сегоднейшую загадку. (Открываем тетрадку «Узелки на память», находим «Лесенку знаний».) Тайну какого звука нам надо раскрыть на уроке?
4. Открытие нового знания
– С чего начинаем характеристику звука? ( гл. или согл.)
- Запишите в тетради слова змей – змеи
- Произнесите их! Какими звуками они различаются? Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.
- Разделите каждое слово на слоги. Почему получилось разное количество слогов?
- Запишите слова зайка – заика
- Разделите их на слоги. Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?
- Какой же из двух звуков й или и образует слог?
- Значит, звук й - гласный или согласный?
5. Первичное закрепление
Работа на карточках
- Прочитайте слова на карточках и разделите их на слоги:
чай, чайка, думай, подумай, йод, йогурт, айва.
- Назовите слова, в которых один слог. ( чай, йод )
- Где стоит буква й в этих словах?
- Назови слова, в которых два слога. ( чайка, думай, йогурт, айва)
- Где стоит буква й в этих словах?
- Все ли слова мы назвали? К какому эталону подходит это слово?
Почему? Где стоит буква й в этом слове?
- Может ли звук й образовать слог? Почему?
6. Физминутка (мини-пауза для глаз)
1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), затем открыть (3-5 сек.)
2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 3-5 сек., закрыть глаза (3-5 сек.)
Повторить 4-5 раз.
3.Выполняется стоя. Вытяните правую руку вперёд. Следите глазами за медлен-
ными движениями указательного пальца вытянутой руки влево-вправо, вверх-
Вниз. Голову не поворачивать. Повторить 4-5 раз.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
а) Звонкий или глухой
- Что мы узнали про звук й ? (согл.)
- Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие.
Работа в парах
- Откройте учебник на стр. 35. Один из вас назовёт все звонкие звуки, а другой – все мягкие.
- Цвет звуков в звуковом столбике помог вам выполнить задание?
- А звук й какой: звонкий или глухой?
- Определите по эталону звучности к какой группе звуков он относится?
б) Твёрдый или мягкий
- Что ещё можно определить у согласного звука?
- Как определить?
- Какой вывод сделаем?
- Сравните его с выводом Асырк на стр.37.
8. Рефлексия деятельности
- Можем ли мы сказать, что разгадали загадку звука й и поднялись на следующую ступеньку в «Лесенке знаний»?
- Как зафиксировать в модели то, что мы открыли?
- Как вы думаете , есть ли ещё тайны у этого звука?
Обозначение звука й буквами
Групповая работа
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по данной схеме должна определить название животного и записать его на листочке.
1гр. (воробей)
2 гр. (чайка)
3 гр. (заяц)
4 гр. (ёж)
- Чем похожи все схемы? Какими буквами обозначили звук й ?
- Как вы думаете, что мы будем делать на следующем уроке?
- Давайте посмотрим, удалось ли нам оживить птиц и зверей.
9. Итог урока. Рефлексия.
-Как назовём этот урок?
- Кто чувствует, что он вырос в своих знаниях?
- Кого вы хотите похвалить за урок?
- Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Звуки [т][т\']. Буквы Т,т.
Урок русского языка (обучение грамоте) первый класс....
Открытый урок по русскому языку Согласный мягкий звук [й ] и буква "и краткое" 2 класс "Школа России"
Новый материал. Знакомство с особенностями звука й....
Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."
Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...
Конспект урока по русскому языку "Повторение пройденных звуков и букв"
- развить мотивацию к учению, умению писать пройденные буквы, составлять слоги из букв магнитной азбуки;- коррекция внимания, развитие мелкой моторики и мышления,- способствовать воспитанию аккуратнос...
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) Звуки [м] [м`]. Буквы Мм.
Интегрированный урок по обучению грамоте (чтение и письмо) 2 часа по теме "Звуки [м][м`]. Буквы Мм. УМК "Школа Росии" 1 класс...