Урок по русскому языку на тему "Загадка звука Й и буквы Й"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

     Цели    -организовать решение задачи и «открыть» тайны звука  й  , обозначение звука  й   разными буквами; создание представления о единообразном написании слов с буквой й.

Планируемые результаты.

Предметные:

-Определять согласный звук в слове.

-Делить слова на слоги.

-Повторение гласных и согласных звуков.

Личностные:

-Проявлять интерес к изучению темы.

Метапредметные.

Познавательные:

-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;

-соотносить учебные действия с известным правилом;

-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.

Коммуникативные:

-комментировать собственные действия при выполнении задания;

-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

-согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата работы;

-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadka_zvuka_y_i_bukvy_y.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Урок русского языка в 1 классе

                                 Учитель  Ходырева Надежда Николаевна

                  МКОУ  «Медвёдская средняя общеобразовательная школа№17»

     Тема :   « Загадка звука  й   и буквы Й»

     Цели    -организовать решение задачи и «открыть» тайны звука  й  , обозначение звука  й   разными буквами; создание представления о единообразном написании слов с буквой й.

Планируемые результаты.

Предметные:

-Определять согласный звук в слове.

-Делить слова на слоги.

-Повторение гласных и согласных звуков.

Личностные:

-Проявлять интерес к изучению темы.

Метапредметные.

Познавательные:

-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;

-соотносить учебные действия с известным правилом;

-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.

Коммуникативные:

-комментировать собственные действия при выполнении задания;

-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

-согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата работы;

-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.

                 

                                                   Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

- Чем мы занимаемся на уроках русского языка?

- Объясните девиз «С малой удачи начинается большой успех»

- Сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие тайн русского языка.

- Подумайте и скажите, что нам пригодиться для успешной работы на уроке?

- Пожелайте друг другу удачи.

    2. Актуализация знаний

        -Мы открываем тайны русского языка на страницах нашего учебника                           вместе с Машей, Мишей и Анишит-Йокопойной. Сегодня роль Маши    сыграет – Ирина, роль  Миши – Ваня, а роль Анишит-Йокоп разрешите сыграть мне. Моя указка превратится в волшебную палочку.

Миша – Смотри-ка, Маша, звери и птицы на картинках зашевелились!

А-Й    -   Того, что вы сделали недостаточно,чтобы животные ожили по-настоящему! Слишком сильное колдовство я к ним применила. Хотите продолжить испытания? Ну что ж …Вы различаете буквы гласных и согласных?

Маша – По моему, мы различаем.

А – Й  - Назовите буквы, гласных звуков.

Миша -  Я составил такой список букв гласных

                                   А Е Ё И О У Ы Э Ю Я

            - Проверьте  Мишин список. Сколько букв он записал? (10)

            - В чём секрет этого списка? (записаны в алфавитном порядке)

Маша -  А я записала буквы гласных парами

                                   А    О     Э     У      Ы

                            Я     Ё     Е     Ю     И 

              - В чём секрет Машиного списка?

              - Сколько гласных звуков? (6)

           - Расскажите по эталону про гласные звуки

А – Й     - Как ещё можно было записать буквы гласных звуков?

                      А О Э У Ы            Я Ё Е Ю И

А – Й     - А теперь назовите все буквы согласных. Можете пользоваться столбиком алфавита. Напомните друг другу где мы его встречали. (уч. с.32)

               - Чего больше согласных букв или звуков?

               - Расскажите про согласные звуки по эталону

3.Постановка учебной задачи

       - Да, вы прекрасно знаете буквы согласных и гласных звуков,

       Но птицы и звери так и не ожили. Предлагаю вам новые         испытания. Готовы?

        Сейчас я произнесу названия этих животных, а вы внимательно послушайте и скажите, что их объединяет. (звук  й  )

          воробей     чайка    заяц     ёж

        - Загадку какого звука нам предстоит разгадать сегодня на уроке?

        - Давайте оформим сегоднейшую загадку. (Открываем тетрадку «Узелки на память», находим «Лесенку знаний».) Тайну какого звука нам надо раскрыть на уроке?

4. Открытие нового знания

 – С чего начинаем характеристику звука? ( гл. или согл.)

- Запишите в тетради слова              змей – змеи

- Произнесите их! Какими звуками они различаются? Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.

- Разделите каждое слово на слоги. Почему получилось разное количество слогов?

- Запишите слова                               зайка – заика

- Разделите их на слоги. Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?

- Какой же из двух звуков  й   или   и   образует слог?

- Значит, звук  й  - гласный или согласный?

         5. Первичное закрепление

           Работа на карточках

          - Прочитайте слова на карточках и разделите их на слоги:

           чай,  чайка,  думай,  подумай,  йод,  йогурт,  айва.

          - Назовите слова, в которых один слог. ( чай, йод )

          - Где стоит буква  й  в этих словах?  

          - Назови слова, в которых два слога.  ( чайка, думай, йогурт, айва)

          - Где стоит буква й в этих словах?

          - Все ли слова мы назвали? К какому эталону подходит это слово?

            Почему? Где стоит буква й в этом слове?

          - Может ли звук й образовать слог? Почему?

          6. Физминутка (мини-пауза для глаз)

           1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), затем открыть (3-5 сек.)

           2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 3-5 сек., закрыть глаза (3-5 сек.)

              Повторить 4-5 раз.

           3.Выполняется стоя. Вытяните правую руку вперёд. Следите глазами за медлен-

             ными движениями указательного пальца вытянутой руки влево-вправо, вверх-

             Вниз. Голову не  поворачивать. Повторить 4-5 раз.

         7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

         а) Звонкий или глухой

          - Что мы узнали про звук й ? (согл.)

          - Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие.

          Работа в парах

           - Откройте учебник на стр. 35. Один из вас назовёт все звонкие звуки, а другой – все мягкие.

           - Цвет звуков в звуковом столбике помог вам выполнить задание?

           - А звук й какой: звонкий или глухой?

           - Определите по эталону звучности к какой группе звуков он относится?

          б) Твёрдый или мягкий

            - Что ещё можно определить у согласного звука?

            - Как определить?

            - Какой вывод сделаем?

            - Сравните его с выводом Асырк на стр.37.

      8. Рефлексия деятельности

        - Можем ли мы сказать, что разгадали загадку звука й  и поднялись на следующую ступеньку в «Лесенке знаний»?

        - Как зафиксировать в модели то, что мы открыли?

        - Как вы думаете , есть ли ещё тайны у этого звука?

          Обозначение звука й буквами

          Групповая работа

          - Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по данной схеме должна определить  название животного и записать его на листочке.

       

         1гр.  (воробей)

        2 гр. (чайка)

        3 гр. (заяц)

        4 гр. (ёж)

         - Чем похожи все схемы? Какими буквами обозначили звук й ?

          - Как вы думаете, что мы будем делать на следующем уроке?

         - Давайте посмотрим,  удалось ли нам оживить птиц и зверей.

       9. Итог урока. Рефлексия.

       -Как назовём этот урок?

       - Кто чувствует, что он вырос в своих знаниях?

       - Кого вы хотите похвалить за урок?

       - Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха.

             

           

                     

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Звуки [т][т\']. Буквы Т,т.

Урок русского языка (обучение грамоте) первый класс....

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...

Конспект урока по русскому языку "Повторение пройденных звуков и букв"

- развить мотивацию к учению, умению писать пройденные буквы, составлять слоги из букв магнитной азбуки;- коррекция внимания, развитие мелкой моторики и мышления,- способствовать воспитанию аккуратнос...

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) Звуки [м] [м`]. Буквы Мм.

Интегрированный урок по обучению грамоте (чтение и письмо) 2 часа по теме "Звуки [м][м`]. Буквы Мм. УМК "Школа Росии" 1 класс...