Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_29-12-16.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РА “Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с
нарушениями слуха и зрения»
Конспект открытого урока по русскому языку.
Тема: «Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц.»
Учитель начальных классов: Киржинова Ж.А.
г. Майкоп 2017 г.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц.
Цели: -закрепить знания о непарных твёрдых и мягких согласных, об особенностях написания гласных Ы,И после Ц;
- развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление.
Задачи:
Образовательные:
- давать характеристику согласным звукам;
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- читать слова с изученными буквами;
- группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков.
Развивающие:
- содействовать развитию моторики, фонематического слуха;
- развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность через решение заданий с изученными буквами.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение письму как виду речевой деятельности и устойчивой познавательной мотивации;
- воспитывать желание учиться.
Коррекционные:
- формирование навыков адекватного отражения полученных знаний;
- развитие сохранных зрительных функций, коррекция и компенсация нарушенных;
- развитие сохранных анализаторов.
Оборудование: учебник «Азбука», карточки для учащихся, лента букв, зрительная физминутка, меловые записи, образец букв Ц,у.
Ход урока:
- Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
- Сегодня к нам на урок русского языка пришли гости. Давайте поздороваемся и улыбнёмся нашим гостям.
- Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
Доброе утро! Солнце и птицы!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера
-А теперь садимся правильно за столом. Спинки ровно. Будьте внимательны. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
II. Актуализация знаний.
- Прочитайте слова, которые написаны на доске. (Ясень, елка, ель)
- Что это такое? (деревья).
- Что общего у этих слов? (Начинаются с гласных букв)
- Что объединяет гласные буквы Я, Е, Е, Ю в одну группу? (Они указывают на мягкость согласного звука.).
- А сейчас вспомним, что у этих букв есть ещё один секрет, который мы знаем. (Эти буквы обозначают два звука, один из которых согласный мягкий звук [й'], а второй – гласный звук.)
- Произнесите эти буквы
Я Е Е Ю
[й`а] [й`э] [й`о] [й`у]
- А теперь вспомните и скажите, когда буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука.
1. В начале слова (Н: еда, ёлка, ягода, юла.)
2. Они обозначают 2 звука после гласной буквы (Н: пою, моет, тает)
3. После Ь эти буквы обозначают два звука (Н: житьё, пью)
- А всегда ли они обозначают два звука? (Нет. После согласных они обозначают один звук.)
- Приведи примеры слогов, когда после согласной буквы идут эти гласные (пя, де, мы, лю)
- Значит, после согласных они обозначают один звук и твёрдые согласные они смягчают.
- Молодцы! Вы знаете секрет этих гласных.
- А сейчас, давайте вспомним какие непарные согласные мы уже знаем? Нам поможем лента букв.
- Какую новую букву мы учили на предыдущем уроке? (согласную букву Ц).
- Что мы уже знаем о согласной букве Ц?
-Мы писали заглавную букву Ц строчную букву ц).
- Что мы узнали на том уроке о звуке [ц]? (Это – согласный звук, глухой, всегда твёрдый)
- Правильно. И даже гласные буквы такие, как И и Е, не могут смягчить этот звук. Он всегда твёрдый.
- Дети, посмотрите на доске у нас «цветок» со слогами. Вам нужно составить слова и записать в тетради.
- Прочитайте, какие слова вы записали.
III. Развитие речевого аппарата.
Чистоговорка.
-Ребята, повторяйте за мной.
ЦО- ЦО- ЦО- снесла курица яйцо
ЦА- ЦА- ЦА- прибежала к нам овца,
ЦУ- ЦУ- ЦУ- я веду домой овцу
ЦЫ- ЦЫ-ЦЫ- бегут куры от овцы.
- Прочитайте слова четко и с ускорением.
-А теперь отгадайте загадки. Как вы уже догадались, в отгадках будет буква, которую мы учили на прошлом уроке. Вспомните какая это буква? (Буква ц)
- Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры)
- Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
Могу даже и узор
Расширяем кругозор.
(Циркуль)
- Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряет в петельки,
И вот он шарф у Петеньки
(Спицы)
-Запишите отгадки, разделите слова на слоги и поставьте ударения:
Ци`ф-ры, ци`р-куль, спи`цы.
IV. Зрительная гимнастика.
V. Постановка целей и определение темы урока.
Давайте ещё раз вспомним какую букву мы научились писать на прошлом уроке. (Строчную букву ц и заглавную букву Ц)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься дальше на уроке?
-Мы уже знаем, как пишется заглавная буква Ц и строчная буква ц. Сегодня мы будем закреплять знания о согласной букве ц, и других буквах, которые мы уже изучили.
-Давайте повторим, что мы уже знаем о звуке и букве ц.
Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
-Прочитайте с доски слова.
-Обратите внимание, в каком месте слова после буквы Ц пишем И, а в каком – Ы.
концы цирк цыган
венцы циркач на цыпочках
ранцы цифра цып-цып
певцы циркуль цыплёнок
Давайте с вами сразу составим и запомним новое правило:
На конце слова после буквы Ц пишем всегда букву Ы.
А вот в середине слова, после буквы Ц пишем И.
Но есть слова исключения, в которых после буквы Ц в середине слова пишется буква Ы.
Это слова: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цып-цып.
-Выполните задание, которое я вам раздам на карточках.
-Запишите в тетрадях в первый столбик слова с буквой Ы после буквы Ц, а во второй столбик с буквой И после Ц.
Певцы, цикорий, скворцы, отцы, столицы, циркуль, цилиндр, пальцы, медицина.
VI. Продолжение работы по теме урока.
-Запишите предложение:
Цапли живут на болоте.
-Назовите «опасное» место в предложении. (жи)
-Мы с вами знаем уже много важных правил. Вспомним некоторые из них.
-Как пишется сочетание ча(с буквой а), чу(с буквой у), жи, ши.
-Сегодня мы узнали, что после буквы Ц никогда не пишется в середине слова буква Ы (кроме слов-исключений). Буква Ы после буквы Ц пишется только в конце слова.
-В середине слова после буквы Ц пишем буквы И.
Например: цинк, циновка, цифры, цикада.
-Запомните это правило, а слова запишем в рабочей тетради.
VII. Работа с учебником.
-А сейчас откройте азбуку на странице 31 и прочитайте
слоги-слияния в таблице.
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Не бывает слогов-слияний буквы Ц с Ё, Ю, Я.
Не бывает слогов-слияний буквы Ч с Ы, Ю, Я.
VIII. Подведение итогов урока.
-Понравился ли вам урок?
-Что было самым интересным на уроке?
-Что вызвало у вас затруднение?
-Вам трудно было понять, когда после Ц пишем И, а когда Ы?
-Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"
Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."
Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....
Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс...
Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)
Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...
Урок русского языка "Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными", 1 класс
Урок русского языка в 1 классе....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Правописание слов с буквами ь и ъ"
Урок русского языка в 4-А классеДата проведения: 22.09.2021 г.Образовательная программа «Школа России»Тема: Правописание слов с буквами ь и ъ....
Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.
Предмет: Литературное чтение в 1 классе.УМК «ШКОЛА РОССИИ» Дата проведения: 6 декабря.Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.Тема урока: Твёрдый согласный звук...