Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х”]. Чтение предложений с изученными буквами
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Цель урока: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Воспитывать культуру речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
1 класс
ТЕМА:
«Буквы Х, х» обозначающие согласные звуки [х], [х”].
Чтение предложений с изученными буквами.
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Анискина Елена Юрьевна
МОСКВА
ГОУ СОШ №1743
ЦЕЛЬ: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Воспитывать культуру речи.
1. Орг. момент.
Прозвенел у нас звонок –
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
2 . Повторение пройденного
Д Ч К Ж Х Й С |
ЗИ ЧУ НО МЕ ШИ ЛЫ |
А) – Перед вами листочки со слогами и буквами
Посмотрите на первый ряд, что там написано?
Что общего у этих букв? (они согласные)
- Возьмите карандаш и зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки.
- Обведите в кружок буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
- Посмотрите на второй ряд, что там написано?
- Красным карандашом поставьте точки под гласными.
- Обведите, синим карандашом слоги с твёрдыми согласными, зелёным –
с мягкими.
Б) – С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (с буквой Х)
- Кто помнит стихотворение про эту букву?
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветру вольному подружка.
- Дайте характеристику букве «Ха»
В) Подберите слова по схеме
Х___________ _____Х_____ ________Х
Г) – Ребята нам приготовили загадки, а отгадки будут начинаться с буквы Х
Летом папа нам привёз
В белом ящике мороз
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
- Разделите на слоги, поставьте ударение. Посмотрите на доску, найдите схему для слова «холодильник»
Кисти и краски его инструменты.
А материалы – большие холсты.
Портреты, пейзажи его, натюрморты,
На выставке можешь увидеть и ты. (художник)
- Разделите на слоги, поставьте ударение. Посмотрите на доску, найдите схему для слова «художник»
Мягкий, пушистый и душистый.
Они чёрный, он и белый,
И бывает подгорелый. (хлеб)
- Разделите на слоги, поставьте ударение. Посмотрите на доску, найдите схему для слова «хлеб»
- Давайте послушаем стихотворение о хлебе, которое нам приготовил Сева
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Автор: С. Погореловский
3. Физ. Минутка
Хомка, хомка, хомячок-
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Чистит зубки, лапки трёт,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет хомка сильным стать.
4. Постановка цели урока. Работа по учебнику.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с буквой Х. Будем учиться читать слова и предложения с этой буквой.
А) Чтение с доски
Хух хах хох
Хэх хих хат
Схи тха хму
Пух мох сох
Э-хо ха-та
Хи-мик кух-ни
Хва-тит вах-та
Пас-тух о-хо-та
- Найдите слово, обозначающее профессию человека.
-Найдите слово, обозначающее желание человека.
- Что такое «эхо»? (звуковой эффект.)
Б) Работа по учебнику (стр.42)
- «Страх и смелость» - чтение по ролям
- Какое незнакомое слово встретилось в этом тексте? (скирда)
- Кто посмотрел в словаре что такое «скирда»?
- Ушаков в своём толковом словаре даёт толкование – определение этому слову:
Большой стог сена или снопы хлеба, сложенные по особому способу в большую кучу для хранения под открытым небом.
- О чём беседовали внук и дедушка?
- Что интересовало мальчика?
- Что ответил дедушка о страхе?
- Почему смелость ростом с мальчика?
Чтение текста «Загадка-шутка»
- Как мы можем назвать кота Ваську? Обратите внимание, слова должны начинаться на букву «Ха». (хитрец, хитрюга)
В) Игра «Найди слова»
- Ребята, перед вами конверты с заданиями, откройте их и возьмите листочки с первым заданием:
х | у | д | о | ж | н | и | к | о | ю |
л | к | т | ц | т | я | л | д | ж | э |
е | х | х | й | р | ь | б | ж | ы | х |
б | и | р | х | о | м | я | к | а | о |
л | р | а | е | ш | н | ф | ы | р | л |
о | у | м | ю | и | о | л | ю | б | м |
к | р | с | х | и | ж | и | н | а | и |
з | г | ч | м | о | и | т | э | ж | д |
ц | х | о | л | о | д | л | о | р | п |
м | у | к | е | г | х | а | л | в | а |
- Найдите и прочитайте 7 слов – названий предметов на букву «Х»
х | у | д | о | ж | н | и | к |
л |
е | х | х | х |
б | и | р | х | о | м | я | к | о |
р | а | л |
у | м | м |
р | х | и | ж | и | н | а |
г |
х | о | л | о | д |
х | а | л | в | а |
- Что такое «халва»?
- Приготовьте «звуковые пеналы», сделайте звуковой анализ, разделите на слоги, поставьте ударение
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова «хомяк»
Г) Игра «Составь предложение»
- Посмотрите на второе задание, там у нас рассыпались предложения.
- Как вы думаете, почему слова разбежались? (забыли поставить точки)
1вариант
2вариант
3вариант
- Восстановите предложения. Прочитайте.
- А можем ли мы переставить предложения так, чтобы получился рассказ по картинкам, которые вы видите на доске?
- Посмотрите, первое предложение составила я:
Наступила холодная снежная зима.
Лес засыпало пушистым снегом.
Хитрая лиса вышла охотиться.
Холодно лисоньке на морозе.
- О чём получился наш рассказ? Как мы можем его озаглавить?
- Есть ли в нашем тексте слова с буквой, которую мы сегодня повторяли?
5. Итог урока. Рефлексия.
- Нарисуйте пальчиком у себя на ладошке букву Х, зажмите кулачок и запомните её.
- Понравилось вам сегодня на уроке?
- Что было наиболее сложным?
- Что было легко?
- МОЛОДЦЫ!
Использованная литература:
А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина «Учим азбуку, играя»
Стихотворение: С. Погореловский «Хлеб»
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Таблицы для обучения грамоте»
вышла
лиса
хитрая
охотиться
пушистым
засыпало
лес
снегом
на
лисоньке
холодно
морозе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Тема: "Буквы «Ш, ш », обозначающие согласный звук [ш]. Чтение слов, предложений, текстов с буквами "Ш, ш".(Урок закрепления с презентацией).
Цели: продолжить знакомство детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.Учить детей работать с текстом, закреплять з...
Буквы Х, х обозначающие согласные звуки [х], [х"]. Чтение предложений с изученными буквами.
урок закрепления знаний о буквах Хх...
Урок литературного чтения в 1 классе "Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б’]"
Урок обучения грамоте по «Азбуке» О.В. Джежелей...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
1. Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü учащиеся зна...
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....