Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
план-конспект урока русского языка (1 класс) на тему
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте".
Данный конспект поможет:
- познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
- учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
- воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
- развивать УУД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организационная информация
Автор урока\мероприятия: Комкова И.Н., учитель
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 42»
Предмет\автор учебника: обучение грамоте, учебник «Букварь» под редакцией Горецкого В.Г., Кирюшина В.А.
Класс: 1 класс
Тема урока: «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Классификация урока: тип урока «Урок открытия нового знания». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
- учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
- знают в чем отличие звуков от букв;
- умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
- умеют читать схемы предложений;
Краткая характеристика класса: традиционный класс.
Цели урока:
- Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
- Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
- Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся
Формирование УУД.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, учебник «Букварь» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., рабочая тетрадь.
Планируемые результаты –
Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
I.Организационный момент | – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы- старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится! | Приветствует учащихся, настраивает их на работу. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Актуализация опорных знаний. | - На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). - Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные). - Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие). | Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний | Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки. Характеризуют их. | Познавательные УУД |
II. Работа над новым материалом. III. Физминутка под музыку. | - О какой букве идёт речь в загадке? Буква - домик аккуратный С высокой крышею двускатной. (Буква Д) - Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Д) - Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д) -Кто выйдет и покажет на плакате букву Д? (Работа на интерактивной доске) Слайд 1. - Рассмотрите рисунок, найдите слова, при произношении которых вы слышите звук [д]. Слайд 2. (Дети выходят к интерактивной доске, указывают на слово, открывается название слова с буквой Д). - Прочитайте все открывшиеся слова. (Читают дети, умеющие читать) (Динозавр, дети, девочка Даша, Дима, дыня, далматинец, дятел, дерево, дорога, дом, дверь, дождь.) -Какой первый звук вы слышите при произношении всех слов? (Звук [д]). - Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. Слайд 3. - Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.) - Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.) - Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.) - Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий. - Какой же это звук? (Звонкий.) Слайд 4. Чтение слогов с буквой Д. Слайд 5. Чтение предложения читающими детьми. Слайд 6. Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили.
| Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний Развитие фонематического слуха Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук Показ рифмованных движений для снятия переутомления | Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока Учащиеся находят слова, при произношении которых есть звук д Учащиеся дают характеристику звука Д Читают слоги, слова и предложения с буквой Д Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем или учениками | Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Познавательные УУД. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
IV. Закрепление. V. Итог урока. Рефлексия деятельности | 1.Работа по учебнику с.98-99. - Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их.. Загадки. Вот какой забавный случай Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка Мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый. На полу не видно луж, Все ребята любят… (душ). Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) – Выполните звукобуквенный анализ слов «душ», «дятел». (Работа в парах) – Рассмотрите схемы слов. – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может быть звук [д])? (Твёрдым и мягким) 2. Дифференцированная работа. Задание для читающих детей: прочитать рассказ с. 100 Я.Пинясов «Хитрый огурчик». Задание для нечитающих детей: с. 98 чтение слогов, слов. 3.Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать». 1) Отработка зрительного образа буквы Д, д. – Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Д, д. 2) Сравнение буквенного состава слов. – Найдите буквы, которыми различаются слова в парах. – Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (Кедры, город.) – Сравните эти слова по количеству звуков; по количеству слогов; по месту ударения. -Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (Сова.) Слайд 8 - Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’]. Мы букву Д легко найдём и в слове день и в слове дом А если днём ты в лес придёшь - на дубе дятла ты найдёшь. Дятел дерево долбит – день деньской кору дробит Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом. Доктор Дятел дуб долбил – двадцать да жука добыл. Жук – ужасный короед – всем в лесу наносит вред. Дятел – мастер добрых дел – древний дуб – помолодел. Дятел, дятел - мой приятель, дуб долбит, как долотом Помоги мне, дядя Дятел для скворцов построить дом. Г. Сапгир (Дети называют слова, в которых встретился звук [д]). Учитель: Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг. 4. Работа с загадками, в которых встречается буква и звук [д]). Слайд 9-13. – Что нового и интересного узнали на уроке? -Что можете сказать про букву и звук [д])? Слайд14-15. – Назовите слова с новой буквой. – В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит? Мы с вами хорошо потрудились, сегодня. -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? – Какие задания вы выполнили с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… Спасибо за урок. | Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь Развитие фонематического слуха. Оценивает усвоение учащимися новой темы. Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Учитель помогает ребятам оценить свою работу на уроке. | Учащиеся учатся работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Читают рассказ Закрашивают те части рисунка, в которые вписана буква Д. Анализируют слова. Вписывают буквы в пустые клеточки и прочитают получившиеся по вертикали слова Учащиеся извлекают необходимую информацию из стихотворения Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности Оценка своей деятельности на уроке. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Познавательные УУД Познавательные УУД. Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Познавательные УУД Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Познавательные УУД Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные УУД смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
Дополнительная информация
- Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
- учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
- знают в чем отличие звуков от букв;
- умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
- умеют читать схемы предложений;
Усвоение новой темы базируется именно на этом материале, изученном ранее.
- Тип урока: «Урок изучения нового материала».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап всесторонней проверки знаний учащихся.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Подведение итогов.
Этапы урока соответствуют его логической структуре. Каждый этап тесно связан с предыдущим и сам являлся базой, продолжением последующего.
- При реализации цели и задач урока использовались технологии:
- Здоровьесберегающие;
- ИКТ;
- Технология сотрудничества;
- Развивающего обучения.
- Методы обучения:
- По источникам знаний: наглядно-иллюстративный, практический.
- По степени взаимодействия учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
- По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
- По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- Фронтальная;
- Коллективная;
- Работа в парах;
- Индивидуальная.
Благодаря разумному сочетанию используемых технологий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности, урок представляет собой целостную систему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х”]. Чтение предложений с изученными буквами
Цель урока: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Вос...
Буквы Х, х обозначающие согласные звуки [х], [х"]. Чтение предложений с изученными буквами.
урок закрепления знаний о буквах Хх...
Конспект урока .Обучение грамоте.1 класс .УМК "Школа России"Тема :" Чтение слов, предложений и текстов с буквой П . Логическое ударение. Диалог ."
quot; Чтение слов,предложений и текстов с буквой П"...
Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж».
Закрепление....
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
1. Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü учащиеся зна...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему:"«Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.
Конспект урока разработан по программе "Школа России"....