Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте".
Данный конспект поможет:
- Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
- учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
- Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_bukvy_sh_sh_oboznachayushchie_soglasnyy_zvuk_sh..doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучение грамоте в 1 класс
Тема: Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].
Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап всесторонней проверки знаний учащихся.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Подведение итогов.
Методы обучения:
- По источникам знаний: словесный, наглядный.
- По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа.
- По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный и частично-поисковый.
Оборудование:
Мультимедийная установка, проектор, компьютер, лента букв, карточки слоги-слияния звуков, бархатная бумага, шерстяная нить, учебник.
Цели урока:
- познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
- учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь;
- воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
У. "Здравствуйте!" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
У. Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на уроке, и надеюсь, что сегодня вы будете активными, любознательными и очень воспитанными детьми.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
II. Повторение изученного материала
У. Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком. Но сначала нам надо вспомнить, в чем отличие звуков от букв. (слайд 1)
Д. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим. (слайд 2)
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
У. На какие две группы делятся все звуки русского языка? (слайд 3)
Д. Звуки делятся на гласные и согласные.
У. В чем отличие гласных звуков от согласных?
Д. При произнесении гласного звука выходящий изо рта воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
У. Молодцы!
III. Введение нового звука
У. Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.
У. Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня?
Д. Эта музыка из мультфильма "Крокодил Гена и его друзья" по сказке Эдуарда Успенского.
Учитель показывает книги Э.Успенского и знакомит с нами детей.(слайд 4)
У. Ребята, назовите героев сказки "Крокодил Гена и его друзья".
Д. Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др.
Учитель щелкает слайд с изображением старухи Шапокляк. (слайд 5)
У. Вот эта героиня сегодня у нас на уроке. Но вы не пугайтесь ее. Безобразничать она не будет. Мы объясним ей об одном замечательном звуке ее имени и может быть она заинтересуется этой работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, кто из вас знает, что обозначает слово "шапокляк"?
Учитель читает сам или просит одного из учеников прочитать значение этого слова из словаря Ожегова. (слайд 5)
У. Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи?
Д. Это звук "ш".
У. В имени какого героя есть этот же звук?
Д. Это – Чебурашка.
У. В какой части слова мы его слышим?
Д. Этот звук слышится в середине слова.
У. Ребята, а кто попробует назвать слова, в которых звук ш слышится в конце слова?
Д. Шалаш, фарш, морж, еж и др.
У. Хорошо. Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук "ш", который обозначается буквами Ш, ш. Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш), а поэт Светик из произведения Н.Н.Носова "Незнайка в солнечном городе" написал вот эти стихи:
"Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась".
У. На доске записаны две буквы Ш. Одна заглавная, другая маленькая. Почему звук один, а буквы две? (слайд 6)
Д. С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы.
У. Хорошо.
IV. Физкультминутка
- Пальчиковая гимнастика:
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём
Снова в кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова в кулачки сжимаем.
- Дыхательная гимнастика.
“Дует ветер”. Дуть в отверстие пузырька, чтобы получился свист (нижняя губа касается края горлышка, струя воздуха сильная).
- Стоя. “Колечко”. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний ... Вначале выполняем каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Горизонтальная восьмёрка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой, затем обеими руками вместе.
V. Характеристика звука "ш"
У. Итак, нас ждет старуха Шапокляк. Вперед.
У. Произнесите звук "ш" и определите какой он – гласный или согласный? (слайд 7 и 8)
Д. Этот звук согласный, потому что он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.
У. Верно. А если мы оглушим звук "ж", то какой звук услышим?
Д. Мы слышим звук "ш".
У. Значит, сделаем вывод – какой звук "ш" – звонкий или глухой?
Д. Глухой и шипящий.
У. Давайте попробуем выяснить еще один признак этого звука. Каким он может быть твердым или мягким?
Д. Этот звук твердый.
У. Правильно. Звук "ш" – согласный, глухой, всегда твердый. (слайд 9)
Учитель выставляет карточку с буквой "Ш" в ленту звуков и букв.
У. Теперь давайте сделаем фонематический разбор слова Шапокляк.
С помощью учителя дети составляют схему слова, используя красные, синие, зеленые круги, которыми обозначают гласные и согласные звуки, делят слово на слоги и ставят ударение.
VI. Работа со слоговыми таблицами.
На слайде 10 таблицы:
ША | АШ |
Эти таблицы дети читают в разных режимах: громко, тихо, от тихого чтения – к громкому, от громкого – к тихому, в разбивку и т.д. Можно вызвать к таблице детей, чтобы те командовали чтением.
Развитие тактильных ощущений (каждому ученику выдается бархатная бумага и шерстяная нитка, ребята на бархатной бумаге составляют букву Ш, рассуждая из скольких элементов состоит буква). Взаимопомощь приветствуется.
Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”
У. Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, слышится ли в этом слове звук Ш, если «да», то хлопните в ладоши.
У. Сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.
VII. Работа с учебником.
Учитель задает вопросы, а дети на них отвечают. Перед вопросами проводится "жужжащее" чтение.
У. Что написано в первом столбике?
Д. Это название букв.
У. Что можете сказать о словах второго столбика?
Д. Эти слова близки по смыслу. Они являются родственными словами.
У. Какой общий корень в этих словах?
Д. Корень "шум".
У. Что же такое родственные слова?
Д. Это слова, которые близки по смыслу и у них общий корень. (Корень выделяется в учебнике.)
У. Подберите антоним к слову "шум".
Д. Тишина.
У. Что такое слова-антонимы?
Д. Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
У. В третьем столбике найдите слова, отвечающие на вопросы кто? или что?
Д. Шут, шутка, шутник.
У. Почему слово "шутит" "лишнее" среди слов?
Д. Это слово отвечает на вопрос что делает? и поэтому оно является "лишним".
У. А теперь выделяем корень в этих словах.
Д. В словах общий корень "шут".
У. Молодцы. В следующем столбике находим слова, стоящие в единственном и множественном числе.
Дети отвечают на вопрос.
У. В последнем столбике надо назвать слова, имеющие общие признаки.
Д. Слова последнего столбика двусложные и отвечают на вопрос что делать.
У. Какое слово среди них "лишнее"?
Д. "Лишнее" слово – "шуршит", потому что ударение падает на второй слог, а в остальных словах – на первый.
У. Очень хорошо. Ребята, Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв: Ш Ш К. Между этими буквами необходимо вставить гласные буквы. Какие слова у вас получатся? (слайд 11 и 12)
Д. Шишка, шашка, шашки, шашки.
У. Попробуйте прочитать зашифрованные слова на странице учебника:
Ш Л Ш,
Ш П В Н К,
Ш П К Л К,
Б Ш М К.
Д. Шалаш, шиповник, Шапокляк, башмак.
VIII. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все в порядок приведем
И читать, друзья, начнем.
IX. Работа с предложениями
У. А теперь работаем со скороговорками. (слайд 13)
Дети читают скороговорки и пытаются произнести их быстро.
У. Ребята, найдите среди предложений только то, которое соответствует данной схеме.
Учитель чертит на доске схему любого предложения. Дети читают предложение по схеме и рассказывают о признаках предложения и о написании заглавных букв.
У. Молодцы. В следующем стихотворении надо найти и прочитать слова с буквой "Ш". (слайд 14)
Этому заданию предшествует выразительное чтение учителем, "жужжащее" чтение детьми, чтение хорошо читающих детей, прослушивание этого стихотворения по магнитофонной записи и т.д. Дети называют слова с буквой "Ш", находят слова, схожие по звучанию, читают вопросительные предложения.
X. Работа над развитием образного восприятия
У. Ребята, как вам кажется, почему старуха Шапокляк такая вредная?
Д. У нее нет друзей, она не читает хороших и добрых книг, она никогда не училась в школе, ее никто никогда не жалел и т.д.
У. А давайте представим ее смешной и веселой. Для этого попробуем изменить ее внешний вид. Подберите слова со звуком "Ш", обозначающие одежду.
Д. Шуба, шапочка, шарф, варежки, туфли на шпильке, шерстяные носки, шелковый платочек в руке и т.д.
У. Посмотрите, какая забавная у нас получилась Шапокляк. Ей наверное нравится ее новая одежда и она кажется улыбающейся.
Учитель выставляет картинку с изображением старухи Шапокляк, представленную детьми.
XI. Подведение итогов урока
У. А если бы она училась в нашем классе, как бы она отвечала бы на вопросы по уроку? Только вопросы буду задавать я, а отвечать на них будете вы.
– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку.
– Какие слова называются родственными?
– Какие слова являются односложными, двусложными?
– Как определить количество слогов в слове?
У. Молодцы. Шапокляк ответила бы так же. Я думаю, что в конце урока ей можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, отгадав загадку:
Я и красный и зеленый,
Я и голубой и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.
Д. Это – воздушный шарик. (слайд 15)
У. Кто догадался, почему именно этот предмет мы ей сегодня подарим?
Д. Потому, что он начинается на букву "Ш", с которой начинается имя старухи. Потому, что именно его подарили герои сказки, чтобы Шапокляк улетела далеко. Но у нас она стала умнее и ей, наверное, понравилось учиться в школе и она еще захочет побывать у нас на уроках.
У.
Вот уроку и конец,
А кто работал – молодец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х”]. Чтение предложений с изученными буквами
Цель урока: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Вос...
Тема: "Буквы «Ш, ш », обозначающие согласный звук [ш]. Чтение слов, предложений, текстов с буквами "Ш, ш".(Урок закрепления с презентацией).
Цели: продолжить знакомство детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.Учить детей работать с текстом, закреплять з...
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
1. Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü учащиеся зна...
Конспект урока литературного чтения. Тема : Мягкий согласный звук [ч\' ] Чтение слов , предложений с буквой ч. /1 класс/ УМК "Школа России"/
Урок закрепления изученного по теме ( игровая форма)...