Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Соболева Татьяна  Алексеевна

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

1 класс

«Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»

Учитель начальных классов: Соболева Т.А

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

Предметные:

-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, определять место в слове, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы в «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.



Содержание урока

I этап.

Организационный момент.


Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты тихо сели

И на Вас все посмотрели. (слайд1)

Сейчас у нас урок обучения грамоте и мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв, но для начала проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши, звуковые схемы и Азбука были с нами.

II этап.

Актуализация ранее полученных знаний.

- Ребята, а чтобы наше путешествие было приятным давайте создадим себе хорошее настроение, улыбнемся соседу по парте, нашим гостям. А теперь поддержим друг друга и пожелаем удачи (ребята прикладывают ладошки друг к другу и говорят, что у нас всё получится)

А теперь мы проведем зарядку для язычка и дыхательные упражнения, они нам нужны для правильного звукопроизношения и для речи в целом. (слайд 2 )

Жил был веселый язычок, рано утром он проснулся и потянулся (высунуть язык)

Он был очень любопытный и смотрел из стороны в сторону.

Он был спортсмен и играл в футбол (толкаем щечку язычком)

Сел язычок на лошадку и поехал (цоканье)

Дыхательная гимнастика: свеча, согреем ладошки, тишина.

-Напомните мне, для чего мы провели эти упражнения? (для речи)

- А какая бывает речь? (Устная и письменная) (слайд 3)

- Из чего состоит речь? (Из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- На что делятся слова? (На слоги)

- Из чего состоят слоги? (Из звуков)

- Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? (Гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные от согласных звуков?

- А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Буква)

- А в чём разница между звуком и буквой? (Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)


III этап.

Постановка учебной задачи.


Ребята в путешествии за новой буквой и звуками давайте вспомним, а с какими буквами мы уже знакомы?

- А что вы можете сказать о звуках, которые дают эти буквы? (слайд 4)

- А почему гласные звуки поселились на разных этажах?

- Что вы можете сказать про согласные звуки? Почему они тоже не на одном этаже?

- Давайте почитаем слоги с изученными буквами. (слайд 5)


IV этап.

Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

Сегодня на нашей ленте букв появиться новая жительница, а какая мы сейчас узнаем, отгадав загадку:

Гладишь-ласкается

Дразнишь – кусаешься

На цепи сидит, дом сторожит. (Собака)

- Как же рычит собака, когда она чем-то недовольна? (слайд 8)

- Произнесём эти звуки. Это новые звуки для нас новые?

Кто же сформулирует тему нашего сегодняшнего урока? (слайд 9)

-Тема нашего урока сегодня «Звук р, буква?»

-Какие задачи и цели мы поставим перед собой?

На доске – план –подсказка для определения задач урока.

(- Узнаем какой это звук (гласный, или согласный)

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

 Поучимся определять место нового звука в словах

- Узнаем какой буквой обозначается новый звук

- Поучимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой)

- Итак в какой же домик нам поселить новый звук? (согласный, встречает препятствие)

- Звонкий (участвует голос и шум)

- Чтобы определить мягкий он или твердый поработаем со схемами

- Составьте схему слова РАК

Произнесите первый звук, дайте ему характеристику

- Составьте схему слова РИС

Произнесите первый звук, дайте ему характеристику

- Какой вывод можно сделать? (бывает и твердый и мягкий)

Физкультминутка

Отдохнём и поиграем, я буду называть слова с новыми звуками Р, РЬ. Если вы слышите в словах твёрдый звук Р – стоим, мягкий – присидаем.

РЫБА, РЫСЬ, СОРОКА, РИСУНОК, СНЕГИРЬ, ТОПОР, КОРОВА, РИТА, РУЛЬ, ЗАБОР, ДВЕРЬ, РУКА, РАМА, РЫБАК, МАРИНА.

V этап

Первичное закрепление

- Вы слышали слова в разных частях слова. В каких?

- А теперь вы мне сейчас сами назовете слова с новыми звуками в разных частях слова.

 Для этого поработаем в парах

- У вас на партах лежат листы с картинками, в названии предметов на картинках встречаютч звуки Р,РЬ

1-й ряд отмечает слова где звук «р» в начале слова, 2-й ряд - в середине слова,3-й ряд -в конце слова)

- Проверка

, - Продолжаем наше путешествие, сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звук «р». Кто знает, как называется эта буква? БУКВА ЭР ( прикрепить к доске)

-На что похожа эта буква? (Слайд 13,14)

Буква эр на лодке парус, вдаль плывёт небес касаясь (Слайд 15)

Напечатаем букву эр на ладошке

- Откроем наши тетрадочки и напечатаем в тетради.

Работа по учебнику

- рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.64

-Рассмотрите картинку.

-К какой сказке эта картинка?

-Кто автор сказки?

-Кто изображен на картинке?

Дети составляют рассказ по картинке.

Чтение отрывка из сказки учителем.

- А что произошло дальше вы расскажете на следующем уроке, это и будет вашим домашним заданием.

Назовите слова, которые содержат новый звук (рыбак, рыбка, старуха, корыто, ведро, рубашка, дверь, дорожка…

- Посчитайте сколько раз встретилась буква Р в отрывке? (11)

- Чтение слогов.

- Работа на стр.65

Чтение текста

– Что растет у Иры?

– Что сделала Ира?

– Что случилось?

V этап.

Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.


Вот и закончилась наше путешествие

– С какой буквой познакомились?

– Что узнали о звуках?

– Всем ли было легко?

– О чём вы расскажите дома?

- На этом наш урок закончен, спасибо всем.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму на тему " Буквы Б,б, В,в, обозначающие согласные звуки "б,в".

Конспект урока по письму с УУД по учебнику Поляковой. На уроке используются индивидуальные магнитные доски. Имеется слайдовая презентация....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки

Урок закрепление в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки по УМК "Гармония"...

План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...