Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения "Звук и буква Р, р" | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
1 класс
«Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»
Учитель начальных классов: Соболева Т.А
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи урока:
Предметные:
-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, определять место в слове, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы в «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Содержание урока
I этап.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты тихо сели
И на Вас все посмотрели. (слайд1)
Сейчас у нас урок обучения грамоте и мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв, но для начала проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши, звуковые схемы и Азбука были с нами.
II этап.
Актуализация ранее полученных знаний.
- Ребята, а чтобы наше путешествие было приятным давайте создадим себе хорошее настроение, улыбнемся соседу по парте, нашим гостям. А теперь поддержим друг друга и пожелаем удачи (ребята прикладывают ладошки друг к другу и говорят, что у нас всё получится)
А теперь мы проведем зарядку для язычка и дыхательные упражнения, они нам нужны для правильного звукопроизношения и для речи в целом. (слайд 2 )
Жил был веселый язычок, рано утром он проснулся и потянулся (высунуть язык)
Он был очень любопытный и смотрел из стороны в сторону.
Он был спортсмен и играл в футбол (толкаем щечку язычком)
Сел язычок на лошадку и поехал (цоканье)
Дыхательная гимнастика: свеча, согреем ладошки, тишина.
-Напомните мне, для чего мы провели эти упражнения? (для речи)
- А какая бывает речь? (Устная и письменная) (слайд 3)
- Из чего состоит речь? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
- На что делятся слова? (На слоги)
- Из чего состоят слоги? (Из звуков)
- Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных звуков?
- А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Буква)
- А в чём разница между звуком и буквой? (Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)
III этап.
Постановка учебной задачи.
Ребята в путешествии за новой буквой и звуками давайте вспомним, а с какими буквами мы уже знакомы?
- А что вы можете сказать о звуках, которые дают эти буквы? (слайд 4)
- А почему гласные звуки поселились на разных этажах?
- Что вы можете сказать про согласные звуки? Почему они тоже не на одном этаже?
- Давайте почитаем слоги с изученными буквами. (слайд 5)
IV этап.
Поиск решения проблемы - открытие нового знания.
Сегодня на нашей ленте букв появиться новая жительница, а какая мы сейчас узнаем, отгадав загадку:
Гладишь-ласкается
Дразнишь – кусаешься
На цепи сидит, дом сторожит. (Собака)
- Как же рычит собака, когда она чем-то недовольна? (слайд 8)
- Произнесём эти звуки. Это новые звуки для нас новые?
Кто же сформулирует тему нашего сегодняшнего урока? (слайд 9)
-Тема нашего урока сегодня «Звук р, буква?»
-Какие задачи и цели мы поставим перед собой?
На доске – план –подсказка для определения задач урока.
(- Узнаем какой это звук (гласный, или согласный)
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
Поучимся определять место нового звука в словах
- Узнаем какой буквой обозначается новый звук
- Поучимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой)
- Итак в какой же домик нам поселить новый звук? (согласный, встречает препятствие)
- Звонкий (участвует голос и шум)
- Чтобы определить мягкий он или твердый поработаем со схемами
- Составьте схему слова РАК
Произнесите первый звук, дайте ему характеристику
- Составьте схему слова РИС
Произнесите первый звук, дайте ему характеристику
- Какой вывод можно сделать? (бывает и твердый и мягкий)
Физкультминутка
Отдохнём и поиграем, я буду называть слова с новыми звуками Р, РЬ. Если вы слышите в словах твёрдый звук Р – стоим, мягкий – присидаем.
РЫБА, РЫСЬ, СОРОКА, РИСУНОК, СНЕГИРЬ, ТОПОР, КОРОВА, РИТА, РУЛЬ, ЗАБОР, ДВЕРЬ, РУКА, РАМА, РЫБАК, МАРИНА.
V этап
Первичное закрепление
- Вы слышали слова в разных частях слова. В каких?
- А теперь вы мне сейчас сами назовете слова с новыми звуками в разных частях слова.
Для этого поработаем в парах
- У вас на партах лежат листы с картинками, в названии предметов на картинках встречаютч звуки Р,РЬ
1-й ряд отмечает слова где звук «р» в начале слова, 2-й ряд - в середине слова,3-й ряд -в конце слова)
- Проверка
, - Продолжаем наше путешествие, сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звук «р». Кто знает, как называется эта буква? БУКВА ЭР ( прикрепить к доске)
-На что похожа эта буква? (Слайд 13,14)
Буква эр на лодке парус, вдаль плывёт небес касаясь (Слайд 15)
Напечатаем букву эр на ладошке
- Откроем наши тетрадочки и напечатаем в тетради.
Работа по учебнику
- рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.64
-Рассмотрите картинку.
-К какой сказке эта картинка?
-Кто автор сказки?
-Кто изображен на картинке?
Дети составляют рассказ по картинке.
Чтение отрывка из сказки учителем.
- А что произошло дальше вы расскажете на следующем уроке, это и будет вашим домашним заданием.
Назовите слова, которые содержат новый звук (рыбак, рыбка, старуха, корыто, ведро, рубашка, дверь, дорожка…
- Посчитайте сколько раз встретилась буква Р в отрывке? (11)
- Чтение слогов.
- Работа на стр.65
Чтение текста
– Что растет у Иры?
– Что сделала Ира?
– Что случилось?
V этап.
Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Вот и закончилась наше путешествие
– С какой буквой познакомились?
– Что узнали о звуках?
– Всем ли было легко?
– О чём вы расскажите дома?
- На этом наш урок закончен, спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе "Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б’]"
Урок обучения грамоте по «Азбуке» О.В. Джежелей...
Конспект урока по письму на тему " Буквы Б,б, В,в, обозначающие согласные звуки "б,в".
Конспект урока по письму с УУД по учебнику Поляковой. На уроке используются индивидуальные магнитные доски. Имеется слайдовая презентация....
План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"
Разработка урока для 1 класса....
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
1. Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü учащиеся зна...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки
Урок закрепление в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки по УМК "Гармония"...
План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...