Урок литературного чтения в 1 классе "Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б’]"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок
обучения грамоте по «Азбуке»
О.В. Джежелей
Тема: Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б’].
Цели.
Образовательные:
- познакомиться со звуками [б], [б’] и буквами Б,б;
- учить отличать звуки [б], [б’] и буквы, которые их обозначают, от других звуков и букв;
- научить читать слоги, слова с новой буквой; совершенствовать навык чтения.
Развивающие:
- развить память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
Воспитательные:
- формировать опыт межличностного общения, рефлексивные умения;
- воспитывать любовь, интерес и уважение к окружающим их людям.
Оборудование:
«Азбука» О.В. Джежелей, авторские иллюстрации: белка и барабан, Томик и Тёмик, лента букв, касса букв, ребус, записи на доске.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
Звенит звонок всё громче, всё сильней,
Какая трель над миром разливается!
Подумали, распелся соловей?
Не соловей – урок наш начинается.
Давайте начнём наш урок с улыбки. Улыбка-знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас.
- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? (Эмоциональным, интересным, поучительным)
2. Актуализация знаний.
А) Работа по ленте букв.
- назовите гласные буквы.
- назовите гласные звуки.
- назовите звонкие согласные звуки.
- назовите глухие согласные звуки.
- нужно ли дальше учить буквы? Зачем?
Б) Игра «Наоборот».
Маленький - большой
Чёрный - белый
Медленный - быстрый
Сказка – быль
Порядок – беспорядок
- Что вы заметили?
В ответах все слова начинаются с [б], [б’]. Это новые звуки, значит тема нашего урока «Звуки [б], [б’], буква б»
3.Введеие в тему урока. Знакомство с звуками [б], [б’].
Пушистый хвост торчит с верхушки
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи метко.
Ну, конечно, это… (белка)
Кто любит по веткам носиться,
Конечно, рыжая… (белка).
Молодцы! Демонстрирую иллюстрацию.
- Только кому подарим картинку Томику или Тёмику?
(Тёмику, так как звук мягкий).
Согласна.
- Что мы можем сказать про звук [б’] ? (Это согласный, звонкий, мягкий звук)
- Хороший подарок Тёмику.
Мы молодцы. Все довольны. Продолжаем урок.
О чём будем говорить дальше?
Дети обращают внимание учителя на то, что Томик остался без подарка
Мы выделили 2 звука.
- Какой звук мы потеряли? (Звук [б])
- Назовите слова, имеющие такой звук.
- Сам пустой
Голос густой
Дробь отбивает
Ребят созывает.
(Барабан)
- Как бьёт барабан? (Бум- бум- бум)
- Какой звук услышали? (согласный, звонкий, твёрдый)
Барабан подарок Томику. Теперь всё в порядке?
4. Знакомство с буквами Б, б.
Ребят, а какими буквами на письме будут обозначаться наши новые звуки?
На что похожи буквы Б, б?
- Буква Б – бочонок с краном.
- Буква Б – с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
5. Моделирование образа буквы.
Сравнение, анализ и моделирование букв Б, б.
6. Физминутка.
Буква Б очень рада нашему знакомству и приглашает нас на бал.
Звучит мелодия вальса.
Мальчики – поклон. Девочки – реверанс.
Шаг назад и 2 вперёд
Вправо – влево поворот,
А теперь наоборот:
Шаг вперёд и 2 назад
Влево – вправо поворот.
Девочки – реверанс. Мальчики – поклон.
7. Первичное закрепление во внешней речи.
А) работа по ленте букв.
- Где живёт наша новая буква?
(в верхнем ряду – так как [б], [б’] – звонкие, у них есть пара – [п], [п’]).
Б) Читаем слияния.
В) Тёмик с белочкой приготовили задание: «Измени слово и сделай это быстро!»
Белка белка
-у--- булка
-а--- балка
п---- палка
ск---- скакалка
г) работа по заданному алгоритму
Томик тоже не отстаёт: «Собери слово».
а а а б б р н
2 4 6 1 5 3 7
(Барабан) – Что вы могли бы рассказать об этом слове с опорой на схему? – 3 слога, ударный 3й слог, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных.
Молодцы! А я добавлю, что это словарное слово. Слоги «ба» и «ра» состоят в слабой позиции, их написание нужно запомнить!
д) Тренировка. Читаем вниз и вверх, наращивая скорость.
Бес Бык
Бюро Бокс
Бельё Буква
Берёза Борода
Бинокль Барабан
Молодцы!
е) Скороговорка
Белые бараны били в барабаны.
- Какую работу вы могли бы предложить?
(прочитать 3 раза, ускоряя темп, посчитать слова в предложении, составить схему предложения…)
8. Словарная работа с проверкой по эталону. Ребус.
«Б» сказала:
- Слушай, «А»,
Побежим играть в слова!
Смотрят – бочка.
Буквы бочку покатили по песочку.
Бочка сделалась легка,
Унеслась под облака.
(бабочка)
- Запомните, в слове бабочка прячется слово бочка.
9. Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел!
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
10. Включение в систему знаний.
Игра: «Быстро составляй слова».
- Определите закон, по которому нужно читать.
(Сначала читаем 2 слог, а потом 1).
- Сколько слов вы насчитали? (12) А сколько в задании (15)
- Где же взять ещё 3 слова?
(В последней строчке можно читать и в прямом порядке и в обратном)
Читаем в парах. За дружную работу игра в награду.
«Наборщик». Составьте в парах слова из букв: А К Ш У Б А Б
(шуба, баба, куш, бак, бук, куб, каша, бабушка…)
- Как ласкает слух слово бабушка. Как будто бабушка по головке погладила. Как зовут ваших бабушек? Какие вы богатые! Цените их заботу и любовь, отвечайте лаской, вниманием, добром.
11. Работа над текстом
А) Чтение текста учителем. Дети следят.
Б) Словарная работа. Знакомство с новыми источниками информации: словари, INTERNET.
Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.
Викторина – игра в ответы на вопросы по какой-то теме.
В) Чтение «цепочкой»
Г) Беседа о прочитанном.
- Кто рассказал нам о бабушке? (внуки)
- Где раньше работала бабушка (в библиотеке)
- Что любит бабушка? (во всём аккуратность)
- Какой у бабушки закон? (умей всё выполнять сам)
- А какая у внуков присказка? (мы сами с усами, но бабуля с нами)
- Что сделала бабушка для внуков? (купила букварь, показала первые буквы, отвела в библиотеку)
- Какое у детей любимое занятие? (викторина, бабушка спрашивает, а они отвечают)
Молодцы. Бабушка очень любит своих внуков и учит их самому главному: умению любить книгу. Ведь книга это друг, наставник, собеседник.
12. Итог урока.
Сегодня вы поднялись ещё на одну ступеньку по дороге в страну знаний.
- С какими звуками мы сегодня познакомились? ([б], [б’])
- С какой буквой? (Б)
Верно.
Я хочу, чтобы вы запомнили слова мудрого человека К. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни дня, когда бы вы не прочли хоть странички из новой книги!»
Урок окончен. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....
Урок по обучению грамоте. «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,].
Тип урока «комбинированный». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:- учащиеся знают гласные...
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф ф»
Урок изучения нового материала....
Презентация к уроку литературного чтения в у классе по теме "Согласный звук г, буквы Г, г"
Презентация к уроку литературного чтения в у классе по теме "Согласный звук г, буквы Г, г"...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...
Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».
Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....