Упражнение в распознавании частей речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Свешникова Елизавета Николаевна

Урок русского языка в 3 классе по программе " Начальная школа 21 века"

Тип урока.  Закрепление знаний .

Тема урока. Упражнение в распознавании частей речи.

Цель:

  1. -развитие умения распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

- развитие умения разбирать предложения по членам;

          - правильно употреблять разные части речи в предложении.

  1. - развитие навыка самостоятельной работы;

- развитие умения оценивать свою работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svesh_en.rar45.37 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК             3 «А» класс               учитель: Свешникова Е.Н.

Тип урока.  Закрепление знаний .

Тема урока. Упражнение в распознавании частей речи.

Цель:

  1. -развитие умения распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

- развитие умения разбирать предложения по членам;

          - правильно употреблять разные части речи в предложении.

  1. - развитие навыка самостоятельной работы;

- развитие умения оценивать свою работу.

3) – воспитание чувства справедливости, взаимопомощи, уважения к товарищу.

I. Организация начала урока.

   Проверьте тетради, письменные принадлежности, карточки с заданиями.

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

  1. Прочитайте слова на доске:

       

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРИСТАВКА

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Найдите лишнее слово. Объясните.

2) Прочитайте стихотворение, спишите,  подчеркните знакомые части речи.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол…

С прилагательным - весёлый

Новый школьный день пришёл.

Сегодня мы будем закреплять знания о частях речи.

VI. Закрепление знаний.

   1) Задание: Заполните схему (кластер):

Проверка. Фронтальный опрос.

  1. Сколько частей речи в русском языке?
  2. На какие две группы можно их разделить?
  3. К каким частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, глагол?
  4. К каким частям речи относят предлоги, союзы?
  5. Чем отличаются самосоятельные и служебные части речи?  

  1. Задание: Заполни таблицу:

I уровень.

Часть речи

Вопросы

Что обозначает

Каким членом предложения является




II уровень. (карточка с дозированной помощью)

Часть речи

Вопросы

Что обозначает

Каким членом предложения является

Имя существительное

Чаще всего бывает подлежащим или дополнением

Имя прилагаетльное

Признак предмета

Глагол

Что делать?

Что сделать?

Проверка. Фронтальный опрос. Оцените себя. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Кто сформулирует правило? Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?

  1. Задание: От существительных запиши однокоренные прилагательные и глаголы. Выдели корень.

Образец: крик – крикливый – кричит

Зелень -… - …, мороз - …-…, боль - …- …, чистота - …-… .

Проверка. Фронтальная работа. Оцените себя.

  1. Задание: Прочитай словосочетания. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Надпиши над словами части речи.

Д…ждливый день, прелес…ные цв…ты, лё…кий пух, нак…рмить хлебом, ужас…ный ветер, под…рить книгу, мя…кий знак.

5) Задание: Запиши предложение. Надпиши части речи. Подчеркни грамматическую основу предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I уровень.

ненастная, на, стоит, улице, погода

II уровень.

На улице стоит ненастная погода.

Проверка. По эталону на доске. Оцените себя.

  1. ИГРА. Игроки, разбитые на группы, должны записать за 3 минуты как можно больше слов данной части речи на указанную букву.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ



Проверка. Фронтальный опрос. Учащиеся называют слова с вопросами.

IX. Подведение итогов.

Для чего нам нужны разные части речи? (сделать нашу речь более точной, понятной, богатой, выразительной).

БЕЛОЕ ПОКРЫВАЛО ВСЕ ПОЛЕ ПОКРЫВАЛО.

  1. Какие слова произносятся одинаково?
  2. Сравните их по значению.
  3. Чем они различаются? (разные части речи).
  4. Какие вы знаете части речи?

Проверьте по карточке №1.

  1. Задание: Выбери и соедини правильный ответ.

Часть речи, которая обозначает

признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?

Какие?

Имя существительное

Часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает.

Имя прилагательное

Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

Глагол

Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос Что делает? Что сделают?

Предлоги

Часть речи, которая употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.

Местоимение

Проверка. Фронтальный опрос. Оцените себя. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Как определяем части речи?
  1. Давайте проверим все ли мы научились определять части речи.

КАРТОЧКА №2.

I уровень. Задание: укажите части речи.

Огромное –

Рисует –

Птенец –

Белый –

Под –

Рисунок –

Ты –

Белизна –

Зеленеть –

II уровень. Поставить знак +

Огромное

Рисует

Птенец

Белый

Под

Рисунок

Ты

Белизна

Зеленеть

Контроль: самопроверка по эталону на доске.

Придумать и записать по 1 своему примеру на каждую часть речи.

Взаимопроверка. Оцените в баллах.

IV. Закрепление знаний.

  1. На доске текст.
  1. О каком времени года говорится?
  2. Какие слова пропущены? Какие это части речи?

В ВОЗДУХЕ ЗАПОРХАЛИ  (…) СНЕЖИНКИ. ВОТ СНЕГШ ПОВАЛИЛ (…) ХЛОПЬЯМИ. СНЕГ ЛОЖИЛСЯ НА ЗЕМЛЮ (…) КОВРОМ.

                         

                     ОН

  1. Запишите предложения. Подчеркните имена прилагательные.
  2. Какое значение в нашей речи имеют имена прилагательные?

1 предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.

Проверка. Фронтальный опрос.

  1. Какая часть речи не является членом предложения?
  2. Каким членом предложения бывает имя сущ., имя прилаг., глагол?
  3. Как изменяются имена сущ.,  прилаг., глагол? ( по числам).
  4. Узнайте число имен прилагательных.

ФИЗ.МИНУТКА.

  1. Карточка № 3.

Прочитайте предложения. О каком они времени года?

ТАЕТ СНЕГ.ИЗ-ПОД СНЕГА ПРОБИВАЕТСЯ ПЕРВЫЙ ЦВЕТОЕ – ПОДСНЕЖНИК. ПЛАЧЕТ СОСУЛЬКА.

  1. Найдите и подчеркните глаголы. Определите число.
  2. Какое значение имеют глаголы в нашей речи?

I уровень.  Записать предложения во мн.ч. в тетрадь.

Проверка: Фронтальный опрос.

II уровень. Выписать глаголы в тетрадь, изменить их по числам.

Проверка: проверь по эталону на доске.

Оцените выполненное задание.

V. Обобщение и систематизация знаний.

  1. I уровень.  

Придумайте и запишите свои предложения о весне, используя разные части речи. Укажите части речи.

     II уровень. Карточка № 4.

    Задание: Составь предложения. Запиши их. Обозначь части речи.

БЕГУТ, ПО, ВЕСЕЛЫЕ, ОВРАЖКАМ, РУЧЕЙКИ

ПОЯВИЛАСЬ, НА, МОЛОДАЯ, ТРАВКА

Проверка: Фронтальный опрос предложений.

                   Части речи – взаимопроверка в парах, объясни друг другу.

Оцените выполнение задания.

  1. Для чего нам нужны разные части речи? (сделать нашу речь более точной, понятной, богатой, выразительной).

VI. Подведение итогов.

Подсчитайте общее количество баллов. У кого 23 балла и более?

Части речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в распознавании частей речи. 2 класс

Упражнения направлены на совершенствование  умения распознавать части речи, правильно употреблять разные части речи в предложении. Также развивают  орфографическую зоркость, внимание, навык ...

Урок русского языка во 2 классе. Тема:"Распознавание частей речи".

На уроке использован интересный материал о возникновении карандаша. Ход урока расписан подробно.   На уроке дети будут учиться распознавать части речи,    ...

Русский язык (3кл) Программа 1-4 Упражнения в распознании частей речи.

Развивать умения распознавать части речи;           учить правильно употреблять части речи в предложении...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок-игра по русскому языку по теме: "Распознавание частей речи"

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Распознавание частей речи" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". На уроке используется краеведческий материал, который помогает решить не только образов...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

Русский язык. 3 класс.« Упражнения в распознавании частей речи»

Урок составлен в виде игры "Что? Где? Когда?", все вопросы связаны с достопримечательностями Санкт-Петербурга.Урок составлен по материалам книги В. А. Шукейло " Русский язык в начальных...