Русский язык (3кл) Программа 1-4 Упражнения в распознании частей речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Туркменова Валентина Аделхановна

 

 Развивать умения распознавать части речи;

           учить правильно употреблять части речи в предложении;

           развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;

           воспитывать интерес к родному языку, к истории своего села, уважение к людям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_turkmenovoy_v.a.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнения в распознании частей речи.

Цель: развивать умения распознавать части речи;

           учить правильно употреблять части речи в предложении;

           развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;

           воспитывать интерес к родному языку, к истории своего села, уважение к людям.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Слово учителя: Начинаем урок русского языка, он будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?» За нашей игрой наблюдает умнейшая Сова. За правильные ответы вы будете получать ордена «Умнейшая сова»

               Игру начинаем с разминки

  1. К нам обращается учитель истории Ю.В.Мачнев с заданием:

         ( на доске слова: библиотека, газета, календарь, человек, Родина).

          Разбор слов, объяснения написания.

Вопрос: «Почему слово «Родина» пишем с заглавной буквой?»

     Слово «Родина»- пишем с заглавной буквой, наша  большая Родина, но       есть и маленькая Родина, там, где мы родились и живём.

- что можете сказать об этом слове?

Родина- 6 букв, 6 звуков, 3 слога, ударный 1 слог, 3 гласных, 3 согласных.

Для нас с вами наша малая родина – наше родное село.

  1. А сейчас вы сами определите тему нашей игры.

       На доске карточки со словами:

          имя существительное,

          имя прилагательное,

          глагол,

          предлог

         сказуемое.

    Выберите только части речи. Сегодня мы вспомним все, что знаем о частях речи. Ответим на вопросы жителей нашего села.

  1. Раунд I.

     Со знатоками играет учитель начальных классов Сасыкольской средней школы, ныне пенсионер Алевтина Игнатьевна Ельчанинова.

    Запись на пленке:  Уважаемые знатоки!  Знаете ли вы своё село, его улицы, парки. Постарайтесь ответить на вопросы.

- Прочитайте, пожалуйста, предложения, которые записаны у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово.

1 вариант.

…….,   …… нашего села хранят память о великих писателях (Парки, улицы)

- какой частью речи являются слова, на какой вопрос отвечают?

- Какие улицы названы именами писателей? ( получают орден Совы)

2 вариант  

Река Ашулук ……, в нашем селе.

- Какое слово пропущено? Какой части речи? Почему?

 Какие реки в нашей местности протекают?  ( получают орден)

3 вариант.

 Около школы растут …..,  …… ели.

Какие слова пропущены?  Какой части речи? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( получают орден)

Вывод:           Какие части речи вы знаете? Как их распознать? ( поставить вопрос, определить, что обозначает данное слово).

  1. Давайте представим, что в нашем селе есть улица частей речи. Совершим путешествие по  этой улице и расселим по домам части речи.

       -  на доске появляются слова;

 памятник, огромная, сохранился, смотришь, улица, широкая, стоит, неповторимая, дома, белые, создал, удивительный, застроили, старинная, фермер, школа, торжественный, прославить, задумчивая, разместился.

Задание: выписать  1 вариант- имена существительные

  1. вариант – имена прилагательные
  2. вариант -  глаголы

  - Как определили, что это имена  существительные, имена прилагательные, глагол?

      ( получают ордена)

 - Используя слова составьте предложения ( устно). Разбор по членам предложения.

- Ребята! Все ли из записанных слов вам понятны ? ( нет). Слово фермер.

 Кого  мы называем фермером?

Фермер – владелец или арендатор земли. ( получают ордена)

VII.  Раунд II.

 Со знатоками играет бывший агроном колхоза, ныне глава крестьянского хозяйства, добрый, отзывчивый человек С.К. Журавлёв.

  Внимание, чёрный ящик!

Запись:  Ребята!  Я выращиваю  фрукты и  овощи. По перечисленным признакам определите, что я выращиваю:

- Сочные, сладкие, бывают желтого, зеленого и красного цвета. Очень питательный продукт. Что это? ( яблоки)

- Как вы определили?

- На какие вопросы отвечают?

- Что такое имя прилагательное? ( к таблице «имя прилагательное»- добавляются вопросы).

Физкультминутка.

  VIII .Раунд III.

Со знатоками играет заслуженный учитель РФ Бобровская З.С.

   Запись: Уважаемые ребята! Я давно живу в с.Сасыколи  и очень люблю своё село, уважаю его жителей.

   Вопрос: На карточках записаны слова. Мне  бы хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе.

Запишите рядом с этими « запрещенными » словами  противоположные по смыслу ( антонимы) и пусть чаще они звучат в нашем селе.

Злость -             доброта

Вражда –         дружба

Грубость –      нежность

жадность –     щедрость

ненависть –    любовь.

Проверяем. Дети получают ордена.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

К таблице «Имя существительное»  добавляются вопросы.

IX. Раунд IV.

С вами играет Смирнова Л.А., заведующая школьным краеведческим музеем.

Запись: Уважаемые знатоки! Я работаю в школьном музее и совсем недавно в музее я обнаружила письмо, написанное  давно, буквы в нем стёрлись.

- Постарайтесь восстановить слова ( на доске появляется письмо).

Ст . ят  тёплые деньки. С раннего утра до познего вечера р. ботаем  в поле. Никита и Павел пом. гают родителям. Рядом п. сеется наша корова Бурёнка, она д. ёт нам много молока.

- Вставляем буквы, повторяем правило. ( Получают ордена)

- К какой части речи  относятся слова, в которых пропущены буквы. ( глагол)

- Что такое глагол?

 К таблице «Глагол» - добавляются вопросы.

X. Итог  урока .

О чём мы сегодня говорили? Какие части речи знаете? Кто же из нас самый лучший знаток, определим по количеству набранных орденов. Отметки за урок.

Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам любить своё родное село, относиться к нему как родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут рядом с вами. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

 Без имён существительных невозможно высказать свою мысль, имена прилагательные украшают, уточняют нашу речь.

Глаголы обозначают  действие, которое происходит. А стихи, которые мы сейчас услышим, помогут нам не путать части речи. / выходят дети с таблицами «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»- читают стихи/.

Наша игра закончена. Всего доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...

Урок русского языка во 2 классе по теме " Глагол как часть речи и употребление его в речи"

Тип урока: открытие новых знаний. В конспекте подробно расписаны этапы урока открытия новых знаний. В основе урока широко используются традиции и обычаи праздника "Масленица"...

Русский язык 2 кл. УМК «ШР» «Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи»

Цели деятельности учителя: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи, распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета, осознанно...