Русский язык. 3 класс.« Упражнения в распознавании частей речи»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Грицюк Юлия Сергеевна

Урок составлен в виде игры "Что? Где? Когда?", все вопросы связаны с достопримечательностями Санкт-Петербурга.Урок составлен по материалам книги В. А. Шукейло " Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения", Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2002 г. Фотографии для презентации взяты из сети Интернет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Грицюк Юлия Сергеевна

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

УМК: «Школа России»

Тема: « Упражнения в распознавании частей речи»

Цель: развитие умения распознавать части речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся: распознавать части речи,

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий.

Метапредметные :

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; 

коммуникативные развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности 

 Оборудование: мультимедийный проектор, доска SMART BOARD, презентация.

Технология: разноуровневое обучение, информационно-коммуникационная, работа в группах.

Ресурсное обеспечение:

Литература: Шукейло В. А., Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.- СПб, «СМИО Пресс», 2002. – 288 с.

Интернет-ресурсы: 

Этап урока

Формы работы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

-Сегодня наш урок будет проходить в виде игры «Что? Где? Когда?» С нами будут играть жители Санкт-Петербурга. Следовательно, все вопросы будут посвящены нашему городу.

Слушают, настраиваются на урок.

Уметь управлять своим настроением

Актуализация знаний

Распределение слов на группы.

Дает задание на карточках.

-А вот какие темы мы будем повторять, предстоит разобраться вам самостоятельно.

Каждая команда получает карточки со словами, которые нужно распределить по группам.

Слова: имя существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, имя прилагательное, глагол, предлог, части речи, части слова, члены предложения, второстепенные.

Учащиеся делят слова на группы и обосновывают выбор решения)

Получат возможность высказать своё мнение, суждение.

Определение темы. Постановка учебной задачи

Чистописание

-Итак, о чем же будут наши вопросы с лингвистической точки зрения?

Разминка!

-Что видите на фотографии?

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель с помощью учителя.

На карточках каллиграфически написан текст.

Река … течёт из … озера. Она впадает в … залив. Крупные притоки Невы - …, …., … .

Слова для справок: Ладожского, Ижора, Тосна, Мга, Охта, Финский.

Уметь определять тему и цель урока с помощью учителя.

Закрепление и усвоение ранее полученных знаний

Орфографическая работа

- Раунд первый!

Со знатоками играет Иванов Петр Степанович.

«Уважаемые знатоки! Знаете ли вы свой город? Постарайтесь ответить на вопросы. Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово, какой частью речи оно является?»

Команда 1.

Улицы, проспекты, … Петербурга хранят память о великих писателях. (ПЛОЩАДИ)

Команда 2.

Много рек и каналов … в нашем городе. (ПРОТЕКАЕТ)

Команда 3.

Петропавловский собор – одно из самых … зданий Санкт-Петербурга.

(ВЫСОКИХ)

Уметь слушать собеседника.

Умение работать в команде.

Проверка понимания

Физминутка

Раунд второй!

Представьте, что в нашем городе есть улица Частей речи. Совершим путешествие по ней и заселим дома.

После выполнения задания звучит «Гимн великому городу» Р. Глиэра.

На доске карточке со словами: Памятник, огромная, фонтан, зарождался, кораблик, шпалеры, неповторимые, реставрировали, загадочные, шпиль, возвышался, торжественный, статуя, великолепная, стоит, красавица, Нева, задумчивая, растаяла, площадь, мраморная, старинный, безлюдный,  город, дремлет, звучат, воздвигли, смотришь, сохранился, удивительный.

Умение работать в команде. Умение применять знания в нестандартной обстановке.

Первичное закрепление

Словарная работа

-Раунд третий!

Со знатоками играет Степанов Иван Кузьмич.

«Уважаемые знатоки! Я давно живу в Санкт-Петербурге, очень люблю наш город и уважаю его жителей. Вопрос: На карточках написаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе.

Запишите рядом с этими «запрещенными» словами слова-антонимы, и пусть они чаще звучат в нашем городе»

злость –

жестокость –

вражда –

грубость –

жадность –

ненависть –

Дети объясняют, к какой части речи относятся записанные слова, подбирают слова, которые соответствуют схеме «корень, суффикс, окончание)

Уметь подбирать антонимы.

Знать состав слов.

Закрепление

Определение предмета по признакам.

Раунд четвертый!

Что изображено на фото? (Горный университет)

С вами играет студент Горного университета.

Внимание, чёрный ящик! По перечисленным признакам определите, какой предмет лежит в чёрном ящике.

Прочный, тяжелый, упругий, зернистый, серый, (красный), горная порода.

Учащиеся определяют гранит. Отвечают на вопрос, почему Санкт-Петербург называют гранитным городом?

Уметь определять предмет по признакам.

Развитие речи.

Раунд пятый!

Со знатоками играет экскурсовод Русского музея.

«Уважаемые знатоки! Я очень люблю наш прекрасный Санкт-Петербург, его улицы, дворцы, решетки, статуи, памятники. Но спокойнее и торжественнее я чувствую себя здесь, около этого здания: грузного, величавого, пышного. Колонны, скульптуры, полированный гранит,  а чего только нет внутри. Назовите это здание».

Учащиеся должны написать об уголке Санкт-Петербурга (фотография у каждой команды)

Решите, кто будет читать мини-сочинение.

Уметь связно и грамотно излагать свои мысли, составлять текст-описание.

Рефлексия

Тема урока? Какую цель ставили? Удалось достичь?

Оцените свою работу на уроке.

- Подходит к концу и наша игра. (Подведение итогов)

Награждение победителей.

Отвечают на вопросы.

Самооценка.

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что? Где? Когда? Грицюк Юлия Сергеевна ГБОУ школа 456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Разминка

Слайд 3

Раунд первый Лермонтовский проспект

Слайд 4

Раунд первый Улица Некрасова

Слайд 5

Раунд первый Площадь Льва Толстого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раунд второй Рейнгольд Глиэр

Слайд 2

Раунд третий

Слайд 3

Раунд четвёртый

Слайд 4

Раунд четвёртый

Слайд 5

Раунд четвёртый

Слайд 6

Раунд пятый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в распознавании частей речи. 2 класс

Упражнения направлены на совершенствование  умения распознавать части речи, правильно употреблять разные части речи в предложении. Также развивают  орфографическую зоркость, внимание, навык ...

Упражнение в распознавании частей речи.

Урок русского языка в 3 классе по программе " Начальная школа 21 века"Тип урока.  Закрепление знаний .Тема урока. Упражнение в распознавании частей речи.Цель:-развитие умения распознавать имя сущ...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Русский язык 3 кл. УМК «ШР». «Части речи. Обобщение и уточнение об изученных частях речи. Словарный диктант».

Цели деятельности учителя: совершенствование умений распознавать части речи; развивать устную речьПланируемые результаты: Познавательные:Знать:-  определение изученных части речи и их грамматичес...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...