- Организационный
момент.
2 мин. | Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжки, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь.
Запись в тетради даты, вида работы.
| Слайд 1 |
- Словарная работа.
3 мин. | Словарный диктант: костёр, сорока, свитер, газета, пальто, хозяин, карниз, артист, копейка, престиж. Взаимопроверка по доске. Слова какой части речи записали?
|
Слайд 2 |
- Формулирование темы и цели урока.
2 мин. | Мы заканчиваем изучать раздел «Имя существительное» и сегодня обобщим наши знания о данной части речи. Запишите тему урока: «Имя существительное. Обобщение». Чему будем учиться на уроке? Цель: обобщение знаний об имени существительном. |
Слайд 3
|
- Определение имени существительного.
| Что такое имя существительное? |
|
- Постоянные признаки.
Одушевлённые – неодушевлённые.
Род.
5 мин. | Какие постоянные признаки существительных знаете? Как определить одушевлённое существительное или нет? В записанных словарных словах найдите одушевлённые существительные. (Сорока, хозяин, артист_
Как определить род? Назовите род данных существительных: снег, метель, зима, волк, озеро, мышь, тихоня, пальто. У какого слова затрудняетесь определить род? Некоторые существительные имеют форму общего рода. Например: тихоня, плакса, недотрога, ябеда, неряха.
Запишите эти слова в тетрадь.
|
Слайд 4 |
Склонение.
7 мин. | Как определить тип склонения существительных?
На доске записаны слова: снег, метель, зима, волк, даль, мороз, касса, дочь, лось, комната, собака, мышь, пальто, озеро, профессия, печь. Разделить слова на три группы – столбика по типу склонения.
Почему существительное «пальто» не определили в группы? Запишите слово «пальто» в тетрадь, напишите ещё 3 несклоняемых существительных. Фронтальная проверка.
Какая орфограмма встретилась у существительных 3 склонения? Выборочный диктант. Первый вариант записывает слова с Ь, второй – без Ь. Обозначить орфограмму. Речь, меч, вещь, рожь, грач, нож, ночь, борщ. Проверка по доске. Зачем надо уметь различать тип склонения?
|
Слайд 5
Слайд 6 |
- Физминутка.
1 мин |
|
|
- Непостоянные признаки существительных.
Число.
5 мин. | Какие непостоянные признаки существительных знаете?
В форме какого числа употреблены записанные имена существительные? Употребите эти имена существительные в форме множественного числа. Что меняется? (Окончание) Какое слово не смогли поставить во множественное число? (Рожь). Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа. Например: рожь, молоко, лень, сахар, масло, вода, добро, тепло. А как вы думаете, бывают ли существительные только форму множественного числа? Например: сани, очки, брюки, ножницы, ворота, прятки, каникулы.
|
Слайд 6
Слайд 7
|
Изменение по падежам.
5 мин. | Сколько падежей в русском языке? Назвать их по порядку с вопросами. Работа по карточкам в группах. 1. карточка Определить падеж выделенных существительных. В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. 2 карточка. Определить падеж выделенных существительных. Ночь прошла. Рассвело, Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река. 3 карточка. Определить падеж выделенных существительных. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём. Фронтальная проверка.
Зачем необходимо уметь определять падеж существительных?
| Слайд 8 пустой
|
- Безударные падежные окончания существительных.
6 мин. | Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Закончите фразу. В первом склонении, Помню даже во сне, В предложном и дательном Пишется… - е. И во втором склонении В предложном падеже Пишу я без сомнения, Окончание… - е. А в третьем склонении Не ошибись, смотри, В родительном, дательном, Даже в предложном Всегда пишу я Окончание… - и.
В каком ещё склонении и падеже пишется окончание - и? (Таблица) Как можно проверить правописание безударных окончаний? (Слова – помощники).
Списать предложения, вставить пропущенные окончания, выделить орфограмму. Лес стоит в снежном убор_, словно в сказк_. На скатерт_ снегов видны звериные и птичьи следы. Посреди опушк_ раскинул свои ветви дуб. На вершин_ ел_ сидит ворона. Коллективная проверка. Вставить пропущенные буквы.
|
Слайд 9
Слайд 10 |
- Роль в предложении.
1 мин. | Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении. Каким членом предложения могут быть имена существительные?
|
|
- Морфологический разбор.
3 мин | Разберите слово (на) вершине как часть речи. Ученик работает у доски. (На) вершине - (на чём?), н.ф. вершина, сущ., неодуш., ж. р., 1скл., в ед.ч., в П.п., второстеп. член предл.
| Слайд 11 пустой |
- Итог урока.
Рефлексия. | Что интересного вы узнали об имени существительном? Вспомним сегодняшний урок и проанализируем свою работу на уроке.
|
Слайд 12 |
- Домашнее задание.
|
|
|