Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока c презентацией.
Учитель: Львова Е.В. учитель начальных классов.
Образовательное учреждение МОУСОШ №1
Предмет: русский язык 4 класс.
Тема «Обобщение знаний об имени существительном».
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном.
Развивать внимание, память, логическое мышление, речь.
Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: комбинированный урок с элементами медиотехнологии.
Учебно-методическое обеспечение УМК «Школа России» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова учебник русского языка для 4 класса.
Данный урок можно использовать при закреплении знаний об имени существительном. Использование презентации на уроке позволяет достигать результативности и оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся.
План урока.
1 Организационный момент.
2.Постановка учебной задачи.
3Актуализация знаний.
5.Словарная работа.
6.Минутка чистописания.
7.Работа по теме урока.
8.Самостоятельная работа.
9.Итог урока.
10.Рефлексия.
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Слайд 1
Запишите дату, классная работа.
Я приглашаю вас и гостей совершить путешествие по необычному городу.
Слайд 2
Чтобы войти в него нам надо повторить все, что мы знаем о существительном
Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает?
Какие у вас есть дополнения?
Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер). Процесс действия (бег, прыжок). События (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).
Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?
У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.
Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?
Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
Какие постоянные признаки есть у имени существительного?
Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.
Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?
Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.
Расскажите о трех склонения имен существительных.
Ученик: Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниям
–а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями о и е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.
Как определить склонение существительного?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
- Определить род существительного.
- Определить окончание в И.п. в ед.ч.
- По роду и окончанию определить склонение.
Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
- Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.
- Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя ж.р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1скл.
Учитель: Что такое несклоняемые существительные?
Ученик: Это существительные, которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)
Учитель: Какие несклоняемые существительные вы знаете?
Ученик: метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.
Молодцы. Итак, в путь.
Слайд 3 Улица. Словарная.
Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:
Какое слово лишнее? (глагол, новое)
Слайд 4 Улица Каллиграфическая.
- Нам нужно отгадать слово.
- Безударная гласная в слове заиграл.
- Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы м.
- Парная согласная в слове варежка.
- Гласная в приставке слова прекрасный.
- Суффикс слова интересный.
- Безударная гласная в слове держать.
- Мягкая согласная в слове грядка.
- Какое слово? Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
-В каких частях слова встречается безударная гласная (в корне, суффиксе, приставке, окончании)
Слайд5 Улица
Орфографическая.
-Что объединяет все эти слова? - это существительные.
-Какая орфограмма пропущена в словах? Б.г.
-Как проверить безударную гласную в корне.
Запишите слова через запятую, вставьте орфограмму.
-Найдите «лишнее» слово.
Сестра, ходьба, зелень, стена.
-По какому грамматическому признаку имени существительного вы исключили слово зелень?(3 скл)
-Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
Слайд 6. Запишите слова через запятую, вставьте орфограмму.
Найдите «лишнее» слово
Стекло, ковёр, светильник, земля.
-Почему исключили слово земля?
-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
Слайд 7. Запишите слова через запятую, вставьте орфограмму.
Найдите среди этих слов «лишнее».
Площадь, цепочка, метель, лошадь.
-Почему слово цепочка лишнее?
-Какие имена существительные относятся к 3 склонению
Слайд 8 Лагерь «Склонения
(устно)
Упражнение в распознавании слов разных по склонению.
- Мы в лагере «Склонения». Нам надо расселить слова в корпуса по типу склонения.
Физ. минутка.
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. Стоите прямо если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – руки в стороны
Береза, (прямо) карандаш, (руки вверх) сирень (руки в стороны), щука (прямо), ночь, ( руки в стороны) окунь ( руки вверх), осень (руки в стороны), тополь (руки вверх), река, (прямо)мозоль ж.р. ( руки в стороны),, яблоня, (прямо) тюль м.р. (руки вверх)
- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль)
- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл. А тюль, шампунь, рояль м.р., и значит 2скл.
Слайд 9Аллея Предложений.
- На дорожке деформированное предложение.
- Составить предложение из этих слов.
- Запишите предложение.
- Были ли у вас затруднения?
- Почему в окончании этих опасные места?
Слайд 10. Какие окончания вставили?
Слайд11. Улица Правильная.
-Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?
- Это первый способ проверки написания этой орфограмм (на слайде появляется первый способ).
Как еще? 2 способ.
Слайд 12 Поликлиника. Найдем слова помощники.
Слайд13 Вот улица « Существительная». Здесь живут Буратино и крокодил Гена. В дом Буратино мы поселим слова с окончанием –е, а в дом Гены слова с окончанием –и.
На слайде появляются слова:
на дубе, от злости, в поле, из бочки, в озере, на воле, в зелени, у дичи.
Слайд 14-Это Фабрика слов.
-Нарисуйте график безударных окончаний
У кого так «5»
Слайд 15 Тест
Слайд 16 Итог. Что повторяли?
Рефлексия. А теперь поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?
Кто не совсем доволен и мог бы работать лучше.
Кто не доволен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".
УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....
Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...
Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, само...
Технологическая карта урока Русского языка Тема: Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Русский язык...
Технологическая карта урок русского языка.Тема: обобщение знаний о составе слова
Технологическая карта урок русского языка...
Технологическая карта урок русского языка.Тема: обобщение знаний о составе слова
Технологическая карта урок русского языка...