Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока c презентацией.

Учитель: Львова Е.В. учитель начальных классов.

Образовательное учреждение МОУСОШ №1

Предмет: русский язык 4 класс.

Тема «Обобщение знаний об  имени  существительном».

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном.

Развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Прививать  интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность, навыки  сотрудничества.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: комбинированный урок с элементами медиотехнологии.

Учебно-методическое обеспечение УМК «Школа России» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова учебник русского языка для 4 класса.

 Данный урок можно использовать при закреплении знаний об имени существительном. Использование презентации на уроке позволяет достигать результативности и оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся.

План урока.

1 Организационный момент.

2.Постановка учебной задачи.

3Актуализация знаний.

5.Словарная работа.

6.Минутка чистописания.

7.Работа по теме урока.

8.Самостоятельная работа.

9.Итог урока.

10.Рефлексия.

1.Организационный момент.                  

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

  Слайд 1

Запишите дату, классная работа.

Я приглашаю вас и гостей совершить путешествие по необычному городу.

Слайд 2

            Чтобы войти в него нам надо  повторить все, что мы знаем о существительном                                                                                      

Что такое имя существительное?     На какие вопросы отвечает?

Какие у вас есть дополнения?

Ученик:    Имя  существительное  может  обозначать  не только  предмет,  но  и явления  природы  (дождь, ветер). Процесс действия  (бег, прыжок). События (праздник),  животный  и растительный  мир  (медведь,  роза).  В  предложении существительное  бывает подлежащим  или  второстепенным  членом  предложения (дополнением, обстоятельством).

            Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?

 У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.

Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?

Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

Какие постоянные признаки есть у имени существительного?

  Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.

Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота,  неряха, обжора.

Расскажите о трех склонения имен существительных.

Ученик: Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и  ж.р.  с  окончаниям

 –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные  м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями о и е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

Как определить склонение существительного?

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

  1. Определить род существительного.
  2. Определить окончание в И.п. в ед.ч.
  3. По роду и окончанию определить склонение.

 Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

  1. Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.
  2. Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя  ж.р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1скл.

 Учитель: Что такое несклоняемые существительные?

Ученик: Это существительные,  которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)

Учитель: Какие несклоняемые существительные вы знаете?

Ученик: метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.

  Молодцы. Итак,  в путь.

Слайд 3 Улица. Словарная.

Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

Какое  слово лишнее? (глагол, новое)

Слайд 4 Улица Каллиграфическая.

  1. Нам нужно отгадать  слово.
  2. Безударная гласная в слове заиграл.  
  3. Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы м.  
  4. Парная согласная в слове варежка.
  5. Гласная в приставке слова  прекрасный.
  6. Суффикс   слова интересный.  
  7. Безударная гласная в слове держать.  
  8. Мягкая согласная в слове грядка.  
  9. Какое слово? Запишите, поставьте ударение, подчеркните  безударные гласные.

-В каких частях слова встречается безударная гласная (в корне, суффиксе, приставке, окончании)

Слайд5   Улица

Орфографическая.                  

-Что объединяет все эти слова? - это существительные.

-Какая орфограмма пропущена в словах?  Б.г.

-Как проверить безударную гласную в  корне.

Запишите слова через запятую, вставьте орфограмму.

-Найдите «лишнее» слово.

Сестра, ходьба, зелень, стена.

-По какому грамматическому признаку имени существительного вы  исключили слово зелень?(3 скл)

-Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

Слайд 6.  Запишите слова через запятую, вставьте орфограмму.

Найдите «лишнее» слово

Стекло, ковёр, светильник, земля.  

-Почему исключили слово земля?

-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

Слайд 7. Запишите слова через запятую, вставьте орфограмму.

Найдите среди этих слов «лишнее».

Площадь, цепочка, метель, лошадь.      

-Почему слово цепочка лишнее?                                    

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению

Слайд 8 Лагерь «Склонения

(устно)

Упражнение в распознавании слов разных по склонению.

- Мы в лагере «Склонения». Нам надо расселить слова в корпуса по типу склонения.        

Физ. минутка.

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. Стоите прямо  если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл –   руки в стороны

Береза, (прямо) карандаш, (руки вверх) сирень (руки в стороны), щука (прямо), ночь,  ( руки в  стороны) окунь ( руки вверх), осень (руки в  стороны), тополь (руки вверх), река, (прямо)мозоль ж.р. ( руки в стороны),, яблоня, (прямо) тюль м.р. (руки вверх)

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль)

- Запомните,   что мозоль – ж.р., а   значит – 3скл.   А тюль,  шампунь, рояль  м.р., и  значит 2скл.

Слайд 9Аллея Предложений.                            

- На дорожке деформированное предложение.

- Составить предложение из этих слов.

- Запишите предложение.

- Были ли у вас затруднения?

- Почему в окончании этих  опасные места?

Слайд 10.  Какие окончания вставили?

Слайд11.  Улица Правильная.

-Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?

- Это первый способ проверки написания этой орфограмм (на слайде появляется первый способ).

 Как еще?  2 способ.

Слайд 12 Поликлиника.  Найдем слова помощники.

Слайд13 Вот   улица « Существительная». Здесь   живут Буратино и крокодил Гена. В дом Буратино мы поселим слова с окончанием –е, а в дом Гены слова с окончанием –и.

            На слайде появляются слова:

на дубе, от злости, в поле, из бочки, в озере, на воле, в зелени, у дичи.

 Слайд 14-Это Фабрика слов.                                  

-Нарисуйте график безударных окончаний

У кого так «5»

Слайд 15 Тест

Слайд 16 Итог. Что повторяли?

Рефлексия. А теперь поднимите  руку, кто доволен своей работой на уроке?

Кто не совсем доволен и мог бы работать лучше.

 Кто не доволен.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...