Конспект урока. Тема:"Имя существительное. Обобщение". 3 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 27.02.18 | Учитель: Коноваленко Н.Н.________________ |
Школа: МАОУ «Образовательный центр № 2» |
|
Класс: 3-8 | Студентка: Воронина К.А., 41 гр. |
Кабинет: 343 | |
Тема: Имя существительное. Обобщение
Цели деятельности учителя:
- обобщение, систематизация знаний детей об имени существительном;
- развитие орфографической зоркости, интереса к предмету.
Планируемые результаты
предметные:
- повторить все признаки имени существительного;
- закрепить знания об имени существительном.
личностные:
- развивать связную речь;
- интерес к изучению литературы;
- развивать коммуникативно-речевые умения и навыки.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор.
Этапы. Методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности Словесн.: беседа | 1 мин | Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем - и урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, чтоб услышать нам в конце, Что ребята в нашем классе, все конечно молодцы! - Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! | - приветствовать учителя | Л.: желание приобретать новые знания, воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся. |
Актуализация знаний. Словесн.: Беседа Слово учителя | 2 мин | - В некотором царстве, словесном государстве, есть страна Морфология, в которой живут части речи. - Скажите мне, какие части речи живут в этой стране? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол) - В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка. (У имени сущ.) | - слушать учителя - отвечать на вопросы | П.: воспроизводить по памяти информацию, неоходимую для решения учебной задачи. Л.: желание приобретать новые знания. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесн.: беседа | 5 мин | - Ребята, как вы думаете, куда мы отправимся с вами сегодня? Все верно! - Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие, в город, под названием «Имя существительное», будем повторять и закреплять знания об этой части речи. - Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | - слушать учителя - называть тему урока | К.: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями. К.: уметь формулировать собственно мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Решение частных задач. Словесн.: беседа Практич.: работа со стихотворением Практич.: работа с презентацией Практич.: работа с орфограммами Словесн.: беседа Практич.: работа с загадкой Словесн.: отвечать на вопросы Словесн.: беседа Практич.: работа со словами Практич.: работа с презентацией Словесн.: ответы на вопросы Словесн.: беседа Практич.: работа с упражнением Практич.: работа с презентацией Практич.: выполнять движения | 15 мин | - А в начале пути - Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно: Часть речи существительное Очень удивительное. Ночь, звезды, луна, закат и рассвет – Ничего на свете прекраснее нет. Мама, Родина, земля – Самые главные на свете слова. - А теперь я читаю вам стихотворение ещё раз, и вы будете выписывать имена существительные и обозначать орфограммы.. Будьте очень внимательны. Готовы? (Учитель второй раз читает стихотворение, очень медленно, делая паузы в конце строки, смотрит на класс и ждёт, когда дети поднимут головы (это знак, что дети выписали слова.)) - А теперь поднимите руки, кто готов прочитать выписанные слова. Верно, все записанные вами слова на доске. Объясните написание орфограмм. (- «Ночь» - на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. «Закат» - приставка –за. «Рассвет» - приставка –рас, корень –свет. «Родина» - имя собственное. «Земля» - безударная проверяемая гласная в корне слова. «Слова» - безударная проверяемая гласная в корне слова.) - Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные. (Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет. Слово «мама» – отвечает на вопрос «кто?», остальные слова - на вопрос «что?») - Аукцион закрыт, и мы отправляемся дальше. - Ребята, отгадайте загадку и скажите, на чем мы будем с вами путешествовать? Что за чудо - жёлтый дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. - Правильно (Автобус) Назовите орфограммы в слове «автобус». Можно ли их проверить? (В этом слове пишем безударную гласную «А», парную согласную «В», Это надо запомнить. Парную согласную на конце слова «С» - её можно проверить «автобусы») 1. Вот мы на 1 остановке под названием - «Угадай-ка»: - Так как город у нас волшебный, вы тоже станете немного волшебниками. - Превратите записанные на экране неодушевленные имена существительные в одушевленные однокоренные и запишите их в тетрадь: Волшебство - …, сказка - …, царство-…. - Какие слова вы записали? - Верно. Почему эти слова однокоренные? - Выделите корень. - Какой корень вы выделили в эти словах? - Почему? - Отлично. Едем дальше. 2. Следующая остановка - «Повторяй-ка» - Какие еще группы имени существительного вы знаете? (Нарицательные и собственные) - Чем они отличаются друг от друга? Как пишутся? (Собственные пишутся с заглавной буквы, это - имена, отчества, фамилии, клички животных, города… Нарицательные пишутся с маленькой буквы, это – все остальные слова) Подберите и запишите к нарицательным именам существительным - собственные, относящиеся к нашей местности: Река … Город… Село… Какие имена собственные вы записали? - Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы) Сейчас давайте не много отдохнем. Вот высокая сосна – К небу тянется она, Над поляной дуб старинный Ветви в стороны раскинул. Хорошо гулять по лесу, Но учиться интересней. Молодцы, садитесь. | - слушать учителя - работать со стихотворением - выписывать слова - объяснять написание орфограмм - отвечать на вопросы - слушать учителя - отгадывать загадку - отвечать на вопросы - слушать учителя - записывать слова - отвечать на вопросы учителя - слушать учителя - отвечать на вопросы учителя - подбирать имена собственные - выполнять движения за учителем | П.: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. К.: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Р.: выполнять учебное действие в соответствии с планом. П.: воспроизводить по памяти информацию, неоходимую для решения учебной задачи. Л.: желание приобретать новые знания. К.: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. П.: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. К.: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Р.: выполнять учебное действие в соответствии с планом |
Первичное закрепление. Словесн.: ответы на вопросы Практич.: работа со словами Словесн.: беседа Практич.: работа с презентацией Практич.: работа со словами | 10 мин | 3. Следующая остановка - «Закрепляй-ка»: - Спишите слова, распределяя их на три столбика. - По одному человеку с каждого ряда к доске, остальные в тетради: Собака, альбом, гнездо, лестница, заяц, животное, тарелка, медведь, солнце. Собака, лестница, тарелка. Альбом, заяц, медведь. Гнездо, животное, солнце. - Почему вы таким образом распределили слова? (Существительные имеют род: женский, мужской и средний. Чтобы определить род имени существительного, надо…) - Вы правильно справились с этим заданием. Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». Я запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно - моё» – Это правило - твое! 4. Следующая остановка «Изменяй-ка»: - Ребята, а как еще изменяется имя существительное? (По числам) - Правильно. Измените данные имена существительные по числам и запишите их в тетрадь: …-коты цветок-… …-птицы туча-… - Какие слова вы записали? (кот, цветы, птица, тучи) - Какой следующий признак имен существительных мы повторили? (Это число имен существительных) | - слушать учителя - списывать слова - распределять их на три столбика - отвечать на вопросы учителя - слушать стихотворение - слушать учителя - изменять существительные по числам - отвечать на вопросы | Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. К.: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. Р.: принимать свои действия в соотвествии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы. |
Самостоятельная работа. Практич.: работа со словами Словесн.: ответы на вопросы Словесн.: беседа Практич.: работа с презентацией | 5 мин | 5. Остановка - «Давайте подумаем»: - Сейчас вам придется задуматься - мы проведем индивидуальную работу: - Вам нужно будет записать слова в 2 столбика. Слова на доске - На какие две группы и по какому признаку поделим слова? (1 группа – с мягким знаком на конце после шипящих у существительных женского рода, 2 группа – без мягкого знака у существительных мужского рода.) Молодежь, гараж, борщ, печь, камыш, тишь, помощь, роскошь, ключ. - Кто выполнит, сели ровно, чтобы я видела, что вы закончили. Приступайте. - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили. Прочитайте слова 1 (2) столбика, объясните свой выбор. На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.) Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием! | - слушать учителя - отвечать на вопросы - записывать слова в два столбика - проверять упражнение | Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. |
Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.: ответы на вопросы Словесн.: беседа Словесн.: ответы на вопросы Практич.: работа с презентацией | 2 мин | - Что мы сегодня повторили на уроке? (Мы повторили род имён существительных, что они изменяются по числам, падежам, что они бывают собственные и нарицательные) - На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? Что?) - Что обозначает имя существительное? (предмет) - Что обозначают одушевлённые имена существительные и на какой вопрос они отвечают? (Они обозначают людей и животных. Отвечают на вопрос «кто?») - Как пишутся имена собственные? (С большой буквы) - Почему? (Потому что это имена людей. Клички животных..) - В каком числе имя существительное изменяется по родам? (в единственном) - Сколько падежей в русском языке? - Назовите падежи и их вопросы. - Составьте дома рассказ о том, что вы знаете об имени существительном. Начать рассказ можно так, внимание на доску. Имя существительное – это… и пишите всё, что вы о нём знаете. - В тетради запишите «Домашняя работа» и спишите эту строчку. Дополните предложения: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… - Спасибо за урок, можете отдыхать. | - слушать учителя -записывать домашнее задание - отвечать на вопросы - оценивать свою работу на уроке | К.: уметь четко высказывать свои мысли. - участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями. П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы. К.: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа
Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:• Предметные:•...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России" Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.
Предмет: Русский языкПрограмма: Школа РоссииКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: Правописание окончаний имен существительных в Т.п.Цель урока: познакомить с окончаниями ...
Конспект урока по русскому языку ,4 класс, "Школа России".Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное".
Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное". С презентацией....