Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и авторские методики коллег «автобусная остановка» и «пресс-конференция».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100" | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Глагол. Обобщение»
Форма проведения урока: деловая игра «Заседание редакционного совета журнала «Глагол»
Цели:
Обучающая:
закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописание безударных личных окончаний глагола;
способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетенций.
Развивающая:
развивать речь детей, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся,
активизировать словарный запас.
Воспитывающая:
воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
План урока:
Сегодня проводится расширенное заседание редакционного совета журнала «Глагол»
На заседании присутствуют:
Редакторы, корреспонденты, специалисты и наши гости, они же эксперты!
Итак! Все в сборе! Начинаем!
Перед нами стоит задача: проверить знания о глаголе, а перед экспертами - сделать заключение: достаточно ли мы готовы к выпуску апрельского номера журнала.
Учитывая задачу урока, скажите, пожалуйста, что будем проверять?
Умение различать глаголы, определять морфологические признаки (время, число, лицо), начальную форму, спряжение, разбирать по составу, употреблять в речи.
Для того, чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов редакции журнала должны хорошо разбираться в теории. И поэтому я предлагаю вам провести в ваших группах пресс-конференцию. Ответственные – корреспонденты.
« Пресс-конференция»
- Корреспонденты, доложить обстановку в отделах! Оценить работу каждого.
- С теоретической подготовкой всё в порядке. Значит можно переходить к практической части нашего заседания.
Интересная часть речи в русском языке живёт,
Кто, что делает расскажет, чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пляшет, или забивает «гол».
Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам глагол!
Эпиграф: «Глагол - самая «деловая», самая живая часть речи»
А.Югов.
- Как вы это понимаете?
- Глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает существительное, т.к. слова – глаголы всегда в движении. (по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного)
- Какие слова лишние:
новости, мочь, сказать, говорить, знать, счастье, любить?
Почему оставили эти слова? (они глаголы), что их объединяет? (н.ф.). Оценка.
- Корреспондент, который выполнял домашнее задание в электронном виде - за компьютер! Оценка.
Отдел «Новостей»
Наш спец.кор из-за рубежа прислал шифровку, в ней только глаголы. Разберите их по составу.
Растаял, льют, прогремел, звенят, жужжат, зеленеют, зацвели.
А теперь давайте отправимся в другие отделы нашего журнала для обмена опытом. Методика «автобусная остановка»
- Какой темой можно объединить эти глаголы? Значит о чём хотел сообщить наш зарубежный корреспондент? Оценка.
Из отдела писем к нам поступил материал на такую же тему, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним нужно сначала поработать.
Ни для кого не секрет, что сотрудник журнала должен быть очень эрудированным и грамотным. Объясни написание.
В.сна.
(При)шла долгожданная в.сна. Д.ревья (про)буждают.ся (от)зимнего сна и (на)полняют.ся соками. Поч.ки (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся (в) з.лёные лист.я.
Ты вид.ш. кр.соту р.дной пр.роды и радуешься (на)ступлению в.сны. Оценка.
Выпиши глаголы, определи время, число лицо и спряжение.
Пришла(п.в.,ед.ч., 3л., ж.р.)
начинают(н.в., мн.ч, 3 л.)
пробуждаются (н.в., 3 л., мн.ч.)
наполняются(3л., мн.ч, н.в.),
наливаться (н.ф.)
развёртываться (н.ф.)
видишь(н.в., ед.ч., 2л.)
радуешься(н.в., ед.ч., 2л.)
На сколько групп можно поделить выписанные глаголы? Оценка.
Физминутка для глаз.
Вы так много повидали
Я думаю, глаза ваши устали,
Поэтому я предлагаю сейчас,
Гимнастику для расслабленья глаз.
(Упражнения для расслабления глаз под тихую музыку).
– Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Ваши руки тёплые. Сложите пальцы
обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе. Что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом. Он сделает их более свежими и сильными.
- Ребята! Чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, редактору необходимо иметь большой словарный запас. Поэтому вы должны умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.
- А, кстати, что такое антоним? Синоним?
Запишите синоним и антоним к глаголам.
Грустить – печалиться – унывать – радоваться – веселиться
Бранить – ругать – хвалить
Бледнеть – белеть – краснеть.
Замени сочетание слов одним словом-глаголом.
Оказывать помощь - помогать
Вести наблюдение - наблюдать
Очищать пол от сора - убирать
Давать советы - советовать
Покрываться цветами - зацветать
Принимать решение - решать
- Что объединяет эти глаголы? (это глаголы 1 спряжения)
Замените фразеологические обороты и запишите подходящие к ним синонимы.
Повесил нос – огорчился.
Клевать носом – дремать.
Водить за нос – обманывать.
Мы с вами говорим, что глагол - самая живая и действенная часть речи. Но часто в жизни происходят вот такие казусы:
«За столом сказала мать: хватит языком болтать!
А сынишка осторожно: а болтать ногами можно?»
- Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».
Болтать – это многозначное слово.
1.разговаривать много, быстро.
2.делать движения ногой.
Объясните смысл пословицы.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Рыбак рыбака видит издалека.
Слышишь звон, да не знаешь где он.
Бумага всё стерпит.
Что за слова встретились в этих пословицах? Определите спряжение. Оценка.
Загадка: Когда мультфильмы я смотрю внимательно, она прервёт на самом интересном обязательно. Расхвалит «Сникерс», «Орбит», «Милки уэй», чтоб мамы покупали нам скорей. Хвалить товар она затем старается, и в магазинах он быстрее раскупается. (реклама)
Чтобы привлечь внимание нашему журналу, нужна реклама. Каково значение этого слова?
Реклама - это яркая информация о каких- либо товарах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них.
Это слово заимствовано из французского языка, где реклама означает «кричать», «зазывать». Первоначально реклама была устной.
- Подберите слова, однокоренные слову «реклама» (рекламный, рекламировать, рекламист).
- Какой корень у этих слов?
- Составьте предложение с любым из этих слов.
Фонетический разбор слова «реклама» - редакторы и корреспонденты.
Лексическая работа с предложением – остальные члены советов.
Время нашей работы подходит к концу.
Рефлексия:
- Для меня было интересным…
- Я узнала, что…
- Мне было трудно…
Домашнее задание
- Чем именно ты можешь пополнить страницы журнала?(рисунок, статья, сказка, кроссворд, ребус)
А теперь оценим работу каждого на уроке.
Спорные отметки помогут решить вопросы коллеге:
- определи время глагола «позвал»?
- определи число и лицо глагола «думают»
- каким членом предложения является глагол?
- укажи форму глагола «открывать»
- какой глагольный суффикс есть у глагола «прыгал»?
- определи спряжение глагола «любит»
- определи лицо глагола «согреваешь»
- определи время, число и род глагола «перекусил»
- определи время глагола «выскочит»
- определи спряжение глагола «спеть»
Итак, я обращаюсь к нашим экспертам: «Считаете ли вы, что номер майского журнала «Глагол» готов к выпуску? Значит майский номер выйдет в срок! Все сотрудники поработали на славу, за что и благодарю.
Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.
Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.
Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.
Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.
Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.
В.сна.
(При)шла долгожданная в.сна. Д.ревья (про)буждают.ся (от)зимнего сна и (на)полняют.ся соками. Поч.ки (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся (в) з.лёные лист.я.
Ты вид.ш. кр.соту р.дной пр.роды и радуешься (на)ступлению в.сны.
Выпиши глаголы, определи время, число, лицо и спряжение.
В.сна.
(При)шла долгожданная в.сна. Д.ревья (про)буждают.ся (от)зимнего сна и (на)полняют.ся соками. Поч.ки (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся (в) з.лёные лист.я.
Ты вид.ш. кр.соту р.дной пр.роды и радуешься (на)ступлению в.сны.
Выпиши глаголы, определи время, число, лицо и спряжение.
В.сна.
(При)шла долгожданная в.сна. Д.ревья (про)буждают.ся (от)зимнего сна и (на)полняют.ся соками. Поч.ки (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся (в) з.лёные лист.я.
Ты вид.ш. кр.соту р.дной пр.роды и радуешься (на)ступлению в.сны.
Выпиши глаголы, определи время, число, лицо и спряжение.
- определи время глагола «позвал»?
- определи число и лицо глагола «думают»
- каким членом предложения является глагол?
- укажи форму глагола «открывать»
- какой глагольный суффикс есть у глагола «прыгал»?
- определи спряжение глагола «любит»
- определи лицо глагола «согреваешь»
- определи время, число и род глагола «перекусил»
- определи время глагола «выскочит»
- определи спряжение глагола «спеть»
Вид работы | |||||
1.Пресс-конференция | |||||
2.Лишние слова | |||||
3.Домашняя работа | |||||
4.Разбор глаголов по составу | |||||
5.Редактирование текста | |||||
6.Морфологические признаки | |||||
7.Синонимы, антонимы | |||||
8.Разбор предложения звуко-буквенный разбор | |||||
Итого |
Вид работы | |||||
1.Пресс-конференция | |||||
2.Лишние слова | |||||
3.Домашняя работа | |||||
4.Разбор глаголов по составу | |||||
5.Редактирование текста | |||||
6.Морфологические признаки | |||||
7.Синонимы, антонимы | |||||
8.Разбор предложения звуко-буквенный разбор | |||||
Итого |
Вид работы | |||||
1.Пресс-конференция | |||||
2.Лишние слова | |||||
3.Домашняя работа | |||||
4.Разбор глаголов по составу | |||||
5.Редактирование текста | |||||
6.Морфологические признаки | |||||
7.Синонимы, антонимы | |||||
8.Разбор предложения звуко-буквенный разбор | |||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка Глагол 4 класс
Презентации к уроку по теме Глагол...
Урок русского языка "Глагол" 4 класс УМК Школа России
Вводный урок по теме "Глагол". Учащиеся повторят и усовершенствовают знания о признаках глагола, формироют умение находить глаголы среди других частей речи. Развивают навыки то...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса "Школа 2100"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Школа 2100"
урок русского языка программа "Школа 2100" 3 класс по теме: " Правописание безударной гласной в приставке" с использованием приёмов технологии развития критического мышления...
Урок русского языка в 4 классе ОС 2100 "Правописание -тся и ться в глаголах".
Тема : Правописание -тся и ться в глаголах.Цель: познакомить учащихся с правописанием -тся, -ться в глаголах, развивать мышление, орфографическую зоркость, воспитывать интерес к изучению русского язык...
Конспект урока русского языка. "Глагол.Обобщение"
Урок по ТРКМ...
Открытый урок по русскому языку "Глагол. Обобщение" 3 класс
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о глаголе и его грамматических признаках. Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий: • воспитывать культуру общ...