Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему
Тема: «Текст и его признаки».
Цель:
· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Задачи:
· Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
· Закрепить изученные орфограммы
· Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
· Воспитывать интерес к предмету, к сложным заданиям;
· Воспитывать любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rus.yazyku_1_klass.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация об авторе.
Ф.И.О. Панева Елена Михайловна
Название представляемой работы: Текст и его признаки.
Место работы и должность: МОУ Гимназия №35 г.Владимира,учитель начальных классов.
Педстаж: 10 лет
Стаж работы по системе Л.В.Занкова: 6 лет
Учебник,по которому ведется работа: Русский язык. А.В.Полякова 2008г.
Электронный адрес: glacier78@mail.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №35 г. Владимира»
Конспект урока русского языка
по теме:«Текст и его признаки»
в 1 классе (1-4)
по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Панева Елена Михайловна
Тема: «Текст и его признаки».
Цель:
Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Задачи:
- Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
- Закрепить изученные орфограммы
- Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету, к сложным заданиям;
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник «Русский язык» А.В. Полякова, 2008г., мягкая игрушка мышонка Пика, ковёр, цветные карточки для игры «Найди свой домик».
Ход урока
- Организационный этап
Учитель: Чтобы начать занятия, настроиться на работу, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся.
Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.
- Актуализация знаний учащихся
Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
На доске: слова – слоги – звуки – текст – предложения.
Дети: звуки – слоги – слова – предложения – текст.
Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, почему оно является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.
Дети:
-В этой цепочке новое слово текст.
-Текст это мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.
-Текст это, когда много предложений.
-Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть.
Комментарий. Организую поисковую ситуацию, тем самым активизируется деятельность учащихся.
Учитель: Молодцы! Посмотрите сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним какими признаками он обладает.
- Усвоение новых знаний и способов действий
Слайд №1 . Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин. | У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой. |
Учитель: Прочитайте справа запись. Можно ли это назвать текстом? Почему? Чем она отличается от левой записи? Какой признак?
Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем о ком нам рассказывают.
-Там есть главные герои.
-Из правой записи мы узнаем,что у Виталика есть замечательный котенок.
-В этой записи все предложения связаны между собой.
- Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак)
Комментарий. Вывод делают сами учащиеся. В центре внимания урока – дети. Максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся.
Слайд №2 Признаки текста. Вылетает первый признак .
Учитель:О ком говорится в тексте? Какой был Мурзик? Найдите слова, которые его описывают и характеризуют.
Дети:
-В тексте говорится о Мурзике.
-Мурзик забавный, серый и пушистый.
Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Ребята, сегодня к нам на урок снова прибежал наш помощник мышонок Пик и принес небольшую подсказку. Давайте ее прочитаем.
Слайд №2 Признаки текста. Текст можно озаглавить. (2 признак)
Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту. Наш помощник принес нам заголовки. Давайте выберем заголовок к этому тексту.
- Аквариум с рыбкой.
- Мурзик.
- В гостях у Виталика.
Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Заголовок показывает, о чём говорится в тексте.
Слайд №2 Признаки текста.
Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак)
Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста? А давайте обратимся к учебнику и посмотрим верно ли все ли мы указали признаки текста. Работа с правилом в учебнике.С.104.
Работа с деформированным текстом. У каждого на парте предложения на отдельных карточках. Дети работают в парах.
Она подавилась косточкой.
Девочка Валя ела рыбу.
Приехал доктор.
У Вали из глаз текли слёзы.
Он достал щипчики и вынул из горла косточку.
Учитель: Это текст? Почему?
Дети:
-Это не текст. Предложения в нем не связаны по смыслу.
-К нему нельзя подобрать заголовок.
Учитель: Составьте текст. Прочитайте, что у вас получилось.
Слайд№3. Текст про девочку Валю.
Учитель: О ком говорится в этом рассказе?
Дети: В этом рассказе говорится о девочке Вале.
Учитель: Что случилось с Валей?
Дети: С ней случилась беда. Она подавилась косточкой, когда ела рыбу.
Учитель: Кто пришел на помощь девочке?
Дети: На помощь девочке пришел врач. Он щипчиками вытащил косточку.
Учитель: Придумайте свой заголовок к этому рассказу.
Дети: Беда у Вали.
Дети: Быстрая помощь.
Дети: Бедная Валя.
Учитель: Запишите себе в тетрадь только те предложения из текста, в которых есть имена собственные. Какие предложения вы записали?
Дети: Девочка Валя ела рыбу. У Вали из глаз текли слёзы.
Учитель: Как вы написали имя девочки?
Дети: Имя девочки записали с заглавной буквы. Потому что это имя собственное.
Учитель: Давайте дадим имя и отчеству врачу, который спас девочку. Как вы записали бы это?
Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.
- Интерактивная игра «Найди свой домик».
Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас есть цветная карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик.
Приложение:Игра: «Найди свой домик»
Карточки №1 (количество 6) Жил –был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки.
Наступила весна. Загудели майские жуки. Стали распускаться почки на деревьях.
Карточки №2.(количество 7) Ярко светило солнце. На берегу лесной речки на пне сидела белка.По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака.
Карточка №3(количество7)Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты.
Карточка №4 (количество 5)Ча, све, мо, кра, вры,пи , сме, о, ро, де,ву,ча, хо,сму, пер.
Комментарий. На данном этапе я провожу интерактивную игру, так как она помогает проверить на каком уровне дети усвоили новый термин и его признаки, а так же позволяет сохранить здоровье детей. Во время игры дети свободно перемещаются по классу.
Учитель: Умники. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
- Рефлексия
Учитель: Составим кластер по теме нашего урока. Слайд№4
Комментарий. В процессе составления кластера идёт активная познавательная деятельность учащихся, развивается способность к анализу, синтезу и обобщению.
Кластер
текст |
Предложения в тексте связаны по смыслу. |
Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. | Текст можно озаглавить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Текст. Тема текста. Монолог." 2 класс
Урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Конспект открытого урока русского языка На тему: «Текст и предложение».1 класс.
Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны...
Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"
Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Текст. Типы текстов" 3 класс
Урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Конспект урока русского языка по теме "Текст" .Презентация к уроку по теме "Текст"
Коспект урока по русскому языку...