Конспект урока по русскому языку на тему "Текст. Типы текстов" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Андрианова Наталья Васильевна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: Текст. Типы текстов.

Цель урока: Повторить основные признаки текста и его функции, познакомить с дифференциацией текстов по их назначению, наблюдение за текстами разных типов.

 Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.

личностные: проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст», научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.

Универсальные учебные действия:

регулятивные: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану.

познавательные: в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; научатся различать особенности разных типов текстов

коммуникативные: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.

                         Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

– О чем говорит А.И. Куприн?

- Объясните значение выделенных слов.

- Для чего нужен язык?

     3. Актуализация знаний.

- Разделите текст на предложения и запишите его.

Звенит звонок он зовет детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.

-Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

1) севера, резкий, с, дует, ветер
2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают
3)небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей

4. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте.

Лес обнажился, поля опустели.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Грустную думу наводит она…
Только не сжата полоска одна

- Это текст? Почему? ( Предложения не связаны между собой)

- Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.
- Сформулируйте тему урока.

5. Работа по теме урока
1.Повторение признаков текста
(работа в парах)

- Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

*Это много предложений.
*Это предложение, записанное в тетрадь.
Это два или несколько предложений, объединенных по смыслу.

Признаки текста:
1.Текст состоит из группы предложений.
2. Предложения расположены в определенной последовательности
3.Предложения связаны темой (то, о чем говорится в тексте)
4.Предложения связаны главной мыслью (к чему призывает автор, чему учит)
5. Текст выражает законченную мысль.
6.Текст имеет название , заголовок

Основной этап урока.

Открытие «нового» знания

Наблюдение над разными речевыми задачами текстов; учить различать тексты: повествование, рассуждение, описание.

Учащиеся учатся наблюдать, рассуждать, выделять главное, делать выводы.

Работа в парах.

Учащиеся получают листки с заданиями, на которых написаны три разных текста.

Выполняют задания.

1.Прочитайте текст.

2.Что общего в этих рассказах?

3.Чем отличаются?

- Прочитайте еще раз первый текст.

1.Мне купили новый большой мяч. Мы с папой встали рано утром и пошли в универмаг за мячом. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый.

-Что мы из него узнали?

Этот рассказ даёт ответ на вопрос: «Что произошло?» Это текст повествование.

(схема на доске)

- Прочитайте второй текст. О чем он?

2.Купили мне большой мяч. Купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый.

-Чем этот текст отличается от первого?

В этом тексте дается ответ на вопрос: «Почему?». Это текст рассуждение.

(схема на доске)

- Прочитайте третий текст. Что вы можете о нем сказать?

3.Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный с жёлтой полоской посредине. Красивый мяч.

В нем много имён прилагательных, описывается новый мяч, даётся ответ на вопрос: «Какой?». Это текст описание. 

у?

Проверьте правильность ваших выводов, прочитав правило в учебнике на стр.78

-Пользуясь схемой, составьте алгоритм, как определить тип текста?

Алгоритм.

1.прочитай текст.

2.определить, на какой вопрос дается ответ в тексте.

3. по вопросу и содержанию определить тип текста

- Попробуйте определить тип текста, который мы записали в самом начале урока.

Ученики читают тексты. Выслушивают мнение разных групп.

Определяют, что все они о мяче.

Рассказывается по-разному.

Работая в парах, учащиеся определяют, что узнали как папа и сын покупали мяч. В тексте сообщается об этом событии.

Работая в парах, определяют, что в данном тексте объясняется, почему купили мяч, раскрываются причины этого действия.

Работая в парах, отмечают. Что в тесте описывается новый мяч, отмечают имена прилагательные.

Ученики читают правило

Работая в парах, ученики предлагают порядок выполнения действий по определению типа текста. Ответы анализируются, выбирают самый подходящий. Результат фиксируется на доске.

Определяют, что это текст повествование, так как рассказывается о том, что произошло вечером.

Закрепление

Учить определять различные типы текста, применять полученные знания.

Работа с учебником: стр.78-79

- Сейчас постараемся применить свои знания и определить тип текста, работая с упражнениями учебника..

Упр.123 – 1) повествование

2)описание

3) рассуждение (дается ответ на вопрос: «Почему красный сигнал светофора запрещающий?»)

Упр.124 – Прочитайте. Определите, какой перед вами текст? Докажите.

- Спишите, подчеркивая волнистой линией имена прилагательные.

Подведём первый итог нашей работы:

- Как отличить текст повествование?

Описание? Рассуждение?

Читают задание. Определяют тип текста.

Читают задание. Определяют тип текста.

Доказывают, что это текст-описание, так как используется много имен прилагательных, обозначающих признак предметов, описывающих их свойства.

Повторяют правило.

Итог урока.

Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.

Сегодня на уроке :

  • Я узнал…….
  • Я научился…
  • Мне понравилось..
  • Мне показалось важным..
  • Я могу использовать эти знания …

Домашнее задание:

упр.125 стр.79, выучить правило стр.78

Учащиеся дают ответ на предложенные вопросы (устно или письменно на листах самооценки)

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС

развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Конспект урока по русскому языку "Состав слова" в 3 классе.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знанийФорма урока: урок- соревнованиеЦель: обобщение знаний учащихся о составе слова.Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы текста. Тексты повествование и описание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными признаками....

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: контрольная работа( местоимение, типы текста)

Цели деятельности учителя: проверка знаний по темам «Местоимение», «Типы текста».Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое местоимение, его отличительные признаки; от...