УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
презентация к уроку (русский язык, 3 класс) по теме

Малькова Елена Александровна

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.

Цель:

- познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

- орфографический тренинг написания слов с данной орфограммой;

- развивать навыки грамотного письма, речь и познавательные процессы;

- воспитать толерантность при работе в парах;

- способствовать обучению школьников умению анализировать, группировать, классифицировать, обосновывать логику доказательства.

Тип урока: изучение нового материала.

По завершении урока учащийся должен: 

Знать: правило правописания ь после шипящих у имён существительных.

Уметь: применять правило написания ь после шипящих у имён существительных.

Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: проблемное изложение, работа с книгой, наблюдение, практические методы учения, дифференцированный подход.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, работа в парах

 Оборудование:

Учебник

Русский язык: 3 класс, 1 ч. С.В.Иванов- 2 – е изд., испр. и доп. –М. : Вентана – Граф, 2010.

Тетрадь «Пишем грамотно» 1часть.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Средства ТСО: компьютер, мультимедийные учебные пособия, экран.

Ход урока:

1.Организационный этап

У.:

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.

Тихо сели. Начинаем урок!

2. Этап проверки домашнего задания и подготовки  учащихся к изучению учебного материала

Актуализация знаний

У. - Посмотрите на экран и примите правильную посадку. Слайд №2

Индивид.работа по карточкам

Впиши  пропущенные буквы, поставь знак ударения в словах, определи род.

Дев..ч(?)ка, д...ктор..(мн.ч), учителя(мн.ч.), б..га.., порты(мн.ч.), торты(мн.ч.), кремы(мн.ч.), инженеры(мн.ч.)

Игра «Фантазёры»

- Ребята, я предлагаю вам тройки слов, которые нужно включить в предложение. Например: чай, очки, газета – Дедушка выпил чай, надел очки и стал читать газету.

Друг, кино, мороженое

Обед, трамвай, библиотека

- Какие предложения можно составить, используя данные слова?

- Запишем их.    Комментированное письмо.

( Я с другом ходил в кино и ел мороженое.  После обеда я сел в трамвай и поехал в библиотеку.)

- Какой частью речи являются слова

Друг, кино, мороженое

Обед, трамвай, библиотека? (именем существительным)

- Докажите.

- Определите род имён существительных в каждом предложении. Докажите свой ответ. ( 2 человека)

Постановка учебной задачи

У.- О какой части речи говорим сегодня на уроке? (об имени существительном)

У.- Что вы о ней знаете? (обозначает предмет, кто? что?, изменяется по числам, бывает муж.р., жен. и среднего, как член предложения может быть подлежащим или дополнением)

У. – Сегодня на уроке мы пополним знания о правописании имён существительных.  

3. Этап усвоения новых знаний.

- Послушайте стихотворение, которое называется «Почему».

Я прилагаю всё старание,

Хочу понять правописание.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивление.

- А ну, не плачь, кончай- ка плач!

Синяк пройдёт, - сказал мне врач.

Но прежде, чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю всё старание,

Я проявляю прилежание,

Но очень часто, тем не менее,

Я прихожу в недоумение.

- Почему же ученик часто приходит в недоумение?

- Давайте выясним, куда же исчезает мягкий знак.

Коллективное формулирование правила

- Прочитайте слова.

Мяч, ключ, лещ, уж, карандаш.

Дочь, ночь, вещь, молодёжь, мышь.

- К какой части речи относятся данные слова?

- Чем они отличаются?

- На какой звук оканчиваются эти слова?

- Можете ли вы объяснить, почему в первой строке у слов в конце нет мягкого знака, а во второй строке есть?

- Определите род имён существительных в первой строчке.  Докажите.

- Теперь определите род имён существительных во второй строчке.  Докажите.

- Можете ли вы сформулировать правило о написании ь после шипящих на конце имён существительных?

- Проверим, совпадает ли правило, которое мы вывели с правилом в учебнике.(стр.142)  (1 ученик )

- Зависит ли написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных от того, в форме какого числа стоит существительное?  

ВНИМАНИЕ!!! Правило относится только к сущ. един. числа!!!

- Обозначает ли ь в словах тишь, рожь, глушь, вещь мягкость согласного звука?

 (В обязанности мягкого знака входит указывать на род имён существительных, оканчивающихся на  ш, ж, ч, щ.)

- Как мы назовём орфограмму, которую изучаем сегодня на уроке?

(Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.)

- Прочитайте на стр.143 учебника алгоритм «Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце». (1 ученик)

Физкультминутка

- Я называю существительное. Если на конце слова пишем ь, вы поднимаете руки вверх. Если нет – хлопаете в ладоши.

Луч, ёрш, задач, ночь, ландыш, печь , туч,  чушь, уж, брошь, рощ,  шалаш, тишь, речь, вещь

(слова- ловушки: задач, туч, рощ.)

- Почему не выполняются движения ?

4.Этап проверки понимания учащимися нового материала

Работа в тетради «Пишем грамотно»

Стр.47 упр.1(отработка правила) Фронтальная работа, по цепочке.

- Докажите свой выбор. (писать или не писать ь)

- В каждой строчке по горизонтали найдите «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор.

5.Этап закрепления нового материала

1.Работа с учебником.

Упр.1.стр.143.(тренировка в написании имён существительных с шипящими на конце)

Фронтальная работа

2.Упр.2.(тренировка в написании имён существительных с шипящими на конце)

Работа  парах.

Проверка

-Обоснуйте свой ответ.

3. Фронтальная работа

- Выполните упражнение №3 стр.144 учебника.

(применение изучаемого правила при написании слов)

4. Работа в парах

Упр.№ стр.144 учебника.

(закрепление навыка применения правила)

6. Домашнее задание

 по выбору:

1. Т. стр.47 №3

2. Т. стр.47 №2

7. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Молодцы все хорошо и активно работали.

- Что нового вы узнали на уроке о правописании имён существительных?

-В каких случаях у имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук, пишется ь в конце слова ?

                     

8.Рефлексия. 

- Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?

(поднимите руку, кто: …….

Хорошо

Были затруднения

Трудно

- Где возникали трудности?

- Что вам понравилось на уроке?

- У кого не получалось так, как хотелось бы?

- Чья работа на уроке вам понравилась?

Оценить - И мне понравилась сегодня работа на уроке…..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в з классе "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных  с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся....

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Представлена технологическая карта урока русского языка  в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по...

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки....