УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
презентация к уроку (русский язык, 3 класс) по теме
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.
Цель:
- познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
- орфографический тренинг написания слов с данной орфограммой;
- развивать навыки грамотного письма, речь и познавательные процессы;
- воспитать толерантность при работе в парах;
- способствовать обучению школьников умению анализировать, группировать, классифицировать, обосновывать логику доказательства.
Тип урока: изучение нового материала.
По завершении урока учащийся должен:
Знать: правило правописания ь после шипящих у имён существительных.
Уметь: применять правило написания ь после шипящих у имён существительных.
Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: проблемное изложение, работа с книгой, наблюдение, практические методы учения, дифференцированный подход.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, работа в парах
Оборудование:
Учебник
Русский язык: 3 класс, 1 ч. С.В.Иванов- 2 – е изд., испр. и доп. –М. : Вентана – Граф, 2010.
Тетрадь «Пишем грамотно» 1часть.
Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)
Средства ТСО: компьютер, мультимедийные учебные пособия, экран.
Ход урока:
1.Организационный этап
У.:
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
2. Этап проверки домашнего задания и подготовки учащихся к изучению учебного материала
Актуализация знаний
У. - Посмотрите на экран и примите правильную посадку. Слайд №2
Индивид.работа по карточкам
Впиши пропущенные буквы, поставь знак ударения в словах, определи род.
Дев..ч(?)ка, д...ктор..(мн.ч), учителя(мн.ч.), б..га.., порты(мн.ч.), торты(мн.ч.), кремы(мн.ч.), инженеры(мн.ч.)
Игра «Фантазёры»
- Ребята, я предлагаю вам тройки слов, которые нужно включить в предложение. Например: чай, очки, газета – Дедушка выпил чай, надел очки и стал читать газету.
Друг, кино, мороженое
Обед, трамвай, библиотека
- Какие предложения можно составить, используя данные слова?
- Запишем их. Комментированное письмо.
( Я с другом ходил в кино и ел мороженое. После обеда я сел в трамвай и поехал в библиотеку.)
- Какой частью речи являются слова
Друг, кино, мороженое
Обед, трамвай, библиотека? (именем существительным)
- Докажите.
- Определите род имён существительных в каждом предложении. Докажите свой ответ. ( 2 человека)
Постановка учебной задачи
У.- О какой части речи говорим сегодня на уроке? (об имени существительном)
У.- Что вы о ней знаете? (обозначает предмет, кто? что?, изменяется по числам, бывает муж.р., жен. и среднего, как член предложения может быть подлежащим или дополнением)
У. – Сегодня на уроке мы пополним знания о правописании имён существительных.
3. Этап усвоения новых знаний.
- Послушайте стихотворение, которое называется «Почему».
Я прилагаю всё старание,
Хочу понять правописание.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
- А ну, не плачь, кончай- ка плач!
Синяк пройдёт, - сказал мне врач.
Но прежде, чем пропал синяк,
Исчез из плача мягкий знак!
Я прилагаю всё старание,
Я проявляю прилежание,
Но очень часто, тем не менее,
Я прихожу в недоумение.
- Почему же ученик часто приходит в недоумение?
- Давайте выясним, куда же исчезает мягкий знак.
Коллективное формулирование правила
- Прочитайте слова.
Мяч, ключ, лещ, уж, карандаш.
Дочь, ночь, вещь, молодёжь, мышь.
- К какой части речи относятся данные слова?
- Чем они отличаются?
- На какой звук оканчиваются эти слова?
- Можете ли вы объяснить, почему в первой строке у слов в конце нет мягкого знака, а во второй строке есть?
- Определите род имён существительных в первой строчке. Докажите.
- Теперь определите род имён существительных во второй строчке. Докажите.
- Можете ли вы сформулировать правило о написании ь после шипящих на конце имён существительных?
- Проверим, совпадает ли правило, которое мы вывели с правилом в учебнике.(стр.142) (1 ученик )
- Зависит ли написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных от того, в форме какого числа стоит существительное?
ВНИМАНИЕ!!! Правило относится только к сущ. един. числа!!!
- Обозначает ли ь в словах тишь, рожь, глушь, вещь мягкость согласного звука?
(В обязанности мягкого знака входит указывать на род имён существительных, оканчивающихся на ш, ж, ч, щ.)
- Как мы назовём орфограмму, которую изучаем сегодня на уроке?
(Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.)
- Прочитайте на стр.143 учебника алгоритм «Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце». (1 ученик)
Физкультминутка
- Я называю существительное. Если на конце слова пишем ь, вы поднимаете руки вверх. Если нет – хлопаете в ладоши.
Луч, ёрш, задач, ночь, ландыш, печь , туч, чушь, уж, брошь, рощ, шалаш, тишь, речь, вещь
(слова- ловушки: задач, туч, рощ.)
- Почему не выполняются движения ?
4.Этап проверки понимания учащимися нового материала
Работа в тетради «Пишем грамотно»
Стр.47 упр.1(отработка правила) Фронтальная работа, по цепочке.
- Докажите свой выбор. (писать или не писать ь)
- В каждой строчке по горизонтали найдите «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор.
5.Этап закрепления нового материала
1.Работа с учебником.
Упр.1.стр.143.(тренировка в написании имён существительных с шипящими на конце)
Фронтальная работа
2.Упр.2.(тренировка в написании имён существительных с шипящими на конце)
Работа парах.
Проверка
-Обоснуйте свой ответ.
3. Фронтальная работа
- Выполните упражнение №3 стр.144 учебника.
(применение изучаемого правила при написании слов)
4. Работа в парах
Упр.№ стр.144 учебника.
(закрепление навыка применения правила)
6. Домашнее задание
по выбору:
1. Т. стр.47 №3
2. Т. стр.47 №2
7. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Молодцы все хорошо и активно работали.
- Что нового вы узнали на уроке о правописании имён существительных?
-В каких случаях у имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук, пишется ь в конце слова ?
8.Рефлексия.
- Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?
(поднимите руку, кто: …….
Хорошо
Были затруднения
Трудно
- Где возникали трудности?
- Что вам понравилось на уроке?
- У кого не получалось так, как хотелось бы?
- Чья работа на уроке вам понравилась?
Оценить - И мне понравилась сегодня работа на уроке…..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в з классе "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся....
Урок русского языка в 4 классе " Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных".
Урок по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Представлена технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по...
Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...
Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....
Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки....