Урок русского языка в з классе "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka3kl.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе на тему:
«Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
Программа «Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык», ч.1, С.В.Иванов
Цель урока: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся.
Задачи:
Образовательная - выработать алгоритм правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать орфографические навыки, информационные навыки; учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
Развивающая
- развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.
Воспитательная
- воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.
Оздоровительная - создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
-видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно писать имена существительные с шипящими на конце;
- применять изученную орфограмму при написании имен существительных;
- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- работать в парах и группах;
- вести самостоятельный диалог между собой по вопросам решения учебной задачи.
Тип урока: ОНЗ.
Вид урока:
комбинированный
Оборудование:
- карточки для работы творческих групп; - карточки с заданиями для исследовательской работы в группах; - карточки с заданиями разного уровня; - опорные карточки со словами “речь”, “мяч”, «ь»;
- опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах; - опорная таблица с алгоритмом; - учебник русского языка для 3 класса С.В.Иванова (1часть) - рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №1
Ход урока
I. Введение в урок.
1.Учитель: Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Наш урок пройдет под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».
2. Мозговая гимнастика.
- Чтобы активизировать работу головного мозга, выполним мозговую гимнастику.
а) «шапка для размышлений»
б) « точечный массаж» – (№1, №2,№3).
в) пальчиковая гимнастика:
- Чтоб красиво нам писать, нужно пальчики размять (упражнение «пальчики здороваются»). Ученики: Вот и встретилась семья, рад тебя увидеть я, всех мы в гости пригласили, всех здороваться учили.
II. Чистописание.
ь ь ь ь ь ь ь ь
-А что это за буква « ь»? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).
-Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?
-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверное, узнаем о нем что-то новое)
декабрь, коньки, вьюга, воробьи, метель, деревья (На доске)
- Что объединяет все эти слова?
-На какие 2 группы можно разделить эти слова?
1) ь – показатель мягкости согласного,
2) разделительный мягкий знак.
- Запишите слова в 2 столбика.
III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется ь знак? ( Наблюдение над словом.)
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? (Да)
- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
- Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце.
IV. Возникновение проблемной ситуации.
- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий – мяч.
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка?
Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса. ?
- Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).
- Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).
И тема нашего урока звучит так: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
V. Открытие детьми нового знания. (Работа в группах)
- Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав схематично.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите грамматические значения слов.
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
- Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мышь.
Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.
- Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).
- Как это показать схемой?
- Нам необходимо составить совместный план действий – алгоритм.
Обсуждение.
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).
Идет озвучивание алгоритма детьми.
- Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Д: - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. Это орфограмма.
У: - Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. - Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт.
Дети хором повторяют за учителем.
- Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
(Чтение правила на странице 142.)
- Правы ли были мы с вами?
VII. ФИЗКУЛЬТРАЗМИНКА.
- А сейчас мы с вами нарисуем носом взаимосвязь живой и неживой природы.
(рисование носом: облако, ёлочку, снежинку)
VIII. Закрепление полученных знаний.
- Предлагаю поиграть в игру «Скажи одним словом». Вы должны не просто отгадать загадки, но и записать слова – отгадки, объяснив изученную сегодня орфограмму.
Игра.
Горчица оставляет во рту … (горечь)
Плохое настроение вместе с капризами – (плач)
Морской, речной бывает он – (пляж)
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
(Смерч)
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ)
Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь)
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж)
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
(Мяч)
Зимой дрова ест, а летом спит.
(Печь)
Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ)
IX. Работа в паре.
-- Задание № 1 в рабочей тетради №1 на странице 47.
Проверка.
X. ИГРА «Хлопки» (стоя) – разминка.
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж
XI. Работа в группах.
- Тему урока все поняли?
Ответьте с помощью нескольких слов
Из наших карточек разных цветов.
Главное, правило помните.
О каких правилах надо помнить, работая в группе? - будьте доброжелательны по отношению друг к другу;
- до конца выслушивайте мнение каждого члена группы;
- помогайте друг другу в работе;
- отстаивайте свою точку зрения.
Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Синяя карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный
Зелёная карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
(Выполнение и проверка работ).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
XII. «АРХЕОЛОГИ»
-Давайте представим, что мы с вами археологи, и нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуем догадаться, где надо написать ь:
Мелесная девеч(?) притясла комейный берж (?).
XIII. Физминутка.
Мы сейчас пойдём направо! 1,2,3!
А теперь пойдём налево! 1,2,3!
Быстро к ёлке соберёмся! 1,2,3!
Так же быстро разойдёмся! 1,2,3!
Попляшите, наши ножки! 1,2,3!
И похлопайте в ладошки! 1,2,3!
Мы легонечко привстанем! 1,2,3!
И на место тихо сядем! 1,2,3!
XIV. Работа в центрах по интересам.
- Предлагаю поработать в центрах по интересам (в творческих группах).
1 центр «Знатоки»: Докажите правильность написания слов, найдите «лишнее» слово. Составьте предложение с одним из слов.
глушь, молодежь, врач, карандаш, камень
2 центр «Строители»: соберите рассыпавшиеся слова и запишите их правильно: (слова с шипящим на конце)
лашша- (шалаш), чьдо (дочь), лачси ( силач), щалп (плащ), жейзап (пейзаж)
3 центр «Редакторы»: составьте стихотворные строчки, используя слова:
Тишь Калач Матч
Мышь Силач Мяч
Творческие центры рассказывают о своей работе и оценивают работу друг друга.
- А сейчас проведём небольшой тест и проверим свои знания.
XV. «Бегающий» диктант.
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз.
- Взаимопроверка.
XVI. Тест (самостоятельная работа)
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова;
в) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
а) между согласной и гласной в корне слова;
б) между двумя согласными;
в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется мягкий знак;
б) пишется мягкий знак.
6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самооценка.
XVII. Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
Что было легко? Что было трудно?
Кого из учеников могли бы отметить за работу?
Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
XVIII. Домашнее задание.
- Для тех, кто любит материал посложнее,- выписать из сказок А.С. Пушкина 5 предложений со словами на новую тему.
- Кому было трудно на уроке, выполнят упр.3, на стр.144.
- Всем: стр.142, выучить правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных"
Урок открытия новых знаний. В конспекте есть ссылки на использование электронных образовательных ресурсов на данном уроке....
Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.
Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия Каждый этап урока сод...
презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"
Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....
урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...
Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....
технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. Данный урок смоделирован с учётом основных поло...
урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"
методическая разработка урока по теме " Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"...