Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Представлена технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по другим программам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 110.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык, УМК « Гармония», 3 класс.
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
- познавательные
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
2. развивающие
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
3. воспитывающие
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
- Психологический настрой учащихся.
Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Запишите число, кл.работа.
- Минутка чистописания
ш ж ч щ
-Назовите буквы.
- Какие звуки они обозначают? [ш], [щ],[ч],[ж]( Согласные , глухие, шипящие)
- Какие орфограммы связаны с этими буквами?
Ши жи ча чу ща щу чк чн
-Пропишите буквы.
-На какие группы можно разделить? (Всегда мягкие, всегда твердые)
- Воспроизведение знаний о роли мягкого знака в слове. Создание проблемной ситуации.
Доска!
Без терпен.я нет учен.я.
Хорошую реч. хорошо и слушат..
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
-Что общего в этих пословицах?( Об учении, есть мягкий знак, встречаются шипящие)
Вставить буквы.
Запишите вторую пословицу.
-Что вы знаете о букве ь?
-Найдите в пословицах слова, где мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.
-Слова с разделительным мягким знаком?
-В какую группу мы отнесём слово речь?
Вывод: Слово речь ни в одну группу отнести нельзя, потому что буква мягкий знак выполняет какую-то другую работу. Попробуем разобраться.
Схема с мяг.знаком.( Приложение 1)
РЕЧЬ (ь писать?, часть речи?после какой буквы?)
Тема: Мягкий знак в именах существительных после шипящих.(Приложение 2)
Цели:???
Научиться правильно писать имена сущ. С мяг.знаком после шипящих, составить алгоритм, применять при письме)
- Построение выхода из затруднения
СЛАЙД1 (Приложение 3)
Нож, рожь, камыш, врач, ночь, вещь, глушь, плащ.
- Слова какой части речи записаны?
- На какие две равные группы можно разделить эти слова? ( м.р., ж. р.)
Один ученик у доски,остальные работают в тетрадях.
М. р. | Ж.р. |
Нож | рожь |
камыш | ночь |
врач | вещь |
плащ | глушь |
- Что общего? (шипящие – ж, ш, щ, ч)
-Подчеркните шипящие согласные.
- В конце сущ. какого рода пишется Ь?
- На конце сущ. какого рода Ь не пишется?
- Является ли Ь в данном случае разделительным? Показателем мягкости? (нет)
- Какова же работа Ь в этих словах? (Он указывает на род сущ. есть Ь после шипящего – ж. р. Нет – м. р.)
Сформулируйте правило о правописании Ь на конце сущ. после шипящих.
Где можем себя проверить? (В учебнике)
с.73
Мы были правы?(Да)
- Вернемся к слову речь. Какую работу выполняет мягкий знак в этом слове?
( Указывает на род имени сущ.)
5. Физминутка.
Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.
Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.
Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?
- Вывод способа действия.
-Продолжим нашу работу.
- В каком слове встретились с проблемой? Почему? ( Знали как действовать, Нет алгоритма)
-Какой вывод сделаем?(Надо составить)
-С чего начинали?(Прочитали и определили часть речи)
1)Определить часть речи.
-Дальше как действовали?(Род)
2) Определить род.
-Следущий шаг?
3) ж.р-ь
М.р.-не пишим ь
- Кто сможет проговорить алгоритм?
Проговорите в паре.
- Первичное закрепление
1) Работа по алгоритму в паре у доски
С.74 №506
Обруч(определяю часть речи: Что? Обруч-это им.сущ).(определяю род:обруч он мой-м.р.).(сущ. Муж.рода , значит пишу без мягкого знака).
Полноч?
Остальные слова в паре самостоятельно.На выполнение 3 минуты.
ПРОВЕРКА
Луч, лещ, помощь.
-Чем пользовались при выполнении?(Алгоритмом)
2) Упр.№507
Прочит задание с места________
Посмотрите на первые две картинки. Что можите сказаить?
Слова одинаковые, значение разные.как наз. Слова у которых несколько значений?(Многозначные)
Как решим задачу в слове ключ?
Спишите первую строчку, самостоятено.3минуты Оцените свою работу по шкале.
Обменяйтесь тетрадями.
Проверьте по эталону.
КАЛАЧ ДОЧЬ КИРПИЧ МЕЧ ДИЧЬ
Оцените по шкале.
3) РАБОТА В ГРУППАХ
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь. На листочках зеленого цвета.
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)
Проверяем. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
За каждый правильный ответ ставьте +
Сделайте выводо работе вашей группы.
Самостоятельная работа___ФИ____________________________________ Вставьте, там, где нужно, после шипящих Ь, определите род существительных. С одним из слов придумайте предложение, запишите. Шалаш…, трубач…, лож…, молодёж…, доч…, ландыш…, морж…, рож…, мяч…, мыш…, ёж…. |
Л Т С |
4)*** Игра«Третий лишний"
-Найдите лишнее слово,объясните свой выбор
1) Вещь, дочь, врач.
2) Ключ, помощь, дочь.
3) Брошь, ткач, морж.
5)*-Составьте и запишите предложение из данных слов (записаны на доске):
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
На площадке веселилась молодежь.
- Подчеркните грам основу.
Какие знания нам пригодились?(Новая тема)
6)***Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.
Перочинный …, холодный …, скорая …, звонкий …
Домашнее задание
Задание №1 Выполни упражнение № 507 на стр.74 ( 2, 3 строчка) | Задание №2 Замените словосочетания одним словом с шипящим на конце. Запишите их в тетрадь.
| Задание №3
Доктор – Груз - Родник – Друг – Подбери антонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь. День - Правда – Сын-
Человек, играющий на скрипке (скрипач) Мелкие деньги (мелочь) Место, где купаются и загорают (пляж) Белый майский цветок Человек, выступающий в цирке |
8.Итог урока. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
ОЦЕНИВАНИЕ
Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...
Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"
Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...
технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....
Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"...
Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....
Открытый урок по русскому языку "МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПОВТОРЯЕМ И ОБОБЩАЕМ"
Данная разработка урока служит целью развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило....
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...