Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Нагорная Екатерина Николаевна

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Учитель: Нагорная Е.Н.

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. Познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

2. Развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. Воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Межпредметные связи: окружающий мир

Технологии, применяемые на уроке: элементы проблемного обучения, ИКТ, использование здоровьесберегающих методик, игровая технология.

Ресурсы для учителя:

 -В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31,33

Ресурсы для учащихся:

-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31

-карточки для работы в парах;

-картинки птиц;

-смайлики для рефлексии.

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, на нем присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь  с гостями. (Слайд2)

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

-Садитесь ребята,

-Откройте Ваши тетради. Запишите сегодняшнее число и Классная работа

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация знаний.

Цель:

актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

  • Минутка чистописания

Прочитайте слова (слайд3). 

Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Какая пропущена буква?

- Какую работу выполняет мягкий знак в словах? (Слайд 4)

- Мы сейчас на минутке чистописания потренируемся писать мягкий знак, т.к. эта буква будет нас сопровождать весь урок. (Слайд5)

  • Тетрадь наклонно положу.
    Ручку правильно держу.
    За посадкою слежу.
    С чистотою я дружу,
    На «отлично» напишу.

Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают букву «ь»

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

  1. Постановка учебной задачи. Решение проблемной ситуации.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока.

(Слайд6) - Ребята, мы с вами знаем какую роль, выполняет мягкий знак в словах, я вам приготовила следующее задание. (Слайд7) Вставьте где нужно пропущенную букву.

В…юга, стул…я, варен…е, пен…, кон…, олен…, доч…, луч….

(Слайд 8)

- Смотрите, какая у нас возникла проблема со словами доч... и луч…, одни ребята считают, что нужно ставить мягкий знак в этих словах, а другие нет.

- А на какие буквы оканчиваются эти слова?

- Какие еще шипящие согласные вы знаете? (ш, ж, щ, ч)

- Скажите, а мы можем узнать, нужен ли мягкий знак или нет?

- Какую цель мы поставим перед собой? (Слайд 9)

- Прочитайте задачи, которые необходимо нам сегодня выполнить. (Слайд 10)

- Значит, какая тема нашего урока? (Слайд 11)

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Познавательные:

умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

уметь формулировать тему и цель урока.

  1. Решение учебной задачи.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного.

Работа в парах

- А для того чтобы приблизится к разгадке нашей проблемы, я вам предлагаю поработать в парах. Задание написано на листах. Читаете его внимательно и сообща выполняете.

-Проверим вашу работу. (Слайд12)

- Что заметили?

- Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем? (Слайд 13)

- Сравним с правилом в учебнике стр.31

 - Значит, когда у существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак?

Физминутка

- Вы, наверное, устали?

- Ну, тогда все дружно встали.

ЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ.

-Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова.

Если в слове есть мягкий знак, вы топаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой.

Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано - Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотрели в окно (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

Организует отдых.

Выполняют работу в парах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.

Выполняют упражнения.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

  1. Развитие умений применения нового знания.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Работа в группах.

- Давайте откроем учебник на стр.33, упр.57.

- Первая группа списывает слова, в которых надо ставить «ь», а вторая группа записывает слова без мягкого знака.

- Давайте проверим, зачитывает слова первая группа, вторая.

Проверяет понимание способа действия.

Выполняют задание

Регулятивные

планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии.

  1. Самостоятельная работа.

Цель: проверить навык усвоения новых знаний.

«Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь».

Игра «Покормите птиц зимой!»

- У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова. Вставьте где необходимо пропущенную букву, определите род у существительных: мощ.., стриж.., доч…, грач.., чиж..., ноч.., ёж.., финиш.., брош.., лож...

Поменяйтесь работами, проверьте у своих одноклассников. (Слайд 14)

Кто работу выполнил без ошибок, поместите птиц в кормушку, кто допустил ошибку – около кормушки.

- Что помогла выполнить работу без ошибок?

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся.

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Регулятивные:

выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

развивать операции мышления.

Коммуникативные:

осуществлять самоконтроль.

  1. Итог урока, рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности.

8. Домашнее задание.

- Вспомните, какая проблема была у нас вначале урока? (Слайд 15)

- Теперь мы можем вставить, где нужно мягкий знак? (Слайд16)

- Что нового мы узнали про мягкий знак?

-Оцените свою работу с помощью смайликов.

(Слайд 17)

Стр.33, упр.56

- Прочитайте скороговорку.

- Какие звуки в слова передают шуршание мышей?

- Дома вам необходимо списать и вставить пропущенные буквы?

- Спасибо за урок, мне очень приятно было с вами работать! (Слайд 18)

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством  учителя.

Личностные: способность  к самооценке.

Регулятивные:

оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Представлена технологическая карта урока русского языка  в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Открытый урок по русскому языку "МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПОВТОРЯЕМ И ОБОБЩАЕМ"

Данная разработка урока служит целью развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило....

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...