Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык, УМК « Школа России», 3 класс
Учитель: Нагорная Е.Н.
Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
- Познавательные
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
2. Развивающие
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
3. Воспитывающие
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Межпредметные связи: окружающий мир
Технологии, применяемые на уроке: элементы проблемного обучения, ИКТ, использование здоровьесберегающих методик, игровая технология.
Ресурсы для учителя:
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31,33
Ресурсы для учащихся:
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31
-карточки для работы в парах;
-картинки птиц;
-смайлики для рефлексии.
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | -Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, на нем присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с гостями. (Слайд2) Внимание! Проверь, дружок, -Садитесь ребята, -Откройте Ваши тетради. Запишите сегодняшнее число и Классная работа | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. |
Прочитайте слова (слайд3). Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я. - К какой части речи относятся эти слова? - Какая пропущена буква? - Какую работу выполняет мягкий знак в словах? (Слайд 4) - Мы сейчас на минутке чистописания потренируемся писать мягкий знак, т.к. эта буква будет нас сопровождать весь урок. (Слайд5)
| Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают букву «ь» | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока. | (Слайд6) - Ребята, мы с вами знаем какую роль, выполняет мягкий знак в словах, я вам приготовила следующее задание. (Слайд7) Вставьте где нужно пропущенную букву. В…юга, стул…я, варен…е, пен…, кон…, олен…, доч…, луч…. (Слайд 8) - Смотрите, какая у нас возникла проблема со словами доч... и луч…, одни ребята считают, что нужно ставить мягкий знак в этих словах, а другие нет. - А на какие буквы оканчиваются эти слова? - Какие еще шипящие согласные вы знаете? (ш, ж, щ, ч) - Скажите, а мы можем узнать, нужен ли мягкий знак или нет? - Какую цель мы поставим перед собой? (Слайд 9) - Прочитайте задачи, которые необходимо нам сегодня выполнить. (Слайд 10) - Значит, какая тема нашего урока? (Слайд 11) | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. | Познавательные: умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать тему и цель урока. |
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного. | Работа в парах - А для того чтобы приблизится к разгадке нашей проблемы, я вам предлагаю поработать в парах. Задание написано на листах. Читаете его внимательно и сообща выполняете. -Проверим вашу работу. (Слайд12) - Что заметили? - Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем? (Слайд 13) - Сравним с правилом в учебнике стр.31 - Значит, когда у существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак? Физминутка - Вы, наверное, устали? - Ну, тогда все дружно встали. ЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ. -Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова. Если в слове есть мягкий знак, вы топаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано - Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотрели в окно (считать до 5). Повторить 4-5 раз. | Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило. Организует отдых. | Выполняют работу в парах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. Выполняют упражнения. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. |
Цель: закрепить знания, полученные на уроке. | Работа в группах. - Давайте откроем учебник на стр.33, упр.57. - Первая группа списывает слова, в которых надо ставить «ь», а вторая группа записывает слова без мягкого знака. - Давайте проверим, зачитывает слова первая группа, вторая. | Проверяет понимание способа действия. | Выполняют задание | Регулятивные планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии. |
Цель: проверить навык усвоения новых знаний. | «Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь». Игра «Покормите птиц зимой!» - У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова. Вставьте где необходимо пропущенную букву, определите род у существительных: мощ.., стриж.., доч…, грач.., чиж..., ноч.., ёж.., финиш.., брош.., лож... Поменяйтесь работами, проверьте у своих одноклассников. (Слайд 14) Кто работу выполнил без ошибок, поместите птиц в кормушку, кто допустил ошибку – около кормушки. - Что помогла выполнить работу без ошибок? | Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся. | Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания. | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: развивать операции мышления. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль. |
Цель: оценить результаты учебной деятельности. 8. Домашнее задание. | - Вспомните, какая проблема была у нас вначале урока? (Слайд 15) - Теперь мы можем вставить, где нужно мягкий знак? (Слайд16) - Что нового мы узнали про мягкий знак? -Оцените свою работу с помощью смайликов. (Слайд 17) Стр.33, упр.56 - Прочитайте скороговорку. - Какие звуки в слова передают шуршание мышей? - Дома вам необходимо списать и вставить пропущенные буквы? - Спасибо за урок, мне очень приятно было с вами работать! (Слайд 18) | Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя. | Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...
Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"
Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...
технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....
Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Представлена технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по...
Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....
Открытый урок по русскому языку "МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПОВТОРЯЕМ И ОБОБЩАЕМ"
Данная разработка урока служит целью развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило....
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...