Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бардышева Марина Вадимовна

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_posle_shipyashchih.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак (ь) после шипящих на конце   имён существительных  женского рода.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой – правописанием мягкого знака на конце имён существительных женского рода после шипящих.

Задачи: учить определять род имён существительных; показать новую функцию мягкого знака – грамматическую; упражнять в написании слов с новой орфограммой; развивать связную речь; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять род имён существительных; учащиеся получат возможность научиться обосновывать написание слов с новой орфограммой, выстраивать логическую цепочку рассуждений; работать в паре и группе; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: учебник, электронное приложение к учебнику, толковый словарь, карточки с загадками, задания на карточках для групповой работы, изображение калача.

Ход урока.

1 Оргмомент. 

         Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

2. Каллиграфическая минутка. Письмо росчерков.

3. Актуализация знаний. Какие буквы спрятались в росчерках? Какие звуки они обозначают? Это согласные или гласные? Чем похожи согласные звуки [ж ] [ш ] [ч`] [щ`]? (они шипящие). Чем различаются? (всегда твёрдые [ж ] и [ш ], всегда мягкие [ч`]  и [щ`]).

4. Словарная работа.  Прочитайте, ребятки, загадки, по родам запишите отгадки.                                        

                                       Проверка – по эталону на доске:

 м.р. (портфель, картофель)        ж.р. (кровать, сирень)        ср.р. (пальто, воскресенье)

Какая интересная буква есть во всех словах? (ь). Какую роль мягкий знак играет в слове воскресенье? (разделяет согласный и гласный). Какую роль он играет во всех остальных словах? (обозначает мягкость согласных).

5. Сообщение темы урока.  Мы повторили две функции мягкого знака в русском языке, сегодня узнаем ещё один его секрет, познакомимся с новой орфограммой.

6. Работа по теме урока.

  • Наблюдаем над именами существительными с буквами шипящих на конце.

Учебник с 13 упр 17 Как выполнить задание? Какого рода бывают существительные? Три ученика поработают на доске. Что заметили?

нет существительных ср.р.; у сущ. м.р. нет мягкого знака на конце, а у сущ. ж.р. есть

Какой вывод можете сделать? Сравним наш вывод с информацией в учебнике («узелки на память» с 13) + электронное приложение к учебнику отрывки 1 и 2.                                                      

  • Обсуждаем способ действия.

1 Если слово заканчивается на шипящий, определи часть речи.

2 Если это имя существительное, определи род.        

3 Если это существительное женского рода, пиши ь.

  А если не знаешь, какого рода имя существительное? (уточни в словаре).

  • Упражняемся в написании слов с новой орфограммой.

Узнайте слово по его толкованию, объясните написание.

- ювелирное изделие, прикалываемое на одежду брошь                       

- густая непрозрачная акварельная краска гуашь

           -  что за рыба? (картинки) ёрш лещ

                                                       Физкульминутка.

Кот учёный тоже продиктует вам слова с новой орфограммой. Кто сможет объяснить написание и напечатать слова без ошибок?

1 : врач  помощь  шалаш  ложь  малыш

2 : фарш  плащ  речь  молодёжь  скрипач

Учебник с 14 упр 21 Что нужно сделать? (прочитать пословицы, объяснить их смысл, списать, вставить, где нужно, мягкий знак).

Как понимаете первую пословицу? О чём вторая мудрая мысль?  Как понимаете третью пословицу?

Знакомо ли вам слово калач? (фото на слайде) Уточним его значение в толковом словаре.

Кал’ач, -а, мужской род. Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой. Калачом не заманишь кого-нибудь куда-нибудь (не заманишь никаким способом; разговорн.).
• Тёртый калач (разговорн.) об опытном, видавшем виды человеке.
уменьшительное существительное калачик, -а, мужской род.
• Лечь (свернуться) калачиком (разговорн.) лечь, согнувшись, в комок, комочком.
прилагательное калачный, -ая, -ое. Калачное тесто. Калачный \шн \ ряд (хлебные торговые прилавки; устарелое). С суконным рылом в калачный ряд (поговорка о том, кто пытается занять неподобающее ему место).

Минутка открытий. Тесто для калача долго мяли («тёрли») руками на льду, и изделие получалось пышным, с большими пустотами внутри. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика»,  поджаристой, хрустящей «губы» и «ручки» или «дужки» (в древности называлось «перевясло»). Каждая часть отличается своим вкусом.

О чём четвёртая пословица? Согласны ли вы с пятой пословицей?

Запишите понравившуюся пословицу.

Проверка: В каких словах встретилась новая орфограмма? Как рассуждали?

Взаимопроверка: Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Оцените работу карандашом на полях по 5-балльной системе. Есть ли отличные результаты? Кто допустил ошибки? Кто не согласен с оценкой товарища?

Следующее задание для работы в группах. Каждая группа получает конверт

Исправьте ошибки в тексте.

У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ноч и солнечный луч, золотую рож и нежный белый ландыш. Чудесная вещ!

Выполнение.

Проверка: Что вы должны были сделать? Как рассуждали? Справились ли с заданием?

Самостоятельная работа. (карточки 5 слов)

Резерв. Подберите к словам синонимы с шипящим на конце.

сила – мощь   родник – ключ   ерунда, глупость, чепуха – чушь

             

7. Итог урока. С какой новой орфограммой познакомились на уроке? Какой алгоритм разработали? Какое задание было интересно выполнять?  

8. Домашнее задание. учебник с 13 упр 18 выберите степень сложности задания. Простое задание – списать слова, вставить мягкий знак. Задание повышенной сложности – записать словосочетания, вставить мягкий знак.

9. Рефлексия. Что должны были сделать за 45 минут урока? (познакомиться с новой орфограммой) Выполнили мы эту задачу? Приём «светофор». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...