Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak_posle_shipyashchih.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой – правописанием мягкого знака на конце имён существительных женского рода после шипящих.
Задачи: учить определять род имён существительных; показать новую функцию мягкого знака – грамматическую; упражнять в написании слов с новой орфограммой; развивать связную речь; прививать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять род имён существительных; учащиеся получат возможность научиться обосновывать написание слов с новой орфограммой, выстраивать логическую цепочку рассуждений; работать в паре и группе; контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование: учебник, электронное приложение к учебнику, толковый словарь, карточки с загадками, задания на карточках для групповой работы, изображение калача.
Ход урока.
1 Оргмомент.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
2. Каллиграфическая минутка. Письмо росчерков.
3. Актуализация знаний. Какие буквы спрятались в росчерках? Какие звуки они обозначают? Это согласные или гласные? Чем похожи согласные звуки [ж ] [ш ] [ч`] [щ`]? (они шипящие). Чем различаются? (всегда твёрдые [ж ] и [ш ], всегда мягкие [ч`] и [щ`]).
4. Словарная работа. Прочитайте, ребятки, загадки, по родам запишите отгадки.
Проверка – по эталону на доске:
м.р. (портфель, картофель) ж.р. (кровать, сирень) ср.р. (пальто, воскресенье)
Какая интересная буква есть во всех словах? (ь). Какую роль мягкий знак играет в слове воскресенье? (разделяет согласный и гласный). Какую роль он играет во всех остальных словах? (обозначает мягкость согласных).
5. Сообщение темы урока. Мы повторили две функции мягкого знака в русском языке, сегодня узнаем ещё один его секрет, познакомимся с новой орфограммой.
6. Работа по теме урока.
- Наблюдаем над именами существительными с буквами шипящих на конце.
Учебник с 13 упр 17 Как выполнить задание? Какого рода бывают существительные? Три ученика поработают на доске. Что заметили?
нет существительных ср.р.; у сущ. м.р. нет мягкого знака на конце, а у сущ. ж.р. есть
Какой вывод можете сделать? Сравним наш вывод с информацией в учебнике («узелки на память» с 13) + электронное приложение к учебнику отрывки 1 и 2.
- Обсуждаем способ действия.
1 Если слово заканчивается на шипящий, определи часть речи.
2 Если это имя существительное, определи род.
3 Если это существительное женского рода, пиши ь.
А если не знаешь, какого рода имя существительное? (уточни в словаре).
- Упражняемся в написании слов с новой орфограммой.
Узнайте слово по его толкованию, объясните написание.
- ювелирное изделие, прикалываемое на одежду брошь
- густая непрозрачная акварельная краска гуашь
- что за рыба? (картинки) ёрш лещ
Физкульминутка.
Кот учёный тоже продиктует вам слова с новой орфограммой. Кто сможет объяснить написание и напечатать слова без ошибок?
1 : врач помощь шалаш ложь малыш
2 : фарш плащ речь молодёжь скрипач
Учебник с 14 упр 21 Что нужно сделать? (прочитать пословицы, объяснить их смысл, списать, вставить, где нужно, мягкий знак).
Как понимаете первую пословицу? О чём вторая мудрая мысль? Как понимаете третью пословицу?
Знакомо ли вам слово калач? (фото на слайде) Уточним его значение в толковом словаре.
Кал’ач, -а, мужской род. Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой. Калачом не заманишь кого-нибудь куда-нибудь (не заманишь никаким способом; разговорн.).
• Тёртый калач (разговорн.) об опытном, видавшем виды человеке.
уменьшительное существительное калачик, -а, мужской род.
• Лечь (свернуться) калачиком (разговорн.) лечь, согнувшись, в комок, комочком.
прилагательное калачный, -ая, -ое. Калачное тесто. Калачный \шн \ ряд (хлебные торговые прилавки; устарелое). С суконным рылом в калачный ряд (поговорка о том, кто пытается занять неподобающее ему место).
Минутка открытий. Тесто для калача долго мяли («тёрли») руками на льду, и изделие получалось пышным, с большими пустотами внутри. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика», поджаристой, хрустящей «губы» и «ручки» или «дужки» (в древности называлось «перевясло»). Каждая часть отличается своим вкусом.
О чём четвёртая пословица? Согласны ли вы с пятой пословицей?
Запишите понравившуюся пословицу.
Проверка: В каких словах встретилась новая орфограмма? Как рассуждали?
Взаимопроверка: Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Оцените работу карандашом на полях по 5-балльной системе. Есть ли отличные результаты? Кто допустил ошибки? Кто не согласен с оценкой товарища?
Следующее задание для работы в группах. Каждая группа получает конверт
Исправьте ошибки в тексте. У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ноч и солнечный луч, золотую рож и нежный белый ландыш. Чудесная вещ! |
Выполнение.
Проверка: Что вы должны были сделать? Как рассуждали? Справились ли с заданием?
Самостоятельная работа. (карточки 5 слов)
Резерв. Подберите к словам синонимы с шипящим на конце.
сила – мощь родник – ключ ерунда, глупость, чепуха – чушь
7. Итог урока. С какой новой орфограммой познакомились на уроке? Какой алгоритм разработали? Какое задание было интересно выполнять?
8. Домашнее задание. учебник с 13 упр 18 выберите степень сложности задания. Простое задание – списать слова, вставить мягкий знак. Задание повышенной сложности – записать словосочетания, вставить мягкий знак.
9. Рефлексия. Что должны были сделать за 45 минут урока? (познакомиться с новой орфограммой) Выполнили мы эту задачу? Приём «светофор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
Презентация к уроку по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Презентация соответствует размещенному по данной теме уроку...
Конспект урока с презентацией по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"
Конспект урока....
Конспект урока с презентацией по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"
Конспект урока....
Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода» Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...