Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s_aktivnoy_otsenkoy.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
Урок с использованием метода активной оценки
МБОУ СОШ № 137 г. Новосибирск.
Кокорина С.М.
учитель начальных классов
Опора учащихся на ранее приобретенные знания: умение различать части речи, знания о значимых частях слова, определение орфограмм, умение определять морфологические признаки имен существительных
^ Цели урока:
- Создать условия для формирования представления о написании ь знака после шипящих у имен существительных, навыка определения слов с данной орфограммой, способов проверки;
- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса обучающихся, развитию связной речи;
- прививать интерес к изучению русского языка.
Цели урока для учащихся:
После сегодняшнего урока вы сможете:
- находить слова с мягким знаком после шипящих у имен существительных;
- узнать морфологические признаки, которые необходимо определять для правильного правописания орфограммы.
- научиться способам проверки, с помощью алгоритма.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Русский язык: учеб. для 3 класса Канакина , карточки с именами (фамилиями) учеников, карандаши зеленого и красного цветов, карточки желтого (НАШТОБУЗУ №1) и белого цветов (НАШТОБУЗУ №2), карточки с заданием для самостоятельной работы, сигнальные (цветовые) карточки, толковый словарь.
^ НАШТОБУЗУ №1 (что ученики должны уметь к концу урока):
- Знаю, как пишутся имена существительные с шипящим согласным на конце слова.
- Знаю морфологические признаки имен существительных.
- Умею работать по алгоритму.
Ход урока:
- Интеллектуально-мотивационная разминка.
- Ребята, на доске записан девиз нашего урока:
Человек без знаний, что птица без крыльев.
Как вы понимаете эту пословицу?
- Подберите еще пословицы и поговорки, которые на ваш взгляд, по смыслу наиболее подходят к девизу урока.
2. Чистописание.
- Определите слово, которое мы сегодня будем каллиграфически прописывать на минутке чистописания: это слово обозначает предмет живой природы, отвечает на вопрос кто?, мужского рода, трехсложное и не является главным членом предложения (человек).
- На второй строке запишите слово с разделительным мягким знаком (крылья)
- Я желаю вам, ребята, чтобы эта пословица стала девизом не только сегодняшнего нашего урока, но и всей вашей жизни. А на уроке желаю вам хорошего рабочего настроения. А теперь и вы выскажите друг другу пожелания (2-3 ученика вытягивают палочки с именами одноклассников и дают им советы и напутствия).
- Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, Предлагаю вам поиграть в сыщиков.
- Прочитайте слова, записанные на доске, мысленно вставляя, если это нужно, пропущенные буквы:
Крыл…я, рол…, реч…, дерев…я, метел…, мыш…, стат…я, коп…ё, сирен…, т…ма, глуш…, ноч…,
- - Что общего у данных слов? (Ответы учащихся ответов учеников.)
- Чем отличаются слова? (Ответы учащихся)
- Какие слова, и по каким признакам можно исключить из ряда слов?
Двое учащихся у доски вставляют пропущенные буквы (выбор учащихся с помощью палочек с именами). Остальные учащиеся работают самостоятельно.
Проверка (можно фронтально или взаимопроверка).
- Мы должны оставить на доске только те слова, в правописании которых мы сомневаемся.
- Что вы можете сказать про данные слова? (Любые предположения детей.)
- Какой общий признак у этих слов?
- Возможно, вы что-то заметили? Поделитесь своими наблюдениями.
- Правильно! Все эти слова имена существительные, женского рода и оканчиваются на шипящий звук.
- Мы можем сделать вывод прямо сейчас?
- Мы должны разобраться в этом вопросе, ведь существуют и другие существительные, которые тоже оканчиваются на шипящий согласный звук.
- Предлагаю воспользоваться карточкой, которая находится у вас на партах и с помощью цветных карандашей подчеркнуть слова с мягким знаком после шипящих – красным, а без мягкого знака – зеленым.
Грош, камыш, ключ, дочь, завуч, сторож, кирпич, матч, ералаш, дичь, тишь, стриж, печь, полночь, мякиш, сушь, меч, тушь, пустошь, москвич, шалаш,, муж, чиж, мелочь, брошь, ткач, мяч, гуляш, луч, смерч, репортаж, течь, корж, скрипач, страж, лещ, роскошь, речь, плач, ёрш, марш, борщ, царевич., Можем ли мы сейчас сделать вывод?
- Молодцы! Я предлагаю проверить совпадает ли наш вывод с выводом в нашем учебнике
Работа над темой урока.
Прочитайте в карточке желтого цвета (^ НАШТОБУЗУ №1) то, что вам уже стало известным, и что еще предстоит узнать на уроке в дальнейшем.
Дрож.., нож…, врач…, вещ…, гараж…, пейзаж…, рож…, чертёж…, глуш.., фарш…, ландыш…, трубач…, циркач…, мыш…, экипаж…, упряж…, плащ…, душ…, калач…, богач…, ноч…, лож…, малыш…, помощ…, грач…, манеж…, молодёж…, , багаж…, товарищ….
Физминутка
Открытие детьми нового знания. (Работа в группах)
- Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав схематично.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите грамматические значения слов.
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
- Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мышь.
Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.
- Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).
- Как это показать схемой?
- Нам необходимо составить совместный план действий – алгоритм.
Обсуждение.
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).
^ НАШТОБУЗУ №2 (карточка белого цвета):
- Найти слова с шипящим согласным на конце слова.
- Вставить и подчеркнуть ь знак
- Если сможешь, то приведи пример еще 2-х слов с ь знаком после шипящих
- Желаю удачи!
Взаимопроверка по карточке ^ НАШТОБУЗУ №2 (сигнальные карточки: зеленая – задание выполнено правильно, желтая – допущена 1ошибка, красная – несколько ошибок).
- Ключевой вопрос по теме урока.
Что надо знать, чтобы правильно написать слово с шипящей на конце слова?
Тест (самостоятельная работа)
1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова;
в) после приставок между согласными;
2. Разделительный мягкий знак пишется…
а) между согласной и гласной в корне слова;
б) между двумя согласными;
в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
3. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется мягкий знак;
б) пишется мягкий знак.
5. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самооценка.
Д/З
Найти загадки, чтобы отгадками были слова с шипящими согласными на конце для книжки загадок с изученными орфограммами.
6. Рефлексия.
Отметьте в карточке (НАШТОБУЗУ №1) карандашом зеленого цвета те вопросы, которые у вас не вызывают сомнений по теме нашего урока, а в которых вы затрудняетесь – красным.
Обменяйтесь карточками и просмотрите их. Спросите у соседа, возможно, он сможет вам доступно пояснить то, что вам непонятно.
Просигнализируйте, если сегодня на уроке я все понял – зеленый цвет;
не понял или затрудняюсь – желтый;
нуждаюсь в помощи друга или учителя в некоторых вопросах – красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
Урок русского языка в з классе "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся....
урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век
на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....
Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...
Урок русского языка в 4 классе " Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных".
Урок по программе "Школа 2100"...
технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»
Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...