Повторение правописания суффиксов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
1. Расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы;
2. Создать условия для формирования умения пользоваться справочной литературой (словарями);
3. Закрепить умение в правописании слов с изученными орфограммами;
4. Развить умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассника, работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoryaem_pravopisanie_suffiksov.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВТОРЯЕМ ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ.
3 КЛАСС. Урок с элементами исследовательской деятельности.
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Технология: на деятельной основе.
Системе обучения: традиционная.
Цели и задачи урока:
- Расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы;
- Создать условия для формирования умения пользоваться справочной литературой (словарями);
- Закрепить умение в правописании слов с изученными орфограммами;
- Развить умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассника, работать в команде.
Оборудования урока:
- памятки – опоры (разбор слов по составу, правописание суффиксов –онок-, -ёнок-, -ик-, -ек-, -ость- (алгоритм);
- конверты разных цветов (красного, желтого, зеленого) по 1 каждого цвета;
- карточки для игры «Вертушка»;
- схемы предложения;
- схемы слова;
- толковый словарь (3 книги);
- сборники пословиц и поговорок (2 книги);
- словарь-раскладушка.
Х О Д У Р О К А
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
| ||||
Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | ||||
| ||||
На доске запись: Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. Р. Декарт | ||||
- Сегодня урок русского языка мне хочется начать с высказывания древнегреческого философа Декарта. Посмотрите на доску. Как вы понимаете смысл данных слов? | Высказывания учащихся. - Нужно не только иметь хорошие знания, но и уметь ими пользоваться, применять их на деле. | |||
| ||||
- Запишите слово мудрый в тетрадь. Какое задание можно выполнить с этим словом? | - Можно выполнить фонетический разбор данного слова. - Можно подобрать синонимы к этому слову. - Можно разобрать по составу это слово. - Можно подобрать к этому слову группу однокоренных слов. | |||
- Здорово, что вы предложили столько интересных заданий. Давайте подберем группу однокоренных слов к слову мудрый. | Учащиеся предлагают слова, записывая их на доске и в тетрадях, выполняют разбор слов по составу, называют способ образования слов. Мудрый, мудрость, мудрец, мудрить. | |||
- Почему данные слова называются однокоренными? | Эти слова однокоренные, т.к. у них одинаковый корень – мудр, - и они близкие по значению. | |||
- У вас на столе лежит толковый словарь и карточка с записанным словом, значение которого нужно узнать. | Дети работают в 3 группах по 4 человека. 1 стол – слово мудрость, 2 стол – мудрый, 3 стол – мудрец. | |||
У нас есть задание и для родителей. Постарайтесь вспомнить поговорки, в которых встречается слово мудрость. При необходимости обращайтесь к приготовленным для вас книгам. | Для родителей приготовлены сборники пословиц и поговорок. | |||
Давайте послушаем, что интересного вы узнали о словах. | Мудрость означает глубокий ум, основанный на жизненном опыте. Мудрый – это значит, обладающий большим умом. Мудрец – это мудрый старец. | |||
- Какие поговорки вспомнили взрослые? | Мы вспомнили такие высказывания, как: Утро вечера мудренее. Не мудрствуя лукаво. На всякого мудреца довольно простоты и т.д. | |||
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым? | Ученики высказывают свое мнение. - Я думаю, что сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а мы еще молоды, нам предстоит многое узнать и многому научиться. | |||
- Я с вами согласна. Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости. | ||||
| ||||
На доске запись: Онокаоиеядругнекикёнокость | ||||
- Эта запись – бессмысленный набор букв. Будьте внимательны и постарайтесь переписать эту цепочку без ошибок. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? | - Мы можем: - вычеркнуть буквы гласных; - вычеркнуть только буквы согласных; - подчеркнуть гласные, зачеркнуть согласные; - вычеркнуть определенную букву; - собрать из букв слова; - выполнить задание «Что увидели?» и т.п. | |||
- А что интересного вы увидели? Онокаоиеядругнекикёнокость | Высказывание учащихся Я увидел: - суффикс – онок-; - гласные, которые в некоторых словах могут быть безударными; - целое слово – друг; - суффикс –н-; - суффикс –ек-; - суффикс –ик-; - суффикс –ёнок-; - суффикс –ость-; | |||
- Как вы думаете, с какими темами мы встретимся на уроке? | - Мы встретимся с темой «Безударные гласные в корне». - Мы встретимся с темой «Суффиксы». - Мы встретимся с темой «Состав слова». | |||
-Определите основную тему урока. | - Основная тема урока: Правописание суффиксов, или повторяем суффиксы. | |||
- Чем бы вам хотелось заняться на уроке? | Учащиеся перечисляют интересные для них виды работ. | |||
-Многие виды работ из тех, что вы назвали, будут у нас сегодня на уроке, а с другими мы встретимся на следующих уроках русского языка. | ||||
| ||||
- А сейчас орфографическая минутка – выборочный диктант с непроверяемыми безударными гласными в корне. Внимание! Задание! Из слов, которые я буду диктовать, нужно выбрать и записать только те, которые относятся к определенной теме. 1 группа – тема: Животные. 2 группа – тема: Растения. 3 группа – тема : Птицы. Собака, орех, сорока, ворона, лисица, осина, петух, береза, медведь, воробей, заяц, пшеница. | Дети записывают в тетрадях: 1 группа: Собака, лисица, медведь, заяц. 2 группа: Орех, осина, береза, пшеница. 3 группа: Сорока, ворона, петух, воробей. Самопроверка по опоре. | |||
-Что общего у всех слов? | -Это словарные слова. - Все слова по одной теме. -Все записанные слова – имена существительные. | |||
- Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор. | - Я считаю, что лишнее слово собака, т.к. это домашнее животное, а не дикое. -Лишним является слово пшеница, потому что злаковая культура, а не дерево. -Слово петух лишнее, т.к. обозначает домашнюю птицу. Учащиеся из групп жестом соглашаются или опровергают ответ товарища. | |||
Во время словарной работы всего класса, 1 учащиеся у доски подбирает однокоренные слова к слову друг. | Работа у доски: Друг, дружный, дружба, дружок, дружить. | |||
- А теперь давайте посмотрим на работу, которую выполнял у доски… | - Мне нужно было подобрать однокоренные слова к слову друг. Я записал … Эти слова однокоренные, т.к. …Я заметил, что в словах друг, дружок произошло чередование г // ж. | |||
-Что вы скажите о его работе? | - У тебя эта работа получилась. | |||
-Ребята, что нужно изменить у слова дружок, чтобы оно писалось с большой буквы? | -Нужно изменить его значение, т.е. сделать его именем собственным, кличкой животного. Например, собака Дружок. | |||
-Я приготовила для вас 3 задания на схемах со словосочетанием собака Дружок. 1) _____________? 2) ________________,_____,_________. 3) ___________ и _____________. | Нужно 1 Составить вопросительное предложение. 2 Составить предложение с однородными подлежащими. 3 Составить предложение с однородными определениями, соединенными союзом и. | |||
- Выберите одно задание и выполните его. | Варианты ответов: -Твою собаку зовут Дружок? -Собаки Дружок, Чарли, Джек весело резвились на лужайке. -Собака Дружок была лохматой и грязной | |||
Запись самого удачного предложения в тетради. | ||||
-Что мы вспомнили и повторили на орфографической минутке? | -Мы повторили словарные слова, находили лишнее слово в группе слов, однокоренные слова, правописание имен собственных, составляли предложения различные по структуре и целям высказывания. | |||
| ||||
-Образуйте от слова дружок с помощью суффикса –ек- новое слово. | На доске ученик записывает: Дружок + ек + дружокек Такого слова нет. Есть слово дружочек. | |||
-Верно. Что же произошло? | Суффикс -ок- превратился в суффикс –оч-. Произошло чередование звуков [к] - [ч] | |||
-Попробуйте объяснить, когда это происходит. | -Если в слове после суффикса -ок- появляется суффикс -ек-, то -ок- превращается в -оч- | |||
Давайте проверим свои выводы по учебнику на стр.18 | Чтение правила учащимся. | |||
Верны ли наши выводы? | - Да, верны. | |||
-Давайте поупражняемся в применении этого правила. Учебник, стр.18, упр.№2. | -Нужно составить и записать 10 слов, используя суффиксы –ек-, -ок-. | |||
-Будем работать с комментированием по цепочке (Вариант 2. Записывают только слова, в которых будет 2 суффикса). | -Сыр + суффикс –ок- пишу сырок, выделяю суффикс –ок-, ставлю, и т.д. | |||
-Итак, что нового вы узнали о суффиксе-ок-? | - Суффикс –ок-, как только у него появляется сосед суффикс –ек-, превращается в –оч-, происходит чередование звуков [к] - [ч]. Например, дружок – дружочек, блинок – блиночек. | |||
| ||||
-Сегодня мы повторяем тему «Словообразование» в игре «Вертушка». Право тянуть конверт с заданием сегодня продается на аукционе. Лот нашего аукциона - … (схема слова). | -Это слова, у которых 2 корня. Они образованы путем сложения. | |||
Для аукциона приглашаются 3 родителя вести счет. Объявляются правила аукциона.
(Домашнее задание для детей и родителей – вспомнить и записать сложные слова, подходящие к данной схеме). | По итогам аукциона определяются ученики, занявшие 1,2 и 3 места и распределяются конверты с заданием: 1 место – выбор 1 из 3; 2 место – выбор 1 из 2; 3 место – оставшийся конверт. | |||
Конверты отличаются цветом: - красный – сложный вариант; - желтый – средний вариант; - зеленый – легкий вариант. В конвертах карточки 2,3,4 карточки отличаются содержанием. | ||||
После того, как конверты получены и задания разложены, учитель напоминает о том, что передвижение происходит почасовой стрелке. На задание отведено … мин. Когда работа закончена, учащиеся на полях ставят пометки: | «+» - если уверены, что задание выполнено верно; «?» - если сомневаются или долго думали над выполнением задания; «-» - если не знают, как его выполнять. | |||
-Вам понравилась работа в группе? -Кто остался доволен своей работой? Что кому было трудновато? -Мы обязательно включим такие задание для отработки в другие уроки. -Что нужно делать, чтобы не допускать таких ошибок? -Насколько верно выполнена работа, я проверю сами позже. (Учитель проверяет и составляет диагностическую таблицу с целью планирования дальнейшей работы). | Ученики отвечают на вопросы учителя. | |||
| ||||
Домашнее задание по русскому языку сегодня состоит из нового правила и упражнения в подборе слов с суффиксами –ик-, -ек-, -ок-. Для желающих углубить, улучшить свои знания, стать более грамотными приготовлены конверты с заданиями по разным темам. Право выбора остается за вами. | ||||
| ||||
-Какие задания на уроке понравились? Кто доволен своей работой? Мне понравилось работать с вами. Спасибо за урок. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Правописание суффиксов онок, ёнок""
"Правописание суффиксов онок, ёнок""...
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»Урок русского языка в 3 классеЦели:познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;учить делать умо...
Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"
Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в сл...
Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".
Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....
Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...