Повторение правописания суффиксов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Орехова Лариса Анатольевна

1.    Расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы;
2.    Создать условия для формирования умения пользоваться справочной литературой (словарями);
3.    Закрепить умение в правописании слов с изученными орфограммами;
4.    Развить умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассника, работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoryaem_pravopisanie_suffiksov.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРЯЕМ ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ.

3 КЛАСС. Урок с элементами исследовательской деятельности.

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Технология: на деятельной основе.

Системе обучения: традиционная.

Цели и задачи урока: 

  1. Расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы;
  2. Создать условия для формирования умения пользоваться справочной литературой (словарями);
  3. Закрепить умение в правописании слов с изученными орфограммами;
  4. Развить умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассника, работать в команде.

Оборудования урока: 

- памятки – опоры (разбор слов по составу, правописание суффиксов –онок-, -ёнок-, -ик-,    -ек-, -ость- (алгоритм);

- конверты разных цветов (красного, желтого, зеленого) по 1 каждого цвета;

- карточки для игры «Вертушка»;

- схемы предложения;

- схемы слова;

- толковый словарь (3 книги);

- сборники пословиц и поговорок (2 книги);

- словарь-раскладушка.

Х О Д   У Р О К А

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Оргмомент

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Начало урока

На доске запись:

Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять.

                 Р. Декарт

- Сегодня урок русского языка мне хочется начать с высказывания древнегреческого философа Декарта. Посмотрите на доску. Как вы понимаете смысл данных слов?

Высказывания учащихся.

- Нужно не только иметь хорошие знания, но и уметь ими пользоваться, применять их на деле.

  1. Минутка развития + орфографическая минутка

- Запишите слово мудрый в тетрадь. Какое задание можно выполнить с этим словом?

- Можно выполнить фонетический разбор данного слова.

- Можно подобрать синонимы к этому слову.

- Можно разобрать по составу это слово.

- Можно подобрать к этому слову группу однокоренных слов.

- Здорово, что вы предложили столько интересных заданий. Давайте подберем группу однокоренных слов к слову  мудрый.

Учащиеся предлагают слова, записывая их на доске и в тетрадях, выполняют разбор слов по составу, называют способ образования слов.

Мудрый, мудрость, мудрец, мудрить.

- Почему данные слова называются  однокоренными?

Эти слова однокоренные, т.к. у них одинаковый корень – мудр, - и они близкие по значению.

- У вас на столе лежит толковый словарь и карточка с записанным словом, значение которого нужно узнать.

Дети работают в 3 группах по 4 человека.

1 стол – слово мудрость,

2 стол – мудрый,

3 стол – мудрец.

У  нас есть задание и для родителей. Постарайтесь вспомнить поговорки, в которых встречается слово мудрость. При необходимости обращайтесь к приготовленным для вас книгам.

Для родителей приготовлены сборники пословиц и поговорок.

Давайте послушаем, что интересного вы узнали о словах.

Мудрость означает глубокий ум, основанный на жизненном опыте.

Мудрый – это значит, обладающий большим умом.

Мудрец – это мудрый старец.

- Какие поговорки вспомнили взрослые?

Мы вспомнили такие высказывания, как:

Утро вечера мудренее.

Не мудрствуя лукаво.

На всякого мудреца довольно простоты и т.д.

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

Ученики высказывают свое мнение.

- Я думаю, что сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а мы еще молоды, нам предстоит многое узнать и многому научиться.

- Я с вами согласна. Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

  1. Изучение темы урока

 На доске запись: Онокаоиеядругнекикёнокость

- Эта запись – бессмысленный набор букв. Будьте внимательны и постарайтесь переписать эту цепочку без ошибок.

Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв?

- Мы можем:

- вычеркнуть буквы гласных;

- вычеркнуть только буквы согласных;

- подчеркнуть гласные, зачеркнуть согласные;

- вычеркнуть определенную букву;

- собрать из букв слова;

- выполнить задание «Что увидели?» и т.п.

- А что интересного вы увидели? Онокаоиеядругнекикёнокость

Высказывание учащихся

Я увидел:

- суффикс – онок-;

- гласные, которые в некоторых словах могут быть безударными;

- целое слово – друг;

- суффикс –н-;

- суффикс –ек-;

- суффикс –ик-;

- суффикс –ёнок-;

- суффикс –ость-;

- Как вы думаете, с какими темами мы встретимся на уроке?

- Мы встретимся с темой «Безударные гласные в корне».

- Мы встретимся с темой «Суффиксы».

- Мы встретимся с темой «Состав слова».

-Определите основную тему урока.

- Основная тема урока: Правописание суффиксов, или повторяем суффиксы.

- Чем бы вам хотелось заняться на уроке?

Учащиеся перечисляют интересные для них виды работ.

-Многие виды работ из тех, что вы назвали, будут у нас сегодня на уроке, а с другими мы встретимся на следующих уроках русского языка.

  1. Орфографическая минутка

- А сейчас орфографическая минутка – выборочный диктант с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Внимание! Задание!

Из слов, которые я буду диктовать, нужно выбрать и записать только те, которые относятся к определенной теме.

1 группа – тема: Животные.

2 группа – тема: Растения.

3 группа – тема : Птицы.

Собака, орех, сорока, ворона, лисица, осина, петух, береза, медведь, воробей, заяц, пшеница.

Дети записывают в тетрадях:

1 группа: Собака, лисица, медведь, заяц.

2 группа: Орех, осина, береза, пшеница.

3 группа: Сорока, ворона, петух, воробей.

Самопроверка по опоре.

-Что общего у всех слов?

-Это словарные слова.

- Все слова по одной теме.

-Все записанные слова – имена существительные.

- Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

- Я считаю, что лишнее слово собака, т.к. это домашнее животное, а не дикое.

-Лишним является слово пшеница, потому что злаковая культура, а не дерево.

-Слово петух лишнее, т.к. обозначает домашнюю птицу.

Учащиеся из групп жестом соглашаются или опровергают ответ товарища.

Во время словарной работы всего класса, 1 учащиеся у доски подбирает однокоренные слова к слову друг.

Работа у доски:

Друг, дружный, дружба, дружок, дружить.

- А теперь давайте посмотрим на работу, которую выполнял у доски…

- Мне нужно было подобрать однокоренные слова к слову друг. Я записал … Эти слова однокоренные, т.к. …Я заметил, что в словах друг, дружок произошло чередование г // ж.

-Что вы скажите о его работе?

- У тебя эта работа получилась.

-Ребята, что нужно изменить у слова дружок, чтобы оно писалось с большой буквы?

-Нужно изменить его значение, т.е. сделать его именем собственным, кличкой животного. Например, собака Дружок.

-Я приготовила для вас 3 задания на схемах со словосочетанием собака Дружок.

1) _____________?

2) ________________,_____,_________.

3) ___________ и _____________.

Нужно

1 Составить вопросительное предложение.

2 Составить предложение с однородными подлежащими.

3 Составить предложение с однородными определениями, соединенными союзом и.

- Выберите одно задание и выполните его.

Варианты ответов:

-Твою собаку зовут Дружок?

-Собаки Дружок, Чарли, Джек весело резвились на лужайке.

-Собака Дружок была лохматой и грязной

Запись самого удачного предложения в тетради.

-Что мы вспомнили и повторили на орфографической минутке?

-Мы повторили словарные слова, находили лишнее слово в группе слов,  однокоренные слова, правописание имен собственных, составляли предложения различные по структуре и целям высказывания.

  1. Изучение нового материала.

-Образуйте от слова дружок с помощью суффикса –ек-  новое слово.

На доске ученик записывает:

Дружок + ек + дружокек

Такого слова нет. Есть слово дружочек.

-Верно. Что же произошло?

Суффикс  -ок- превратился в суффикс –оч-.

Произошло чередование звуков [к] - [ч]

-Попробуйте объяснить, когда это происходит.

-Если в слове после суффикса -ок- появляется суффикс -ек-, то  -ок- превращается в  -оч-

Давайте проверим свои выводы по учебнику на стр.18

Чтение правила учащимся.

Верны ли наши выводы?

- Да, верны.

-Давайте поупражняемся в применении этого правила.

Учебник, стр.18, упр.№2.

-Нужно составить и записать 10 слов, используя суффиксы –ек-, -ок-.

-Будем работать с комментированием по цепочке (Вариант 2. Записывают только слова, в которых будет 2 суффикса).

-Сыр + суффикс –ок- пишу сырок, выделяю суффикс –ок-, ставлю, и т.д.

-Итак, что нового вы узнали о суффиксе-ок-?

- Суффикс –ок-, как только у него появляется сосед суффикс –ек-, превращается в –оч-, происходит чередование звуков [к] - [ч]. Например, дружок – дружочек, блинок – блиночек.

  1. Повторение изученного

-Сегодня мы повторяем тему «Словообразование» в игре «Вертушка».

Право тянуть конверт с заданием сегодня продается на аукционе. Лот нашего аукциона - … (схема слова).

-Это слова, у которых 2 корня. Они образованы путем сложения.

Для аукциона приглашаются 3 родителя вести счет. Объявляются  правила аукциона.

  1. Ответ только по поднятой руке.
  2. Строгое соблюдение очередности  групп.
  3. «Пропадание» слова в случае выкрикивания слова.
  4. Прием помощи родителей.

(Домашнее задание для детей и родителей – вспомнить и записать сложные слова, подходящие к данной схеме).

По итогам аукциона определяются ученики, занявшие 1,2 и 3 места и распределяются  конверты с заданием:

1 место – выбор 1 из 3;

2 место – выбор 1 из 2;

3 место – оставшийся конверт.

Конверты отличаются цветом:

- красный – сложный вариант;

- желтый – средний вариант;

- зеленый – легкий вариант.

В конвертах карточки 2,3,4 карточки отличаются содержанием.

После того, как конверты получены и задания разложены, учитель напоминает о том, что передвижение происходит почасовой стрелке. На задание отведено … мин. Когда работа закончена, учащиеся на полях ставят пометки:

«+» - если уверены, что задание выполнено верно;

«?» - если сомневаются или долго думали над выполнением задания;

«-» - если не знают, как его выполнять.

-Вам понравилась работа в группе?

-Кто остался доволен своей работой? Что кому было трудновато?

-Мы обязательно включим такие задание для отработки в другие уроки.

-Что нужно делать, чтобы не допускать таких ошибок?

-Насколько верно выполнена работа, я проверю сами позже.

(Учитель проверяет и составляет  диагностическую таблицу с целью планирования дальнейшей работы).

Ученики отвечают на вопросы учителя.

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание по русскому языку сегодня состоит из нового правила и упражнения в подборе слов с суффиксами –ик-, -ек-, -ок-. Для желающих углубить,  улучшить свои знания, стать более грамотными приготовлены конверты с заданиями по разным темам. Право выбора остается за вами.

  1. Подведение итогов урока

-Какие задания на уроке понравились? Кто доволен своей работой?

Мне понравилось работать с вами. Спасибо за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе

 «Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»Урок русского языка в 3 классеЦели:познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;учить делать умо...

Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"

Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в сл...

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...