Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_no3.docx | 22.18 КБ |
prilozhenie_no1.docx | 16.36 КБ |
prilozhenie_2.docx | 22.9 КБ |
prilozhenie_3.docx | 14.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание суффиксов –а-, -о- в наречиях с приставками.
Класс: 4
Учебник: А.В.Полякова «Русский язык» 4 класс (часть 2)
Цели: 1. Формирование представлений о правописании суффиксов –а-, -о- в наречиях с приставками
2.Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы
Задачи: 1. Продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий
2. Формировать способность использования данного способа действия
3. Развивать самостоятельность мышления, речь, орфографическую зоркость
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Ход урока:
- Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Актуализация опорных знаний.
А) Словарная работа ( запиши ответ одним словом)
- Делать бельё гладким при помощи горячего утюга (гладить)
-Дуть, обдувать, развеваться на ветру (веять)
-Прикреплять или скреплять что-либо при помощи клея (клеть)
-Испытывать сильнейшие отрицательные чувства по отношению к кому-либо, чему-либо (ненавидеть)
- Издавать звук овцы или козы (блеять)
- Поступать справедливо, без обмана (честно)
Б) Самопроверка (по словарю учебника), заполнение карты самоконтроля (Приложение 1)
В) Какое слово лишнее в данном ряду и почему? (честно-т.к.это наречие)
Г) Теоритическая разминка ( в тетрадях проставить знаки «+»-если согласны с моим утверждением и «-»-если не согласны)
-Наречие -служебная часть речи
- Наречие - неизменяемая часть речи
- Наречие обозначает действие предмета
-Наречие отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как?
- Наречие можно просклонять и проспрягать
-Наречие обозначает место действия, время действия, образ действия, степень качества)
Ответы: - + - + - +
Проверка ответов с доски и заполнение листа самоконтроля.
Д) Сделайте вывод. Что такое наречие?
Сегодня мы продолжим знакомство с этой частью речи. А чтобы сформулировать тему урока, выполним следующие задания.
Задание 1.
А) Распредели слова на группы по частям речи, вставляя пропущенные орфограммы (работа в парах)
На доске: ве…л, замоч…к, справ…, платоч…к, глад…л, бле…л, занов…, кле..л, луч..к, ненавид…л, издавн…, нож…к, налев…
(Проверка в паре, одна из пар работает у доски)
Б) Написание каких безударных гласных вы можете объяснить?
(- суффиксов –ек-, -ик- у имён существительных. Суффикс –ек- пишется если гласный в косвенных падежах выпадает, суффикс –ик- если гласный сохраняется.
- написание безударной гласной у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- - перед суффиксом –л- у глаголов в прошедшем времени пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед суффиксом –ть)
В) Как объяснить написание безударных гласных на конце наречий? (мнения детей расходятся)
( заполнение листа самоконтроля)
Чтобы найти истину сделаем задание 2
Задание 2
А) Выполним морфемный разбор наречий.(работа по цепочке у доски)
-Наречие-неизменяемая часть речи. Значит какая часть слова отсутствует? (окончание)- ставим значок нулевого окончания.
- Находим корень. Для этого подбираем.. (родственные слова)
-Выделяем оставшиеся части слова (приставку и суффикс)
-В какой части слова оказалась безударная гласная? (в суффиксе)
А вот теперь сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь.(дети вставляют пропущенные слова)
«Правописание ______________ –а-,-о- в наречиях с ___________»
- Работа над новым материалом.
А) Сообщение ученика.
Из истории языка известно, что когда-то краткие прилагательные склонялись также, как слова среднего рода (например: окно). И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок (в-, на-, -за, из-, до-, с-) пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно.
Проверим наречия из задания 1.
Издавна (из окна), заново (за окно), справа (с окна), налево (на окно)
Б) Запомни рифмовку и алгоритм написания суффиксов –а-, -о-
( Приложение 2)
5. Закрепление (работа у доски по цепочке)
А) С помощью приставок из-, до-, с-,в-, на-, за- образуйте от данных прилагательных наречия (работай по алгоритму)
Приставка | Прилагательное | Наречие |
До- | тёмный | дотемна |
На- | чистый | начисто |
За- | простой | запросто |
Из- | редкий | изредка |
В- | левый | влево |
С- | новый | снова |
Б) Упр.215(устно) стр.11
(заполнение листа самоконтроля)
В) Выборочный слуховой диктант (самостоятельная работа).
Ученики зачитывают наизусть отрывки из сказок А.С.Пушкина, в тетрадь выписывают только наречия с приставками. (Приложение 3)
В тетрадях: направо, налево, издалеча, снова, накладно.
- Итог урока. Оценка работы учащихся.
С какой орфограммой познакомились на уроке?
Какое правило надо знать, чтобы правильно писать суффиксы –а-, -о- в наречиях с приставками?
Какая рифмовка помогала?
- Рефлексия. (Приложение 1)
- Домашнее задание упр.212, 214 стр.10-11
Карту самоконтроля учащиеся сдают учителю. После проверки учитель выставляет оценки каждому ученику за работу на уроке.( по количеству правильно выполненных заданий)
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Карта самоконтроля
Выполняемая работа | Количество выполненных заданий | Оценка (ставится учителем после проверки) |
1. Записал(а) словарные слова без ошибок | ….. из 6 | |
2. Дал(а) ответ на вопрос учителя (за ответ ставь «+») | ……… ответ(ов) | |
3.Теоритическая разминка | …. из 6 | |
4. Правильно распределил(а) слова по частям речи | …. из 13 | |
5. Правильно определил пропущенную орфограмму | … из 13 | |
6. Работал(а) у доски | ||
7. Самостоятельная работа (проверяет и оценивает учитель) | ||
*. Количество набранных баллов |
Рефлексия (итог работы).
Выбери одно слово из скобок и подчеркни его.
1. На уроке я работал(а) - (активно/пассивно)
2. Материал урока мне был – (понятен/непонятен)
3. Урок для меня показался- (коротким/длинным)
4. Закончи предложение: Сегодня я узнал(а)__________________________________________________
Фамилия ученика:______________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...
Презентация урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Урок русского языка . 4 класс.Тема: Правописание суффиксов наречий.
Тема: Правописание суффиксов наречий. Урок 4 класс....
Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. "Приставка и суффикс"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока: Приставка и суффикс.Тип урока: урок изучения нового материалаО...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование ум...