Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 3-2

Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.

Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий и созданию алгоритма правописания с суффикса – ок- в словах корнем.

Планируемые результаты:

ü Предметные: Познакомить с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий; оказать помощь при создании алгоритма правописания с суффикса – ок- в словах корнем

ü Личностные: Формировать навыки самоконтроля и самопроверки;  развивать навыки исследовательской деятельности, умение работать с «Обратным словарём»; учить оценивать свою деятельность.

ü Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suff_ok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 3-2

Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.

Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий и созданию алгоритма правописания с суффикса – ок- в словах корнем.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Познакомить с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий; оказать помощь при создании алгоритма правописания с суффикса – ок- в словах корнем
  • Личностные: Формировать навыки самоконтроля и самопроверки;  развивать навыки исследовательской деятельности, умение работать с «Обратным словарём»; учить оценивать свою деятельность.
  • Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

1-2

мин

Здравствуйте, ребята, встали ровно подравнялись! Присаживайтесь.

Учебник на столе у вас?

А ручка и тетрадка?

Тогда урок начнем сейчас

Раз все у вас в порядке!

Приветствовать учителя

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II

Мотивационный этап

 

5мин

Прочитайте слова на слайде.

Снежок, жучок, пушок

Что общего в этих словах?(основа оканчивается на ок)

Как вы думаете «ок» как часть речи?(суффикс)

Какая тема урока?

Правописание существительных с суффиксом ОК после шипящих.

Скажите цели урока:

Узнать … (какие сущ с суффиксом ок есть, как они пишутся; правило правописания сущ с суффиксом ок после шипящих)

Закрепить … (правописание сущ. с суффиксом ок после шипящих).

Читать слова со слайда

Определять тему по наводящим вопросам

Ставить цели на урок

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

Решение учебной задачи

15 м

Откройте словарь на стр 171 вы видите слова на ок.

Прочитайте слова, найдите среди этих слов, слова в которых суффикс ок идет после корня, оканчивающиеся на шипящий.

Прочитайте эти слова по цепочке.

Какой суффикс в этих словах?(ок)

У каждого на столах лежат карточки, возьмите их.

Что вы видите?(словосочетания)

Запишите 1 словосочетание.

Давайте вместе у сущ поставим ударение, подчеркнем букву шипящего, выделим суффикс.

красный флажок

Дальше продолжите самостоятельно.

механический рычажок, маленький шажок, белый снежок, песчаный бережок, золотой сапожок, вкусный рожок, румяный пирожок, свежий творожок, верный дружок, ровный кружок, дверной глазок)

Проверяем по цепочки, называем словосочетание , говорим ударение и какой суффикс.

Откройте учебники на стр 97

Рассмотрите в парах таблицу.  Запомните слова во мн.ч.

Закройте учебники

На партах у вас лежат карточка 2, запишите все эти слова, вставляю нужные буквы.

приехали директор(а),  умелые слесар(и), ученые доктор(а),  крупные медвед(и), умные учител(я), пустые карман(ы), быстрые шафер(ы).

Проверяем с доской. Встаньте те у кого нет ошибки, а теперь у кого 2 ошибка, и те у кого больше 2 ошибок.

Откройте словарь на чок.

Прочитайте слова про себя, куда падает ударение во всех словах из списка? (на гл о)

Какая буква пишется в суффиксах после корня, который оканчивается на шипящий?(о)

Какую закономерность вы заметили?(что под ударением пишем суффикс ок)

Какой вывод можем сделать?(в суффиксах существительных, после шипящих пишется буква О если суффикс стоит под ударением.

Посмотрите на слова на слайде.

Зайчонок, галчонок, лягушонок.

Какой в этих словах суффикс?

Почему вы так решили?

На стр 98 прочитаем правило.

Расскажите мне правило без учебника.

Как правильно напишем гребешок или гребешёк?(гребешок)

Почему?

Какое правило, мы знаем? (в суффиксах существительных, после шипящих пишется буква О если суффикс стоит под ударением).

Откройте слова на шок.

Какой суффикс во всех этих словах? (ок)

Какую букву надо писать после шипящего, на который оканчиваются корни всех этих слов?(о)

Слово смешок, от какого слово образовалось?(смех).

Какую букву на конце пишем?(х)

А в слове смешок мы же не пишем букву х.
Как называется такая орфограмма?(чередующаяся гласная х-ш.

Запишите все слова у которых чередуется гласная, выделите суффикс, ударение и подчеркните шипящую.

Проверяем по цепочке.

Грех-грешок, штрих-штришок, стих-стишок, верх-вершок, слух-слушок, пух-пушок, лопух-лопушок, петух – петушок, пастух – пастушок.

Открывать словарь на стр 171

Читать слова

Отвечать на вопросы

Записывать словосочетание с карточки №1, смотреть, как выполнять задание на доске.

Выполнять самостоятельно как по образцы

Открывать учебник на стр 97

Учить слова в парах

Выполнять задание по карточке

Проверять с доской

Открывать словарь на чок

Отвечать на вопросы

Делать вывод и формулировать правило

Рассказывать правило

Отвечать на вопросы

Открывать словарь на шок

Отвечать на вопросы

Записывать слова по заданию

Проверять по цепочке

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

К: находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения используя для этой цели в качестве аргументов правила.

IV

Физкультминутка

Решение учебной задачи

1-2

Мин

15мин

Видеоролик

Откройте словарь на енок, онок.

В каких случаях пишем суффикс енок?

Когда корень не оканчивается на шипящий.

А суффикс онок когда пишем?

(когда корень оканчивается на шипящий).

Какой вывод сделаем?

Напишите по  2 слова с суффиксом онок, корни которых оканчиваются на Ж,Ч,Ш.

Какой суффикс будет в этих словах, ок или онок?(онок)

Почему?

Что ты можешь сказать о значении этого суффикса?

(онок- суффикс обозначающий значение  животного характеризующее детскостью, невзрослостью)

А суффикс енок (сущ м.р с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Выполнять упражнения

Открывать словарь на онок, ёнок

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Выписывать слова на онок

Отвечать на вопросы

Думать над значением суффикса

выполнение действия по образцу

Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

V

Рефлексия

2-3

мин

Какие цели мы ставили?

Кто считает, что справился с целями, поднимите руку.

Для вас эта тема была сложной?

В чем у вас были затруднения?

С каким суффиксом познакомились?(ок, онок).

Расскажите правило которое узнали сегодня.

Спасибо за урок, надеюсь вы меня поняли и не будете делать ошибки в похожих словах.

Анализировать свою деятельность

Отвечать на вопросы

Вспоминать цели

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

УМК: Начальная школа XXI векаУчебник: Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: часть 1/ [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова] – М., Вентана-Граф, 2013гРазде...

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-...

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...