Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_69.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик.
Цель: формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Словарная работа
- Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слова.
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
- В каких частях слова могут быть орфограммы?
- Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
- А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)
- Сформулируйте тему урока.
- Работа по теме урока
- Наблюдения над ролью приставок в словах
- Прочитайте текст.
Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.
- Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)
- Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)
- Как найти приставку в слове?
- Работа по учебнику
Упр. 239 (с. 124).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте приставки.
- Прочитайте суффиксы.
- Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.
- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс.)
Упр. 240 (с. 124).
- Прочитайте.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
Упр. 242 (с. 125).
- Прочитайте пары слов.
- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Исчезает гласный звук.)
- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Гласный звук не исчезает.)
- Сформулируйте правило.
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка.)
- Рефлексия
- Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки
..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.
Замоч..к, ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.
- Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
- Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?
- Оцените свою работу на уроке.
- Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 241 (с. 125).
Дополнительный материал
Чудесные превращения
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каждому делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга не похожи, то и слова у них получались разные. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ешё больше — великанищем. Впрочем, у каждого суффикса немало историй. Вот послушайте.
Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.
Один раз, когда е опять убежал, учитель — суффикс -тель — решил с того дня считать е в суффиксе -ек беглым гласным.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек - замочка, замочку; платочек — платочка, платочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...
План-конспект урока по теме "Правописание приставок и предлогов"УМК "Школа России"
На этапе актуализации знаний использован приём интерактивного обучения "Ручеёк". ...
Конспект урока по теме "Правописание приставок в глаголах" 4 класс
Конспект урока по теме "Правописание приставок в глаголах" ("Начальная школа 21 века")...
Конспект урока по теме: "Правописание приставок и предлогов"
Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"....
Конспект урока по теме "Правописание суффиксов-иц-,-ец-"
Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока на тему"Правописание приставок раз- и рас-"
Данный материал позволит хорошо усвоить материал и организовать детей на познавательную деятельность....
Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих." 3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...