«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»
Урок русского языка в 3 классе
Цели:
- познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;
- учить делать умозаключения, находить выход из затруднения;
- создавать условия для развития критического мышления на уроках русского языка.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» под редакцией Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой, часть I, рабочие тетради, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rkmchp_rus_yaz.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущенко Татьяна Андреевна
Учитель начальных классов
ГКООУ «СШИ№21» с.Подлужное
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»
Урок русского языка в 3 классе
Цели:
- познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;
- учить делать умозаключения, находить выход из затруднения;
- создавать условия для развития критического мышления на уроках русского языка.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» под редакцией Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой, часть I, рабочие тетради, презентация
Ход урока:
Ι. Орг. момент
-Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете?
-Откройте тетради и запишите число, классная работа.
ΙΙ. Фаза «Вызов» (Актуализация знаний)
- К сегодняшнему уроку я просматривала задания и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься.
СИНИЙ КОЛОКОЛ КАЧАЕТСЯ В ПОЛЕ. (слайд 1)
- Какую ошибку вы заметили в тексте данного предложения? (Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.)
-Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку? (Колокол, синий)
-Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение. (Колокол – колокольчик, синий – синенький)
- Какое предложение теперь получилось?
СИНЕНЬКИЙ КОЛОКОЛЬЧИК КАЧАЕТСЯ В ПОЛЕ.
- Запишите в тетради.
-Какая часть слова участвовала в образовании новых слов?
- Выделите суффиксы.
- Давайте вспомним, что мы знаем о суффиксе..
Дети работают в микрогруппах. Результаты на карточках выставляются на доске. (слайд 2)
- Не даром мы вспоминали о суффиксе, т.к. дорога через поле привела нас к воротам Города Суффиксов (слайд 3)
- На воротах висит замок, который можно открыть, лишь уменьшив его размеры
- Каким образом это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением от слова ЗАМОК с помощью суффикса).
- Чем можно открыть такой маленький замочек? (Ключиком)
-Какая часть слова содержит орфограмму? Разберите по составу.
- А какие буквы мы будем писать в этих словах –Е, или –И, суффикс –ЕК, или –ИК.
- Исходя из этого, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание суффиксов –ЕК, -ИК) (слайд 4)
-Назовите цели сегодняшнего урока? (Познакомиться с написанием суффиксов –ЕК, -ИК) (Слайд 5)
ΙΙΙ. Фаза «Осмысление» (Объяснение нового материала)
-Возвращаемся к нашим словам. ( Ключик, замочек )
-Кто может предположить, какие гласные нужно вставить в суффиксы? Почему?
(Версии учащихся)
- Проверим, чьи предположения были наиболее близки к истине.
- Измените форму слова и понаблюдайте, что происходит с гласными в суффиксах? (Остаются без изменения, «убегают») ключик – ключика, замочек - замочка
- Кто с помощью моей подсказки сформулирует правило?
( Суффикс –ИК при изменении формы слова сохраняет гласную, в суффиксе –ЕК при изменении формы слова гласная «убегает»)
- Откройте учебники на стр.133 и прочитайте правило.
- Верно ли мы сформулировали своё правило?
Физкультминутка:
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкультпривет!
Первичное закрепление
- А теперь применим это правило на практике. Самостоятельная работа. Слова записываются под диктовку: Мальчик, стульчик, цветочек, кружочек, Мячик, одуванчик, дружочек, листочек.
(Дети записывают слова в два столбика, комментируя письмо, выделяют суффиксы)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Теперь закрепим это правило, выполнив самостоятельно упражнение в учебнике
Стр.133 упр. 109 (Групповая проверка после выполнения работы)
ΙV. Фаза «Рефлексия» (слайд 6)
А теперь давайте вспомним всё, что мы можем сказать о суффиксе:
Находится:
Служит:
Является:
При изменении слова в суффиксе ек гласная…(убегает)
При изменении в суффиксе ик гласная….(остаётся)
3. Домашнее задание (слайд 7)
Стр. 133 правило, упр.110
4. Подведение итогов
-Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке?
-Как проверить написание суффиксов -ек-, -ик-?
С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).
-Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: (слайд 8)
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …
- Благодарю всех вас за работу на уроке. (слайд 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка, 2 класс. "Правописание корней и суффиксов имён существительных"
Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль...
"Правописание суффиксов -ек-, -ик-" Урок русского языка. 3 класс
Разработка урока по теме "Правописание суффиксов -ек-, -ик-" для 3 класса....
Презентация урока русского языка 3 класс: "Правописание суффиксов - ик-, -ек-."
Данная презентация урока по русскому языку содержит подборку упражнений,которыеспособствуют формированию у обучающихся представления о правописании суффиксов –ик-, -ек-; позво...
Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....
Правописание суффиксов -ек и -ик. Русский язык 3 класс
Данная презентация включает в себя задания, направленные на отработку правильного написания слов с суффиксами -ек и -ик....