Тематический урок "Медведи"
план-конспект по русскому языку по теме

Делида Лилия Николаевна

План -конспект тематического  урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Tema_uroka_Medvedi.rar82.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Знаки препинания в конце предложения»

Цели урока.

  1. Развивать умение употреблять в речи разные по цели высказывания предложения;
  2. Углубить представление об интонациях предложения;
  3. Развивать умение правильно произносить предложения;
  4. Учить озаглавливать текст с учетом развития действия;
  5. Воспитывать интерес к природе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

I Организационный момент

          Сядьте ровно, все готово?

          Начинаем наш урок.

          С предложеньем разбираться

          Продолжаем точно в срок.

II Актуализация знаний о предложении

-Давайте вспомним все, что мы знаем о предложении.

Что такое предложение?

Какие знаки препинания ставим в конце предложения?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

А по интонации?

-Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен одному животному, а какому вы узнаете из минутки чистописания.

III Минутка чистописания

Мм Мм Мм

Этот грустный бурый мишка                        

Мишке белому братишка.                    

Но ему не нужен лёд.                                

Мишка любит сладкий мёд

 Снится мишкам молодым

 Мёд душистый, свежий.

Отощала без еды

Вся семья медвежья.

                                                                     

- Прочитайте стихотворения. О ком они? Что похожего заметили?

Да, эти четверостишия о медведях, и они любят мед.

-запишите понравившееся и обозначьте все орфограммы, которые вы увидели.                                                                      

                      Сегодня наш урок посвящен медведям .        (Показ слайда)

                                                                                               

Загадки

                                                                               

      Хозяин лесной

                                                                              Просыпается весной,  

   Великан в бору живёт.                                      

   Он сладкоежка- любит мёд.

   Когда испортится погода,

   Ложится спать- да на полгода!

   Вперевалку зверь идёт

   По малину и по мёд-

   Любит сладкое он очень.

   А когда приходит осень,

   Лезет в яму до весны,

   Где он спит и видит сны.

    Хозяин лесной                                            

   Просыпается весной,

   А зимой под вьюжный вой

   Спит в избушке снеговой.

   Кто в лесу огромней всех,

   Кто богатый носит мех,

   Кто в берлоге до весны

   Днём и ночью видит сны?

   Кто осенью спать ложится,

    А весной встаёт?

        

   Он в берлоге спит зимой

   Под большущею сосной,

   А когда придёт весна,

   Он проснётся ото сна.

  Летом ходит без дороги

   Возле сосен и берёз,

   А зимой он спит в берлоге,

   От мороза прячет нос.

IVСловарная работа

Что же означает слово медведь? Мы обратимся к словарям. Они помогут нам запомнить написание слова.

Этимология

  1. Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
  2. Медведь- мёд, ведающий= «знающий, где есть мёд».

Толкование

1. Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.

     2.О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке              (перенос.).

-Запишем его в словарик и запомним.

-Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание, подчеркните новое словарное слово.

Из чащи вышли на берег большая бурая

медведица и с ней два весёлых медвежонка.

- Как мы можем назвать слова медведица и медвежата? Давайте подберем еще однокоренные слова.

  Однокоренные слова                                                                    

медведь

медведюшка

медведиха

медведица                

медвежонок

медвежий

Если мы с вами обратимся к литературе, то увидим, что медведь часто является героем сказок. Всегда ли его называют медведем? А как?

     

      Синонимы

 Косолапый

 Топтыгин

 Михайло Иваныч

 Мишка

 Мишка Косолапый

-Медведь также стал героем многих фразеологизмов.

        Фразеологизмы

  1. Медведь на ухо наступил- отсутствие музыкального слуха.
  2. Медвежья услуга- неумелая услуга, причиняющая только неприятности.
  3. Медвежий угол- захолустье.
  4. Медвежья болезнь- расстройство кишечника при волнении, испуге.
  5. Медвежьи объятья- тяжёлые и неловкие.
  6. Делить шкуру неубитого медведя- делить доходы которых нет.

( Фразеологизмы читаются и объясняются. Если позволяет время, на уроке или на внеклассном занятии).

V Творческое задание

-Придумайте и запишите предложение, используя понравившийся фразеологизм.

Пословицы и поговорки

( можно использовать для письма по памяти)

  1. Медведя бояться, в лес не ходить.
  2. На медведя напал, да в медведя не попал.
  3. Кто боится медведя, тот боится и его следов.
  4. Медведь неуклюж, да дюж.
  5. Для медведя зима- одна ночь.
  6. Волк режет скотину, медведь дерет.
  7. Медведь- думец. В медведе думы много, да вон нейдёт.
  8. Медведь всю зиму лапу сосёт.
  9. Медведь на Спиридона поворачивается на другой бок.
  10. Двум медведям в одной берлоге не ужиться.

VI Работа с текстом

Запасливый медведь.

  Что медведь на зиму запасает? Землянику, малину, орехи да коренья. Хороши запасы! Где он их хранит? На себе. Всё лето медведь жирок нагуливает, а зимой его тратит. Ай да мишка!

                       

                    Задания к тексту

  1. Прочитайте текст.
  2. К какому типу текста он относится?
  3. Определите тему и основную мысль.
  4. Какие знаки препинания стоят в конце \

         предложений?

  1. Прочитайте каждое предложение отдельно

         и объясните постановку знака препинания.

 

VII Подведение итогов

--С какой целью в речи употребляются разные предложения?

VIII Домашнее задание

Написать небольшой текст о медведе, используя синонимы и однокоренные слова, озаглавить пословицей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....