Разработка занятия по Доноведению в 3 классе на тему "Полезные ископаемые"
план-конспект занятия (3 класс)

Телицына Инесса Зиновьевна

Разработка занятия по Доноведению  в 3 классе на тему "Полезные ископаемые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия

по курсу внеурочной деятельности

«Доноведение»

в 3 классе

Тема: «Полезные ископаемые

Ростовской области» 

                                                                             Подготовила                   учитель первой категории

 Телицына И.З.

Тема: "Полезные ископаемые Ростовской области"
Цели: формирование целостного взгляда на природу родного края и место человека в окружающем мире

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формировать способности учащихся к саморазвитию;
работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии

 формировать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к своей малой Родине.

Предметные УУД: 

познакомить учащихся с месторождениями полезных ископаемых Ростовской области;
углубить знания учащихся о полезных ископаемых;

Метапредметные:
Регулятивные УУД
формировать умение формулировать тему занятия, принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера; формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью.
Познавательные УУД
создавать условия для формирования знаний о полезных ископаемых;
учить использовать информационные сведения для решения практических задач;
развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

Коммуникативные УУД
развивать умения работать с источниками информации;
развивать умения аргументировать свою позицию;
учить способам сотрудничества в группе, парах.

Форма занятия: микроисследование
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, бальнеологические ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи).

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы, карта, раздаточный материал, компьютер, проектор.
                                                             
Ход занятия

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
- Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на всё занятие. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересной работы.
2 этап Актуализация знаний.
(СЛАЙД №1)
"Ты знаешь край, где всё обильем
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишнёвых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнут долу…
И до земли висит их плод тяжёлый"
(А.К.Толстой)
Так А.К.Толстой говорит о нашем красивом и богатом донском крае, но все ли красоты и богатства нам ведомы?(нет)
- А хотите больше узнать? Тогда я предлагаю вам сегодня стать геологами.
-Давайте вспомним чем занимаются люди этой профессии?
-Ребята, профессия геолога увлекательна, но вместе с тем и опасна. Только взаимовыручка, дружба и сплочённость помогает им . Надеюсь эти качества помогут и нам в нашей работе.
3 этап. Мотивация и целеполагание.
Я думаю мои геологи легко справятся с первым заданием:
Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами. (Горные породы)
Горные породы, которые люди добывают и используют? (Полезные ископаемые)
Как называются залежи полезных ископаемых? (Месторождениями).
-Предположите, о чём пойдет речь на занятие? Что вы будите исследовать?
Тема занятия: "Полезные ископаемые Ростовской области". (СЛАЙД 2-3)

-Какова площадь Ростовской области? (100,8 тыс. км 2 )
-Наш край занимает большую площадь и конечно в недрах её земли есть полезные ископаемые. Сегодня нам предстоит узнать, чем богаты недра донской земли?
Но в начале проверим, насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые.

4 этап. Постановка проблемы и открытие новых знаний.

1. Игра: ЧТО ЭТО? (задания по группам)
-Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут(нефть).
-Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.( торф)
-Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.( железая руда)
-Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.(глина)
-Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.(гранит)
-Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.(известняк)
-Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.(песок)
-Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.(уголь)
Молодцы!

                                          Физминутка для глаз

2.Работа с картой.
-Один из основных инструментов геолога - это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые. (на партах )
На какие группы мы можем разделить эти ископаемые? (топливные, строительные)
Распределите полезные ископаемые на группы. (СЛАЙД 4-5)
5 этап Планирования поиска способа решения.

1.Работа в группах
- Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о месторождениях полезных ископаемых.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”
2. Каждая группа геологов поработает с картой и выявит месторождения:
1 группа – природный газ
2 группа - известняк
3 группа – песок и глина
4 группа – уголь
Карточка – "помогайка" (для каждой группы):
Название.
Свойства (основное).
Месторождения на территории Ростовской области.

                                               Физминутка. «На Дону, на Доне»
6 этап Практическая работа. Исследование.
1.Работа в группах.
Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов. (СЛАЙДЫ №6 - №9)
(интересный факт о добыче угля)
2.Рассказ учителя

- Перечень полезных ископаемых был бы неполным, если не упомянуть целебные грязи и минеральные воды, которые обнаружены на территории области. (СЛАЙД №10)
Целебные грязи – это Маныческие озёра, озеро Пеленкино недалеко от Азова (богатое сероводородным илом). Целебная грязь найдена и вблизи города Новочеркасска.
Также в области известно более 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны жителям нашего региона и за её пределами. ("Аксу", "Аксинья", "Иверская", "Пухляковская", "Вешенская") (СЛАЙД №11)
Богата Донская земля своими недрами. Славу ей принёс каменный уголь, а сегодня и бальнеологические ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи)
3.Работа с коллекцией:

Найти полезное ископаемое Ростовской области.

7 этап. Итог.
-Ребята, какая задача стояла сегодня перед нами?(исследовать полезные ископаемые Ростов. Обл.)

-Что было обнаружено в ходе исследования?
-Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.
8 этап. Рефлексия.
Личностная оценка комфортности на занятии.
На доске нарисована гора. Дети берут магниты, символизирующие полезные ископаемые и размешают на горе, в соответствии с уровнем полученных знаний.
( слайд Спасибо за работу!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в 1 классе по теме:"Животные"

В данной методической разработке представлен урок для 1 класса по теме:"Животные", на котором учащиеся весело и с увлечением путешествуют по зоопарку....

Разработка занятия в 3 классе «Соблюдай правила пожарной безопасности».

Разработка содержит познавательный и игровой материал по соблюдению правил пожарной безопасности....

Личностные УУД. Методическая разработка занятия в 1 классе по здоровому питанию - 2017.

Материал содержит пояснительную записку, конспект занятия по теме "Здоровое питание"...

"Учусь создавать проект"( разработки занятий в 1 классе, отчет-презентация)

Разработки занятий, отчет-презентация по проектной деятельности в 1 классе...