Методическая разработка занятия - практикума 4 класс по теме " Права, делающие мир человечнее"
методическая разработка (4 класс) по теме

Козлова Галина Анатольевна

Конспект занятия по курсу "Я и мой мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moy_mir.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект открытого урока – практикума

                                 по «Я и мой мир» для 4 класса

                             на тему «Права, делающие нас человечнее»

Цель: расширять представление о конвенции, о правах ребёнка.

Задачи:

1 формировать негативное отношение к жестокости.

2 расширять представление об основных правах человека;

3 расширять представление учащихся о защитниках прав ребёнка в нашей стране;

4 воспитывать умение работать в группе;

5 развивать кругозор учащихся.

Оборудование:

1 2 рисунка ребёнка;

2 карточки;

3 карточки с текстами;

4 компьютер, мультимедийная обстановка.

                                                                                    Ход урока:

  1. Организационный момент

- Ребята, у нас занятие «Я и мой мир». К нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их.

- Нам сегодня предстоит плодотворно поработать, давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

2  1 этап. Начало

На прошлых занятиях мы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнаёт, что хорошо, а что плохо? ( существуют правила поведения людей в обществе.) Эти правила называются моралью. ( на доске открывается слово мораль)

- О чём говорится в правилах морали? ( нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым …)

- Да, таких правил много, но самое главное – не делай другим того, чего не хочешь , чтобы сделали тебе. Это золотое правило нравственности.

- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае? ( совесть)

- Как вы понимаете, что такое совесть? ( Совесть – это способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, где зло).

2 этап. Актуализация знаний.

-А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку.

Сценка.

Игорь ( возмущённо): Мама, я имею право на личную жизнь или нет?  Почему  Алёна требует, чтобы я говорил, кто мне звонит, куда я иду и с кем?

Мама: Конечно, ты имеешь право на личную жизнь.Из уважения к нам ты можешь нас предупредить, где ты находишься и с кем, чтобы мы не волновались, но ты не обязан обо всём докладывать Алёне.

Игорь: Тогда скажи об этом Алёне , а то она уже мои телефонные разговоры подслушивает.

Мама: А вот это уже совсем плохо Алёна, ты не только нарушаешь правило морали – чужие разговоры слушать нехорошо, как и читать чужие письма, но подслушивая, ты нарушаешь право человека на свободу и личную неприкосновенность. Тебе понятно слово «неприкосновенность»?

Алёна: Да, это значит, что нельзя трогать чужое.

Мама: В следующий раз ты должна хорошо подумать, прежде чем нарушать чужие права. Ведь ты же не хочешь, чтобы нарушались твои права?

- Скажите, ребята, Алёна нарушила правило морали или совершила более серьёзный проступок? (Алёна нарушила право человека на личную неприкосновенность)

- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.

- Есть плохие поступки, которые требуют не только осуждения за нарушение правил морали, но и наказания. Предположите, какие это могут быть поступки? ( воровство, убийство, унижение чужого достоинства)

 - Как вы считаете, достаточно здесь только совести? (нет)

- В этом случае вступают в силу другие требования  - законы.

- Где прописаны эти законы? (Конституции)

- Когда отмечается День Конституции? ( 12 декабря)

- Почему именно 12 декабря? ( была принята 12 декабря 1993г)

презентация

-Кто же контролирует соблюдение законов? (государство,)

- Мы много говорили об обязанностях человека в обществе, но общество определяет не только обязанности граждан, но и представляет им права.

3 Работа в группах

Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека  нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ.

Задание 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека  карается законом.Какое право человека нарушается? ( Право на жизнь)

Задание 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет право читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? ( Право на свободу и личную неприкосновенность)

Задание 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случаи? ( Право на защиту чести и достоинства)

-Эти права отражены в основном законе государства. Как называется этот закон? (Конституция)

-Какое из этих прав вы считаете наиболее важным и почему? ( Право на жизнь, так как ничего дороже жизни нет)

_ В каких случаях может ограничено право на свободу? ( Если человек нарушит права других людей и его вина будет доказана в суде, то человека изолируют от общества в тюрьме)

- Какие ещё права человека вы можете назвать? ( Право на отдых, на образование, на труд, на медицинское обслуживание

- Я прочитаю отрывок из рассказа А.Чехова «Ванька», вы послушайте, а потом в группе обсудите и напишите , какие права Ваньки Жукова были нарушены.

 Чтение отрывка из рассказа А.Чехова «Ванька» « … Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего  ребятёнка в люльке  и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой  начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт, чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

Работа в группах:

- Какие права Ваньки Жукова были нарушены? ( Право на отдых, На защиту чести, право на свободу, на образование)

- Одна из главных общечеловеческих ценностей – будущее нашего общества, дети. Каждый ребёнок на земле – это достояние всего человечества: он охраняется, находится под защитой. Именно об этом написано в документе, который называется Декларация прав ребёнка.

-Почему ребёнка надо охранять, защищать? (много опасностей, которые угрожают жизни детей)

На доска – рисунок ребёнка.

- Какие опасности угрожают жизни детей в нашей стране? (бездомность, болезни, кража, продажа детей, жестокое обращение с ребёнком.)

- Кто охраняет детей? ( взрослые – семья, государство)

- Как государство охраняет жизнь ребёнка? Государство проявляет заботу: открывает детские больницы, школы, лагеря отдыха, берёт заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, издаёт законы, запрещающие действия, которые угрожают жизни и здоровью детей)

Стрелочки – законы, медицинские учреждения ,детские дома, органы полиции. Судьи.

- Все эти организации на основании сего действуют? ( На основании законов)

3 этап. Итог урока.

- Какие права имеет человек в современном обществе?

-Кто защищает наши права?

-Как называется документ, где записаны права ребёнка?

К счастью в нашей стране для большинства детей не  только государство обеспечивает право на жизнь. Для большинства детей необходимые условия для жизни и развития создают родители.

Родители, семья – они играют огромную роль в жизни каждого ребёнка.

- Что обязательно важно для каждой семьи? ( любовь и забота)

- Какое ещё право Ваньки Жукова  было нарушено? ( право на любовь и заботу)

Нарисовать рисунок «Я и моя семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...

Методическая разработка. Занятие в ГПД по теме «Освоение космоса» (с элементами Игры и викторины)

Цели:Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;расширению кругозора учащихся; развит...

Методическая разработка занятия в ГПД на тему «Кошки»

В увлекательной форме дети узнают краткие сведения из истории кошек, об их повадках и особенностях характера....

Методические разработки для 1 класса по темам.

В первом классе достаточно трудно выйти на монологические высказывания и поэтому были разработаны специальные схемы, чтобы детям было легче говорить на английском языке в рамках программы....

Методическая разработка для 2 класса на тему: "Волшебный мир доброты"

Формирование нравственных представлений учащихся о доброте....

Методическая разработка занятия в ГПД по теме: "Умозаключение и доказательство"

Методичекая разработка содержит подробное описание всех видов упражнений занятия. Материал может быть использован при подготовке занятия в ГПД и в рамках внеурочной днятельности. Все материалы занятия...

Методическая разработка занятия 2 класса (обучающихся с легкой умственной отсталостью) "Путешествия по островам здоровья".

Пояснительная записка  Тема: «Путешествие по островам Здоровья» Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В п...