Разработка занятия в 3 классе «Соблюдай правила пожарной безопасности».
план-конспект занятия по обж (3 класс) на тему
Разработка содержит познавательный и игровой материал по соблюдению правил пожарной безопасности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия в 3 классе
«Соблюдай правила пожарной безопасности»
Учитель: Погодина Н.П.
Школа: ГБОУ СОШ с. Екатериновка, м.р. Красноярский, Самарская область.
Тема: Соблюдай правила пожарной безопасности.
Цель: Закрепить знание правил пожарной безопасности.
Задачи:
- дать краткое представление о значении огня в жизни человека;
- провести игру на закрепление знаний об основных правилах пожарной безопасности;
- развивать умение анализировать, ориентироваться в пространстве;
- воспитывать ответственное отношение при обращении с огнём.
- Подготовительная работа:
- беседа «Огонь — друг, огонь -враг»;
- беседа «Причины и предупреждение пожаров»;
- чтение и обсуждение художественных произведений: С.Маршак: «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «12 месяцев»; Р.Киплинг «Маугли».
- Просмотр художественных фильмов и мультфильмов по прочитанным произведениям;
- знакомство с произведениями русского фольклора (загадки, потешки, поговорки и т. д.), связанных с огнём;
- примерное формирование команд;
- изготовление эмблем;
- разучивание девиза.
Соблюдай правила пожарной безопасности.
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, т. к. это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить «духа» огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, это — трение одного куска сухого дерева о другой. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камня о камень. Потом придумали спички.
Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, нужен металл — чугун, железо, сталь. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, свет, энергию — облегчает жизнь человека.
Огонь — друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
Огонь — враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом.
По нескольку раз выгорали дотла многие города и сёла. Горела Москва, Самара, Новгород и другие города. Захватывая огромные площади, пожары уничтожают леса и посевы. Огонь уничтожает материальные ценности, в огне гибнут люди, животные. Каждые 2 минуты в России вспыхивает новый пожар, каждые полчаса огонь уносит ещё одну человеческую жизнь. И год от года потери от огня всё возрастают. Сегодня можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.
Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдёт хотя бы малейшую лазейку. Это не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, не потушенный костёр, дефект электропроводки, неисправность печи. Всё зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной повернётся он, зависит от нас.
- Сейчас буде проведена викторина о том, как вы знаете правила пожарной безопасности.
1. Приветствие команд.
Команда «Искорки». Девиз: «При пожаре как один набираем 01».
Команда «Огоньки». Девиз: «Знают мальчик и девчушка — спички детям не игрушка!».
У детей на груди эмблемы.
2. Разминка.
- Я буду загадывать загадки по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ команда получит жетон. Если никто из команды не может отгадать загадку, то право отгадать её получает вторая команда.
1) Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде — нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
2) В деревянном домике
Проживают гномики.
Все такие добряки -
Раздают всем огоньки. (Спички)
3) Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
4) Гладит всё, чего касается;
А дотронешься — кусается. (Утюг)
5) Что говорить, не солнце я, но
Освещать умею.
Меня включите лишь, друзья,
И станет жизнь светлее. (Лампочка)
6) Накормишь — живёт, напоишь — умрёт. (Огонь)
7) Четыре синих солнца
У бабушки на кухне.
Четыре синих солнца грели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита).
8) С огнём бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? … (Пожарники)
9) Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
Это что там за стрела
Небо чёрное зажгла -
В землю с грохотом ушла.(Молния)
10) В воду идёт красный,
А из воды — чёрный. (Уголь)
11) Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь)
12) Где с огнём беспечны люди,
Обязательно он будет. (Пожар)
13) С красной лестницей на крыше
И сама вся красная,
Далеко сирену слышно,
Тут картина ясная. (Пожарная машина)
14) Грянул гром, весёлый гром.
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют,
Это праздничный … (Салют)
3. Кто больше.
- Сейчас по очереди будете называть возможные причины возникновения пожара. Кто больше назовёт. Выигрывает команда, назвавшая причину последней.
(Примерные причины)
- Игра детей со спичками.
- Удар молнии.
- Разведение костров в ветреную погоду вблизи жилья.
- Короткое замыкание, повреждение электрического провода.
- Зажигание свечей.
- Неосторожное обращение с огнём (например, во время приготовления пищи на газовой плите).
- Курение.
- Выпавший из печи уголь.
4. Игровой конкурс.
Принеси, не разлей.
Играющие, один за другим, беря в руки кружку с водой, должны пройти по доске (по полоске, начерченной мелом на полу), не расплескав воду.
Спасти из дыма.
С завязанными глазами доползти до коробки, взять игрушку и вернуться назад.
Кто больше.
На столе стоит миска с водой и ложка. Участники набирают в ложку воду и несут её к месту «пожара», выливают в стакан. Чья команда больше наберёт воды в стакан, та и победит.
Кто быстрее.
Проползти, спасаясь от «дыма» под стульями до «места пожара», взять игрушку и «вынести из огня».
5. Литературная викторина.
- Вы, конечно же не раз читали сказки, рассказы, стихи, где говорилось об огне, пожаре. Сейчас я буду читать отрывки из различных произведений, а вы должны угадать из каких.
1) Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
- Что сделал этот паренёк?
(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».)
2) Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо.
Запрягайте десять пар
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки
Наливайте воду в бочки.
Тили - тили - тили — бом!
Загорелся … (Кошкин дом).
- Чей дом загорелся?
(С. Маршак. «Кошкин дом»)
3) — Ступай скорее вниз, в долину, в хижины людей и достань у них Красный цветок. У тебя будет тогда союзник сильнее меня. Красным цветком Багира называла огонь, потому что ни один зверь в Джунглях не назовёт огонь его настоящим именем — все звери смертельно боятся огня! Достань Красный цветок!
- Ребята, в какой сказке живёт Красный цветок? …
(Р. Киплинг «Маугли»)
4) Ты гори, костёр, гори,
Смолы вешние вари.
Пуст из нашего котла
По стволам пойдёт смола,
Чтобы вся земля весной
Пахла ёлкой и сосной!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
- Кто в новогоднюю ночь грелся возле этого волшебного огня?
(Падчерица. Сказка «12 месяцев»).
6. Блиц-турнир.
- Отвечает тот, кто первым поднимет руку, за правильный ответ команда получает жетон, но если ответ будет неправильным, то у команды отбирается один жетон. Поэтому не спешите, а хорошенько подумайте, прежде, чем отвечать.
- Знает каждый гражданин: пожарный номер... (01).
- Можно ли оставлять без присмотра включённый утюг, чайник, обогреватель?
- Что в первую очередь спасают из пожара? (Детей, стариков и ценные документы и вещи).
- Что страшнее дым или огонь?
- Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?
- Как помочь пострадавшему при пожаре?
- Какие бывают страшные последствия для жизни человека от пожара?
- Какие вы знаете средства противопожарной безопасности, которые должны иметься в каждом учреждении? (Ящик с песком, багор, лопата, ведро, огнетушитель...)
- Средство защиты от огня в помещении, в автомобиле. (Огнетушитель)
- Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
- Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
- В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
- С какой стороны нужно разжигать костёр в ветреную погоду?
- Как нужно выходить из помещения, если оно сильно задымлено?
- Что нужно делать, если на тебе загорелась одежда?
- Что нужно делать, если загорелся телевизор?
- Ты в лесу. Неожиданно пожар. Как выйти из горящего леса?
7. Коллективная игра «Доскажи словечко»
Деревянные сестрички в коробочке. Это … (спички)
Детям спички брать … (нельзя).
Предупреждаем всех недаром:
Трудно справиться с … (пожаром)
При пожаре не зевай,
Огонь водою … (заливай)
А чтобы не случилась в твоём доме беда,
Советы родителей слушай … (всегда)
Легче, чем пожар тушить,
Нам его … (предупредить).
Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по 01.
8. Подведение итога. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знай! Помни! Соблюдай правила пожарной безопасности!
Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности, участвовавшая в открытом конкурсе методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий...
Сценарий урока безопасности Причины пожара. Основные правила пожарной безопасности 2 класс
Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Он дает возможность детям вспомнить причины, по которым возникают пожары и повторить основные правила пожарной безопасности....
Конкурсная программа «Знатоки правил пожарной безопасности», ко Дню пожарной охраны России
Конкурсная программа «Знатоки правил пожарной безопасности»...
Конспект внеклассного занятия в 3 классе «Соблюдай правила пожарной безопасности»
Цель: Закрепить знание правил пожарной безопасности.Задачи:дать краткое представление о значении огня в жизни человека;провести игру на закрепление знаний об основных правилах пожарной безопаснос...
Памятка "Соблюдайте правила пожарной безопасности!"
Родители! Соблюдайте правила ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!...
Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников
Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников...
Тема внеклассного занятия ОБЖ : "Правила пожарной безопасности" 1класс
Тема: «Правила пожарной безопасности»Цели: формировать у детей понятие «пожарная безопасность»; дать общее представление о назначении огня(функциях); систематизировать знания о...