"Учусь создавать проект"( разработки занятий в 1 классе, отчет-презентация)
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Фауст Ирина Викторовна

Разработки занятий, отчет-презентация по проектной деятельности в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_zanyatiy_po_vneurochke.docx77.45 КБ
Файл vneurochka_otchet_1-a_klass_1.pptx994.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Учусь создавать проект»

 Занятия по внеурочной деятельности

1 классс

Занятие 1. «Что такое исследование. Организация исследования»

Цель: познакомить с понятием «исследование», рассмотреть, где человек использует способность исследовать окружающий мир, что такое научные исследования, где и как люди используют результаты научных исследований.

Оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с изображением тем исследований; ручки, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

  1. Психологический настрой

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Для того, чтобы поучиться их добывать, надо овладевать техникой исследовательского поиска. Посещая занятия, вы сможете освоить основные приемы поведения собственных исследований. Можете взять себе в помощники взрослых, старшего брата, сестренку, маму или папу, бабушку или дедушку. Они с удовольствием помогут вам освоить приемы исследовательской деятельности.

  1. Проведение тренировочного занятия

Весь класс располагается вокруг нескольких составленных вместе столов, на которых расположены карточки с темами  исследования.

- Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для этого нужно 2 добровольца.

- Вы должны выбрать тему из предложенных карточек. (выбранную карточку кладем в середину круга, остальные убираем)

- Ваша задача получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом исследования, подготовить о нем сообщение – небольшой доклад.  Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.  Как это можно сделать?

- Что мы должны сделать вначале?  Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

- Карточки с обозначением методов исследования, лежащие пред нами на столе – не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы назвали и разложили их бессистемно. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

А) Сбор материала

- Как вы считаете, что надо делать в самом начале?

- С чего начинать наше исследование?

- А что делать во вторую очередь, третью очередь и т.д.?

«Подумать самостоятельно»

Первый из наших методов «подумать самостоятельно». Что вы знаете об этом предмете? Зарисуйте, запишите, вложите в «папку исследования».

«Спросить у другого человека» - следующий метод исследования и пункт нашего плана. Вы должны спросить о предмете исследования

у окружающих. Вопросы можно задавать всем присутствующим – и детям, и взрослым.

- Помните, ребята, в процессе расспросов других людей можно узнать что-то новое, неизвестное ранее.

«Узнать из книг». В настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные вашему возрасту информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.

«Наблюдение и эксперимент» особенно ценны в любой исследовательской работе.

- Давайте подойдем к аквариуму и понаблюдаем за рыбками. Можно даже провести эксперименты.

-  Боятся ли рыбки разных звуков? Движений?

- Чем питаются?

- Любят ли музыку?

-  Едят ли они что-то необычное?

-Можно ли их обучить чему-либо? И т.д.

Б) Обобщение полученных данных

- Давайте, разложим на столе наши записи. И начнем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы сможем рассказать другим по результатам проведенного исследования. (Дети составляют план рассказа)

 В) Доклад

На детей – исследователей надеваются академические головные уборы и мантии. 2 добровольца – исследователя по очереди делают доклад, дополняют друг друга, подглядывая в свои записи. Начинают с определения основных понятий; кто такие аквариумные рыбки, где они живут и чем питаются, продолжают свое повествование, опираясь на собранный материал.

      Г) Обсуждение

     После доклада ведется его обсуждение. Слушатели (взрослые и дети)      задают вопросы.

     3. Домашнее задание

А) Сделать «папку исследователя»

Б) Выбрать тему для исследования.

Занятие 2. «Выбор темы. Учимся задавать вопросы»

Цель: выяснить увлечения детей, познакомить с тремя видами тем, развивать умение выбирать тему и задавать вопросы.

  1. Психологический настрой

Каждый из вас выбрал тему для исследования. Сегодня мы выясним, к какой группе относится ваша тема, попытаемся научиться задавать вопросы.

  1. Определение тем исследования учащихся

Заслушиваются темы учащихся.

- Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

   Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

   Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

   Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

 (Почему надуваются мыльные пузыри?

Кто построил пирамиды? Кто зажигает звезды?)

- Как вы считаете, чья тема является фантастической? Экспериментальной? Теоретической?  

3. Развитие умений видеть проблему

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она – то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит найти проблему7

Дре      Древнегреческое     слово «problem a» в переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность». Ученые утверждают, что умение найти проблему ценится выше, чем способность решить ее.

Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном,  увидеть сложности и противоречия там, где другим кажется привычным, ясным и простым.

  1. Тренинг

Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на один и те же предметы с разных точек зрения. Если смотреть на один и тот же предмет с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто замечается другим.

А) Задание « посмотри на мир чужими глазами», «продолжи рассказ»

Учитель читает рассказ «Утром небо покрылось черными тучами,  и пошел снег. Крупные снежные хлопья падают на дома, деревья, газоны, дороги».

- Представь, что ты ребенок и просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега?

- Ты – водитель грузовика, едущего по дороге.

- Ты – летчик, отправляющийся в рейс.

- Зайчик.

- Лисичка в лесу.

«В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев»

- Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиции

- учителя.

- школьного психолога.

- одноклассника этих ребят.

- одного из космических пришельцев.

«Возле подъезда вашего дома вырыли большую  траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы».

- Продолжи рассказ, оценивая эту ситуацию с позиции

- жильца этого дома.

- сороки, чье гнездо построено на дереве этого подъезда.

        Томас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз. Этот вывод он сделал после одного собственного наблюдения. 27 его лаборантов ежедневно в течение 6 месяцев проходили по одной дороге, которая вела от лампового цеха к главному зданию завода. Рядом с этой дорогой росло вишневое дерево. Но, когда Томас Эдисон спросил лаборантов о том. Что за дерево растет возле дороги, оказалось, что ни один из них даже не знал о его существовании.

- А вы наблюдательны, когда ходите в школу?

- Расскажите, что растет со стороны школьного входа? Пойдете домой, посмотрите, правы ли вы были?

             Многие люди не только не обладают способностью тонко чувствовать и видеть проблемы, но часто отказываются замечать даже то, что им прямо указывают. Причем нередко доходит дело до курьезов. Так. Например. В «Илиаде» Гомера было довольно подробно описано местонахождение легендарного города Трои. Но все считали это художественным вымыслом, и для археологов и историков XIX века Троя была недосягаема. Никому, кроме немецкого архитектора Генриха Шлимана, не пришло в голову искать Трою, опираясь на описание Гомера. Шлиман стал рассматривать «Илиаду» не просто как литературное произведение, а как серьезный исторический источник. Итогом стали известные всему миру сенсационные археологические находки.

Б) Задание: «составить рассказ от имени другого персонажа»

А сейчас давайте представим, что вы на какое – то время стали, (дети тянут жребий)

- столом в классной комнате.

- камешком на дороге.

- диким животным.

Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

В) Развитие умений выдвигать гипотезу

- А сейчас мы с вами будем вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что. Делая предположения, мы используем следующие слова (слова на отдельных листах вывешиваются на доске):

                  Может быть…

                  Предположим…

                  Допустим…

                  Возможно…

                  Что, если…

 Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными или более из этих предметов:

- письменный стол.

- нефтяное месторождение.

- игрушечный кораблик.

- апельсин.

- мобильный телефон.

- проект постройки дома.

- чайник.

- реактивный самолет.

- букет ромашек.

- охотничья собака.

Условия выдвигать умеете. А теперь, наоборот. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Выскажите предположения. Придумайте несколько провокационных идей.

- Как вы думаете, почему детеныши волчат любят играть?

- Почему весной тает снег?

- почему одни хищные животные охотятся днем. А другие ночью?

- почему зимой идет снег, а летом дождь?

Найдите возможную причину события.

- звонят колокола.

- трава пожелтела во дворе.

- пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

Г) Развитие умений задавать вопросы

А сейчас учимся задавать вопросы. Но сначала нам нужно исправить ошибки маленьких ребятишек из книги К.Чуковского «От двух до пяти».

«Строганок – то, чем строгают.

Копатка – то, чем копают.

Колоток – то, чем цепляют.

Лизык – то, чем лижут.

Мазелин – то, чем мажут».

Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечаете на вопрос. Всем нужно догадаться, каким был вопрос.

Вопросы:

- Какой окрас обычно у лисы?

- Почему совы охотятся ночью?

- Почему космонавт надевает в космос скафандр?

Д) Работа по выбору темы

Если не можешь сразу  определить тему, задай следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- чем я чаще занимаюсь в свободное время?

- По каким учебным программам я получаю лучшие отметки?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

- Есть ли  что–то такое, чем я особенно горжусь?

6. Итог

Чему учились на занятии?

Какие три группы тем исследований существует?

С каких слов начинаем высказывать свои предположения?

О чем утверждал Томас Эдисон?

Кто открыл местонахождение Трои?

Что ему помогло совершить это открытие?

          7. Домашнее задание

           Работа над собственным исследованием

Занятие 3. «Цель и задачи исследования»

Цель: развивать умение ставить цели и задачи к своим исследованиям, задавать вопросы.

                                        Ход занятия

  1. Психологический настрой

Сегодня мы будем учиться ставить цель и задачи к исследованиям. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, выбрана тема «Поведение ворон», интересующая нас проблема – как обычно ведут себя вороны, а цель исследования в этом случае – изучение поведения ворон.

  1. Цель

Примерные формулировки целей исследования начинаются со слов:

Выявить…

Определить…

Изучить….

Примерные формулировки целей проекта обычно начинаются словами:

Разработать…

Создать…

Выполнить…

Конечно, возможны и другие варианты. Не следует себя ограничивать, ведь мы занимаемся творчеством.

  1. Работа по определению целей

Рассматриваются различные темы, к ним ставятся цели.

Например, узнать, что делает водолаз под водой?  Выяснить, почему репейник колючий?  Расследовать, зачем зебре полоски?

  1. Задачи исследования

задачи исследования обычно уточняют цель. Если цель указывает общее направление движения, то задачи описывают основные шаги. Например, исследуя поведение ворон и имея цель изучить ее особенности, мы ставим себе задачи выяснить:

- от чего зависит поведение ворон;

- как ведет себя ворона со своими собратьями;

- каково ее поведение с людьми;

- как ворона реагирует на появление опасности

- как меняется поведение вороны в разное время года;

- каковы индивидуальные особенности вороны.

        Бывает и иначе – искал человек одно, а нашел совсем другое.  Так, например, Архимед пришел в термы просто помыться, но, погрузившись в ванну, вдруг понял, как решить задачу царя Герона. Другая легенда утверждает, что Исааку Ньютону упавшее яблоко помогло сделать выдающееся открытие – вряд ли, находясь под яблоней, он искал решение проблемы всемирного тяготения.

  1. Развитие умения задавать вопросы

А) «Найди причину события с помощью вопросов»

-Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло? (Можно устно)

- Дети вылепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так произошло?

(Можно письменно)

- Сережа готовился к уроку, но когда пришла учительница и вызвала его к доске, он не смог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?

Б) «Вопросы машине времени»

- Задайте 3   самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

В) «Вопросы домашних животных»

-Как вы думаете, если бы домашние животные могли говорить, какие они вопросы хотели бы вам задать?

6. Развитие умения видеть проблемы

А) Назовите как можно больше признаков предмета

Стол, дом, книга, кувшин

Б) Наблюдение очевидного

Тема одна – сюжетов много. Нарисуй рисунок к теме «Зима».

7. Итог

- Чему учились.

- Назовите слова, которые могут помочь сформулировать цели исследования, цели проектирования.

8. Домашнее задание

Подумать над целями и заданиями собственного исследования.

Дорисовать рисунки на тему «Зима»

Занятие 4. «Учимся вырабатывать гипотезы»

Цель:

           - Выяснить, что такое гипотеза, как создаются гипотезы;

           - Развивать умение выдвигать гипотезы, правильность их установки;

            - Развитие умений видеть проблему и задавать вопросы.

Ход занятия

  1. Психологический настрой

Сегодня на занятии мы с вами выясним, что такое гипотеза, как создается. Поучимся выдвигать гипотезы.

2. Проверка домашнего задания

  Обсуждение рисунков на тему «Зима».

- На  прошлом  занятии мы развивали свои способности по-разному смотреть на одно и то же явление или событие. Вам всем была дана одна тема – «Зима». Посмотрите, какие разные рисунки вы нарисовали. Помните, что у каждого из вас свое видение предметов или явлений на одну и ту же проблему – каждый из вас может рассмотреть под своим углом зрения.

III Развитие умения видеть проблемы и задавать вопросы.

     1.«Увидеть в другом свете»

     Ни для кого не секрет, что одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Красивые и нежные в лучах утреннего солнца кусты роз ночью при свете луны могут казаться похожими на страшных чудовищ. Меняя мысленно характер освещенности предмета, можно приобрести возможность увидеть его иначе, в «другом свете». Мысленно можно поменять не только свет, но и цвет.

     Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к белому яблоку, синей котлете или красному воробью. Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир?

       

   2. Вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте поучимся -------задавать вопросы.

Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, ученик громко отвечает на него. Все остальные должны догадаться, каким был вопрос.

        Образцы вопросов:

- Ты любишь спорт?

- Ты читаешь книги о природе?

- Чем питаются лягушки?

- Сколько лапок у пауков?

     IV Гипотеза исследования

Гипотеза- это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого    hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

● Предположим .. .

●  Допустим . . .

●  Возможно . .

●  Что, если . . .

 

      V Практическая работа по постановке гипотез

1. Посмотрите, как правильно выдвигать гипотезы. Давайте выскажем свои гипотезы.

а) Почему самолет оставляет в небе след?

- Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути...

- Допустим, потому что он разрезает небо…

- Что, если это послание инопланетянам…

б) Что такое хлебное дерево?

- Предположим, оно вырастает из сухарей…

-…(высказывания детей)

в) Почему цыплята желтые?

-… (Высказывания детей)

   - Жизнь гипотезы может быть долгой, но если за нее берется настоящий исследователь, гипотеза быстро исчезает. Если ее доказать, она исчезает потому, что станет основной научной теорией. Если гипотезу опровергнуть, она исчезнет, превратившись в ложное предположение.

2)Предположите несколько разных гипотез по этим поводам.

Не забывайте использовать слова, которые мы используем, когда выдвигаем предположения. Можете использовать самые провокационные идеи (провокационные – то есть самые неправдоподобные, необычные).

- Почему цветы имеют такую яркую окраску?

- Почему бывают наводнения?

- Почему бывают землетрясения?

3) Найди возможную причину события.

- Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги.

- Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

- Друзья поссорились.

   

     - Когда вы будете проводить свое исследование, вы будете выдвигать свою гипотезу. Если их будет несколько, то их надо будет пронумеровать? Самую важную, на ваш взгляд, поставьте на первое место, менее важную – на второе и так далее.

    VI Итог

- Чему новому научились?

- Что такое гипотеза?

- Что такое провокационная идея?

VII Рекомендации по проведению экспресс – исследования.

                   Определение прозрачности воды

Описание работы.

1. Возьмите несколько образцов воды: горячую из крана, холодную из крана, талый снег (можно в нескольких местах).

2. Налейте в прозрачный стеклянный сосуд (можно неграненый стакан) исследуемую воду.

3. Попробуйте сверху различить газетный текст стандартного шрифта сквозь налитую в сосуд воду. Сосуд  с водой должен находиться над текстом на высоте 4-5 см. Высота водяного столба в сантиметрах, сквозь который текст можно прочитать, можно считать значением прозрачности воды. Так, прозрачность питьевой воды должна быть не менее 30 см.

4. Оцените прозрачность исследуемой воды по одной из трех характеристик:

  - прозрачная;

  - малопрозрачная;

  - непрозрачная.

Исследование

   Фамилия, имя исследователя____________________________________

   Дата проведения исследования «___»__________________200____года

   Тема___________________________________________________________

   Цель ___________________________________________________________

__________________________________________________________

Ход исследования

Результаты:

Вода

Характеристика воды

Высота водяного столба

1

Холодная из крана

2

Горячая из крана

3

Растаявший снег с дороги

4

Растаявший снег из парка

5

6

7

Вывод:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII Домашнее задание

Провести экспресс исследование

Занятие 5. «Учимся давать определение понятиям»

Цель: - познакомить с понятиями и их формулировками;

           - рассмотреть загадки как определение понятий;

            - тренинг по развитию  и умений давать определения понятиям;

            - развивать культуру мышления.

Оборудование: наглядный материал, картинки с изображением предметов.

Ход занятия

   I Психологический настрой

Сегодня на занятии будем учиться давать определения понятиям.

 

Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.

   II Приемы, сходные с определением понятий

1. Описание.

   Любая наука широко использует описания. Описать объект, значит, ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

   Примеров описаний много в  книгах по разным наукам (чаще в биологии)

    а) Вот один из многочисленных примеров описания, содержащийся в книге «Жизнь животных» биолога А.Э. Брема Автор описывает волнистых попугайчиков:

 «Волнистый попугайчик принадлежит к числу наиболее мелких попугаев, но на наш взгляд кажется больше, вследствие длинного хвоста. Клюв его в вышину более, чем в длину; верхняя челюсть почти отвесно спускается вниз, в виде длинного крючка; ноги тонкие, довольно высокие; крылья длинные и острые; хвост длинный, ступенчатый. Оперенье чрезвычайно мягкое и красиво окрашено в  различные оттенки зеленого цвета».

   - У кого дома есть волнистые попугайчики, понаблюдайте за ними и сравните собственное описание с описанием А.Э. Брема. Насколько оно сделано точно. Прав ли автор, утверждая, например, что оперение волнистых попугайчиков «…красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета»?

   б) Попробуйте самостоятельно сделать описание предмета. Детям можно представить фотографию бабочки. (Дети задание выполняют письменно)

2. Характеристика.

   Этот прием предполагает перечисление некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

  Привожу пример составления характеристики. Воспользуемся рассказом Е.Чарушина «Про Томку» Охотник выбирает себе щенка – будущего помощника на охоте. Вот как он характеризует щенков:

      «Щенки небольшие – только что научились ходить.

       Который из них, думаю, мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годиться?

       Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.

       Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму -  не люблю злых.

         А вот еще хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять»

    Перед нами короткие, но очень информативные характеристики щенков, полученные охотником в результате наблюдений. Дальше автор описывает, как охотник проводит простой и очень интересный эксперимент, чтобы лучше узнать понравившегося ему щенка:

        «В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть, один щенок грыз деревяшку, я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он или не почует?

          Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашел, ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет – уговаривает не сердиться.

          И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

          Я обрадовался. Ну, думаю, вот это охотник. От такого и дичь не спрячется».

    Этот отрывок, как видим, замечателен не только тем, что автор показывает нам прекрасный пример краткого описания характеристик нескольких щенков, а еще и рассказывает о том, как можно провести эксперимент. Ведь выбиравший щенка охотник провел настоящее исследование, выбирая щенка. Он понаблюдал за каждым щенком, дал каждому характеристику – определил основные, характерные черты щенков. Он провел эксперимент с тем щенком, который его заинтересовал, и убедился в Ом, что он может стать настоящим охотничьим псом.

 

    3. Разъяснение посредством примера.

     Привожу вариант описания с использование данного приема:

     Вновь воспользуемся примером из цитированной уже книги А.Э. Брема «Жизнь животных». Приведем вариант описания с использованием приема «разъяснение посредством примера»:

      «Морские черепахи отличаются от сухопутных и пресноводных тем, что передние ноги у них длиннее задних и превращены в настоящие ласты; голова может втягиваться под панцирь лишь отчасти, а ноги совсем не могут втягиваться. Острые роговые челюсти часто бывают зазубрены, так, что представляют подобие зубов, верхняя челюсть покрывает нижнюю и загибается вниз вроде клюва.»

        Как видим, автор, описывая морских черепах, постоянно обращается к их сухопутным и земноводным сородичам.

        Приведите свой пример.

4. Сравнение.

Подберите сравнение для таких объектов: лампа; жаворонок; лось; жилой дом; автомобиль; книга; телескоп.

    Например, гиппопотам – похож на корову или лошадь ( в переводе с греческого это слово означает «речная лошадь»).

5. Различение.

Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор другой и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе. Например: Слова «солнце» и «солярка» имеют один и тот же исток. Слово «соляровый» образовано от латинского слова solaris – солнечный.

 Приведите примеры.

6. Ограниечение и обобщение понятий.

 Ограничение понятия – логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. Например, начнем с понятия «населенный пункт» - ограничим его и получим «Город». Еще одно ограничение «столица», ограничиваем далее – «столица Казахстана»

  Возможна и обратная ограничению операция – операция обобщения. Это – операция перехода от видового понятия к его родовому понятию. От понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Например, обобщая понятие «русская псовая борзая», получим – «русские борзые». Затем – «борзые», далее – «охотничьи собаки»; и далее – «собаки», «млекопитающие животные», «позвоночные животные», «животные», «организмы».

 

   Задание: ограничьте понятия: автомобили; здания; одежда; мебель и др.

 

  Задание: обобщите понятия: продолжительный осенний дождь; большая игровая комната; детская художественная литература.

   Задание: из приведенных ниже понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему:

насекомое                                              Храм Христа Спасителя

книга                                                      знаменитый полководец

А.В. Суворов                                          энциклопедия

выдающаяся личность                          пчела

церковная архитектура                         Леонардо да Винчи

7. Загадки как определения понятий.

   Отгадка загадки – это ее определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть.

 

   Щеки красные, нос белый, в темноте сижу целый день, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редиска)

   Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз)

   Отцвел желтенький цветок, остался беленький пушок. (Одуванчик).

Заворчал живой замок, лег у двери поперек. Две медали на груди, лучше в дом не заходи! (Собака)

   Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

8. Кроссворды.

Игра – «трудные слова».

Разделимся на две-три  подгруппы. Придумайте по три  «трудных слова». Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по вашему мнению, никому, кроме вас, неизвестно.

Понятия, которыми должны овладеть дети:

Явление; причина; следствие;  событие; обусловленность; зависимость; различие; сходство; общность; совместимость; несовместимость; возможность; невозможность и др.

Задание – «выявление причин и следствий». Слова в предлагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием:

           Причина:                                                               Следствие:

 

Смех, шутка.

 Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.

Утро, солнце, пение птиц, радость.

Снег, мороз, зима, вьюга, лед.

Боль, падение, перелом ноги.

Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

Рекорд, медаль, тренировка, победа.

III Итог

- С какими приемами определения понятий познакомились на занятии?

Занятие 6. «Развитие умения классифицировать»

Цель: - выяснить, что такое суждение и научиться высказывать суждения;

           - что такое классификация и что значит «классифицировать»;

           - познакомиться с понятием «дихотомическое деление»;

           - выполнение практических заданий на классифицирование предметов по разным основаниям.

Оборудование: геометрические фигуры для классифицирования; набор таблиц для классификации предметов и явлений; картинки с изображением: яблока, клена, слона, дуба, мыши, самолета, банана, яхты, собаки, апельсина, сосны, автомобиля.

Ход занятия

I Психологический настрой

Исследование и познание мира предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. Это называется классификацией. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы.

  Сегодня мы познакомимся с правилами классификации и будем учиться классифицировать предметы и явления окружающего мира.

II Правила классификации

Правила классификации:

●  Члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга).

●   Деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию.

●    Деление должно быть соразмерным.

 

 III Дихотомическое деление

Дихотомическое деление- деление пополам – особый вид классификации. В итоге выделяются предметы, имеющие и не имеющие этого признака. В обычной классификации людей можно разделить на мужчин и женщин, а в дихотомической – на «мужчин» и  «немужчин», на взрослых и детей, а на «взрослых» и «невзрослых»

Задание: подберите противоположные понятия, используя дихотомию:

Игрушки                                животные                                  рыбы

Инструменты                        автомобили                               планеты

Большие                                летние                                        веселые

Ясный                                    кривой                                       активный

IV Развитие умения классифицировать

 Задание 1. Продолжи ряды, например: полезные ископаемые – это уголь, руда, газы и др.

Игрушки –

Люди –

Деревья –

Животные –

Задание 2. Классификация одних и тех же предметов

Слова: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль.

●Категориальное объединение:

а) яблоко, банан, апельсин – фрукты;

б) клен, дуб, сосна – деревья;

в) слон, мышь, собака – животные;

г) самолет, яхта, автомобиль – транспорт.

● Функциональное объединение:

а) яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, автомобиль – предметы потребления;

б) клен, слон, дуб, мышь, собака, сосна – живые существа, поддерживающие    

    равновесие в природе.

● Пространственное объединение:

а) яблоко, клен, слон, дуб, мышь, банан, сосна – живут в дикой природе;

б) самолет, яхта, автомобиль -  имеют специальные помещения.

●  Аналитическое объединение:

а) яблоко, клен,  банан, апельсин, дуб, самолет, яхта, сосна, автомобиль – могут    

   быть желто- зелеными;

б) слон, мышь, собака – имеют четыре ноги;

в)  яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, автомобиль – могут иметь округлые формы.

V Классификация с явными ошибками

Задание 1. Назови ошибки и прокомментируй их.

а) Аргентинский писатель, поэт и философ Х.Л. Борхес приводит пример классификации животных, которую он обнаружил в некой китайской энциклопедии:

Принадлежащие императору;

Бальзамированные;

Прирученные;

Молочные поросята;

Сирены;

Сказочные;

Бродячие собаки;

Нарисованные очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти;

Издалека кажущиеся мухами и др.

б) классификация автомобилей: легковые, грузовые, большие, маленькие, черные, белые, умеющие плавать, пластмассовые, желтые, нарисованные на сиене, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.

в) Классификация деревьев: хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.

    Какое правило классификации нарушено?

VI. Итог

- Какие правила классификации вы запомнили?

          Занятие 7. «Наблюдение и наблюдательность»

Цель: - познакомиться с наблюдением как методом исследования;

           - изучить преимущества и недостатки;

           - показать наиболее распространенные зрительные иллюзии

           - выполнение заданий на проверку и тренировку наблюдательности;

          - провести экспресс-исследование.

Оборудование: бланки с методикой проведения экспресс - исследования «Охота за киловаттами»: раздаточный материал.

Ход занятия.

I Психологический настрой

 Наблюдение – самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Наблюдение постоянно используется обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений в мире.

 Поэтому на сегодняшнем занятии мы будем развивать нашу внимательность.

II Развитие умений наблюдать.

 Задание 1. Найди 10 отличий, раскрась рисунок.

 Задание 2. На стол выкладываются различные предметы. Дети в течение нескольких секунд смотрят на предметы. Затем по команде закрывают глаза. Учитель убирает или переставляет местами некоторые предметы. Потом задает вопрос: «Что изменилось?»

  Задание 3. Аналогии с простыми геометрическими фигурами.

- На какую геометрическую фигуру похожа голова человека?

- Какую фигуру напоминает ствол дерева?

- На какую геометрическую фигуру похожи шипы роз?

Задание 4. Возьмем хорошо знакомые предметы простой формы, например: кубик, книжку, мячик, собранную пирамидку.

    Задание – посмотри и нарисуй в таблице, как будет выглядеть каждый из этих предметов сверху, слева и справа.

Вид предметов

Предмет

Кубик

Книжка

Пирамидка

Мячик

Сверху

Слева

Справа

Задание 5. Рассмотри предметы, находящиеся вокруг тебя. Найди среди них: все предметы красного цвета; все круглые предметы; все мягкие предметы; Нарисуй их.

Задание 6. Понаблюдай за поведением людей и дорисуй на схемах, какие прически (а так же брови, ресницы, усы, бакенбарды) имеют разные люди.

Задание 7.Учимся наблюдать.

  На первый взгляд все воробьи похожи друг на друга, как близнецы. Но опытный наблюдатель обязательно заметит, что двух одинаковых воробьев не бывает.

  Задание – давайте понаблюдаем, чем похожи и чем отличаются воробьи друг от друга.

  Ответьте на вопросы:

- Все ли они одинакового размера?

- Все ли они имеют одинаковую окраску?

- Все ли они имеют одинаковое оперение?

- Все ли они одинаково поют?

- Все ли они миролюбивые и есть ли среди них драчливые?

- Все ли они любят есть одно и то же?

- Какие еще вопросы помогут узнать новое о воробьях

III Экспресс – исследование

Охота за киловаттами

Описание работы.

Для того чтобы узнать, каков обычный расход электроэнергии в твоей квартире, можно посмотреть счетчик. Он показывает расход электроэнергии в киловатт-часах (один КВт – 1000 Ватт).

1. Чтобы понять, на что расходуется энергия, составь список источников, его потребляющих (это лампы и все-все приборы, включаемые в розетку).

2. Посмотри, какие из них потребляют больше всего энергии (обычно мощность прибора написана на них). Будь особенно внимателен с такими приборами.(Попроси помощи у родителей, если нужно)

3. Подумай, везде ли в твоей квартире необходимы яркие лампочки, может, их стоит заменить менее мощными?

4. Старайся, чтобы в квартире не работали лишние приборы – лампы в комнате, где никого нет; телевизор, если его никто не смотрит.

5.  Сравни результаты своей компании за экономию электричества с данными за прошлый месяц.

6.  Обсуди с родителями возможность установить в некоторых местах(например, в коридоре), лампы дневного света – они дают больше света и потребляют меньше энергии.

Исследование

Дата проведения исследования «___»____________________________200__года

Фамилия, имя исследователя____________________________________________

Тема_________________________________________________________________

Цель:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход исследования

Источники, потребляющие электроэнергию:_________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Результаты: электроэнергия за _____________________________-

                                                        Название месяца

                     электроэнергия за _____________________________-

                                                        Название месяца

Вывод:

IV  Итог

- Зачем человеку наблюдательность?

V Домашнее задание

1. Провести экспресс-исследование.

2. Выполнить задания №№ 6,7

Занятие 8. «Учимся высказывать суждения, делать умозаключения и

                    выводы»

Цель: - познакомить с истинными и ложными суждениями;

           - научить составлять «матрицу для оценки идей»;

            - выполнить практические задания по высказыванию суждений и умозаключений.

Оборудование: матрицы для оценки идей (на каждого ученика); таблицы с заданиями.

Ход занятия

I Психологический настрой

      Когда мы проводим какое-нибудь наблюдение или эксперимент, у нас обычно возникает множество идей. Как оценить гипотезу или идею? Самый лучший способ – это проверить ее в ходе исследования, но возможен и другой способ оценки, более быстрый и экономичный. Идею можно оценить в уме. Для этого мы воспользуемся специальной матрицей.

II Матрица для оценки идей.

Задание 1.

- Чтобы вы поняли, как можно воспользоваться матрицей для оценки идей, возьмем для примера какую-нибудь ситуацию, требующую решения. Например, нам требуется жилище для бродячего щенка (котенка и др.)

                                                                                                Таблица 3

Матрица для оценки идей

Идея

Сложно

Дорого

Опасно

Неком-фортно

Долго

1

Поселить щенка дома

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

2

Сделать ему коттедж во дворе

Да

Да

Да

Нет

Да

3

Поселить его в подвале дома

Нет

Нет

Да

Да

Нет

4

Поселить его в коробке в подъезде

Нет

Нет

Да

Да

Нет

5

Сделать ему пещеру в ближайшем парке

Да

Нет

Да

Да

Да

6

Поселить его в ближайшем детском саду

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

7

Поселить его в школе

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

8

Найти ему хорошего хозяина

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Обсуждение результатов

- Наша матрица показывает, что самые хорошие идеи – это «поселить щенка дома» или «поселить его в школе или ближайшем детском саду». Правда, мы отметили, что и то, и другое «сложно». Дома сложно договориться с родителями, а в школе сложно найти (обычно) место, где щенок никому бы не мешал.

Задание 2. Проблема для оценки идей:

а) В какие игры лучше играть?

б) Какой вид транспорта самый лучший?

в) Какой дом самый надежный?

г) Какие растения лучше выращивать в саду?

III Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы

Суждение – одна из форм  логического мышления.

Задание 1. Проверьте правильность утверждений:

       Все деревья имеют ствол и ветви.

       Тополь имеет ствол и ветви.

       Следовательно, тополь – дерево.

        Все волки серые.

        Юкон – серый.

        Следовательно, он – волк.

        Все металлы проводят электричество.

        Ртуть – металл.

        Следовательно, ртуть проводит электричество.

        Все граждане России имеют право на труд.

         Иванов -  гражданин России.

        Следовательно, Иванов имеет право на труд.

        Когда идет дождь, крыши домов мокрые

        Крыши домов мокрые.

        Следовательно, идет дождь.

         Настоящие мужчины играют в хоккей.

           Максим играет в хоккей.

           Следовательно, Максим – настоящий мужчина.  

Задание 2. Простые аналогии

Скажите, на что похожи: облака на небе; морозные узоры на стекле; очертания деревьев за окном; Старые автомобили; новые кроссовки; цветные карандаши.

Задание 3. Умозаключения по аналогии

 Пример:

 а) У кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы у зайца, только разница в длине между ними не так велика.

- Сделайте умозаключение по аналогии между:

   а) рыбой и подводной лодкой;

   б) стрекозой и вертолетом;

   в) птицей и самолетом.

IV  Итог

V  Домашнее задание

     Придумайте свои аналогии

Занятие 9. «Организация исследования. Развитие умения работать с текстом»

Цель:  - учить детей составлять план работы;

            - познакомить с доступными методами исследования: подумать самому; спросить у другого человека; понаблюдать; провести эксперимент; просмотреть книги о том, что исследуешь; познакомиться с кино – и телефильмами по теме исследования; обратиться к компьютеру;

            - развитие умения работать с текстом.

Оборудование: условные обозначения методов исследования.

Ход занятия

   I Психологический настрой

- Сегодня, ребята, мы познакомимся с доступными для нас методами исследования. Поучимся составлять план собственного исследования.

   II Вступительная беседа

Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод ( от греческого слова  methodos) – способ, прием познания явлений окружающего мира.

   Воспользуйся теми методами, которые могут проверить вашу гипотезу (гипотезы).

  III  Подумать самостоятельно

 С этого надо начинать любую исследовательскую работу.

  Задай себе вопросы:

- Что я знаю об этом?

- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? (Почему море соленное? « Я думаю, соль – доброе чудовище…», «А дедушка говорил…», «А в сказке…», «Но Маша рассказывала…».)

IV Просмотреть книги о том, что исследуешь

     Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже  открыто и записано в книгах.

     Начинать  работу  нужно с энциклопедий и справочников. Вашими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всем».

     Конечно же, не всегда ты можешь найти все нужные книги  в домашней библиотеке. Поэтому посетите школьную, районную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается  недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

V Спросить у других людей

     Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

     К специалистам мы отнесем тех, кто профессионально занимается тем, что вы изучаете.

     Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что вы изучаете.

VI  Обратиться к компьютеру

     Сегодня ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Вы знаете, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

     Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-  дисках. Также с помощью компьютерных программ вы сможете посетить виртуальные музеи и полистать странички энциклопедических справочников.

VII Понаблюдать

      Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны.

VIII Провести эксперимент

  Эксперимент (от латинского слова  experimentum) –проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

    Провести эксперимент – значит, выполнить какие-то действия с предметом  исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Может быть, вы проведете не один, а несколько экспериментов. Вспомните, может быть вы уже имели возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.

IX Развитие умения работать с текстом

Задание 1. «Рассеянный автор» (автор задания П.М. Баев)

Восстанови тексты:

1. Здравствуй, Ольга! Он летчик и часто летает в Москву. Посылаю тебе свою фотографию. Вчера к нам приехал мой старший брат Ян. Напиши, как ты учишься. С приветом, Власта. Я тебе давно не писала. Я была больна.

2. Многие из них улетели в теплые страны. Когда дует ветер, они отрываются от веток и летят высоко над землей. Птицы уже не поют. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Все чаще идут дожди, стало холодно.

Восстановленные тексты:

1. Здравствуй, Ольга! Я тебе давно не писала. Я была больна. Вчера к нам приехал мой старший брат Ян. Он летчик и часто летает в Москву. Посылаю тебе свою фотографию. Напиши, как ты учишься. С приветом, Власта.

2. . Наступила осень. Все чаще идут дожди, стало холодно. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Когда дует ветер, они отрываются от веток и летят высоко над землей. Птицы уже не поют. Многие из них улетели в теплые страны.

Задание 2. «Рассказ на заданную тему»

   Ученик выходит к доске и объявляет тему игры. Например – «Зима».  Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой, например: снег, лед, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ребенок, назвавший тему, записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ. ( Остальные дети также могут самостоятельно составить  свои рассказы).

    Пример рассказа:

    «Наступила зима. Выпал снег. Каждый день на улице мороз. Иногда бывают метели. На реке появился лед. Но мы не боимся ни мороза, ни метели. Каждый день катаемся с горки на санках и на лыжах, ходим на каток кататься на коньках. Лепим из снега снеговиков».

Задание 3. «Подбери слова(прилагательные и существительные), отвечающие ощущениям тепла и холода» («весны и зимы», «утра и вечера» и др)

  Примеры ответов:

Тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой.

Холод – айсберг, утро, расставание, полярный.

- Давайте немного усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений.

Тигр – полосатый, большой, хищный, отважный.

Дом –

Солнце –

День –

Июнь -

X  Итог

- С какими методами исследования познакомились на занятии?

Занятие 10. «Как работать с книгой»

Занятие проходит в школьной библиотеке.

Цель: выяснить, какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными, что такое справочник, энциклопедия и т.д.

                               Ход занятия

1. Психологический настрой

Сегодня мы пришли в «Книжкино царство», чтобы поближе познакомиться с системой, по которой расположены все книги. Вы узнаете, как быстро найти нужную книгу или информацию, сэкономив драгоценное время.

2. Рассказ библиотекаря

3. Развитие умения работать с текстом

Задание 1 «Сочиняем сказки»

Подготовка. Учитель готовит карточки. На каждой из них нарисован сказочный персонаж и написано имя. Чем больше карточек, тем лучше. Женские персонажи: Баян-Сулу, Аленушка, царевна Несмеяна, Баба-Яга, Золушка, Белочка, Русалочка, Шапокляк, Красная Шапочка и другие. Мужские персонажи: Козы Корпеш, Буратино, Незнайка, Кот Матроскин и другие.

Игра. Группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад вытягивает пять карточек. Их задача-через 10-15 минут составить сказку с выбранными героями и записать ее в тетрадь.

4. Итог.

-Что такое каталог?

-Для чего нужна каталожная система?

- Электронные учебники?

-Какие справочники и энциклопедии можно использовать в вашем возрасте?

Занятие 12 «Развитие умения экспериментировать»

Цель: выяснить, что такое мысленный эксперимент, развитие умения экспериментировать, провести эксперимент.

Ход занятия

1. Психологический настрой.

-Что такое эксперимент? (ответы детей). Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту.

Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках.

Эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, так и в естественных условиях. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.

2. Мысленный эксперимент

На первый взгляд словосочетание «мысленный эксперимент» может показаться странным. Все же специалисты выделяют особые мысленные эксперименты. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет  себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом исследования и яснее может увидеть результаты этих действий.

Задание 1. Попробуем в ходе мысленных экспериментов решить следующие задачи:

- Что будет, если  все станут выше ростом?

- Что нужно для того, чтобы накормить человечество?

- Если бы озеро стала столом, чем были бы лодки?

- Что будет, если люди научатся читать мысли других?

-Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?

- Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?

Задание 2. «Неоконченный рассказ»

Читаем детям неоконченный рассказ:

«Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось…»

Вопросы:

-Представьте, что вы милиционер, идущий мимо, что вы скажете Диме?

- А что бы вы сказали, если бы были другом Димы?

- Его сестрой? Его бабушкой? Его родителями?

3 Эксперимент с реальными объектами

Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Давайте проведем несколько простых экспериментов.

Эксперимент 1. «Определяем плавучесть предметов»

Перед вами десять разных предметов. Это деревянный брусок, чайная ложка. Маленькая металлическая тарелка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мяч, шарик из пластилина. Картонная коробка, металлический болт.

- Давайте выстроим гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. (Ответы детей). Затем эти гипотезы надо проверить.

После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик, а если мы придадим пластилину форму тарелки?

А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать, или оба утонут?

Эксперимент 2. «Когда вода исчезает»

- Приведем другой эксперимент с водой. Попробуем провести экспериментальное исследование процесса исчезновения воды. Вода, как вам известно, может впитываться, а может испаряться. Попробуем изучить экспериментально эти ее свойства.

Возьмем разные предметы: губку, газету, кусочек ткани, кусочек дерева, блюдце. Теперь аккуратно ложкой будем понемногу поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? – перечислим. Теперь определим из тех, что впитывают, какие впитывают лучше.

Продолжим эксперимент по исчезновению воды. Нальем воду в блюдце. Воду оно не впитывает. Границу отметим фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим, что произойдет? Какая-то часть воды испариться. Отметим новую границу и вновь через день проверим уровень воды.

4. Итог

Чем отличается мысленный эксперимент от эксперимента с реальными объектами?

5. Домашнее задание

Принести цветную бумагу, клей, альбом, ножницы, салфетку.

Занятие 12. «Коллективное исследование «Как работает завод»

Цель: показать, как действует обычный производственный конвейер.

Ход занятия

1. Психологический настрой

Сегодня мы узнаем, как изготавливают игрушки на заводе, и сами попробуем их изготовить.

2. Просмотр видеофильма, изображающий труд людей на заводе

3. Практическая работа

Каждый получает детали для работы на конвейере.

4. Обсуждение выполненных работ.

-Какие трудности возникли при выполнении работы по конвейеру?

5. Домашнее задание

провести коллективное исследование «Идеальный учитель для первоклассников»

Занятие 13. «Подготовка к защите исследовательской работе»

Цель: выяснить, чем исследование отличается от проекта, что такое доклад, как составить план своего доклада.

Ход занятия

1. Психологический настрой

Сегодня на занятии мы с вами выясним, чем исследование отличается от проекта, что такое доклад, как составить план своего доклада.

Выполним практическую работу по составлению плана своего доклада на примере исследования «Идеальный учитель для первоклассников».

2. Рассказ учителя

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского «выдающийся вперед». Слово «проект» имеет несколько значений. Одно из них – это какой-либо замысел или план.

Проектирование – процесс разработки и создание проектов предполагаемого или возможного объекта.

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого – либо заранее планируемого объекта, даже ее модели. Исследование, по сути – процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Таким образом, проектирование и исследование – изначально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Доклад – это выступление с последовательным изложением исследования по плану.

3. План составления доклада

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

        1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

       2.  Классифицировать основные предметы, процессы, явления, события.

        3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

        4. Выстроить по порядку основные идеи.

        5. Предложить примеры, сравнения, сопоставления.

        6. Сделать выводы и умозаключения.

        7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

        8. Подготовить текст сообщения.

         9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

        10. Приготовиться к ответам на вопросы.

4. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.  Как научиться давать определения понятиям?

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью непростого отличия его от сходных с ним предметов.

Описать объект – значит, ответить на вопросы. Что это такое? Чем это отличается от других объектов?

5. Классифицировать основные предметы, процессы, явления, события.

Классификация – деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков.

6. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадокс – мнение или утверждение, резко отличающееся или противоречащее общепринятым  мнениям или наблюдениям. Слово парадокс  образовано от греческого слова – неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

7. Ранжировать основные идеи

Ранжирование – от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг – это знание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит, выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем и т.д.

Умение отделить главные идеи от второстепенных идей  – важнейшая особенность мыслящего ума.

8. Предложить сравнения и метафоры.

Привести примеры, сделанные сравнения и сопоставления.

9. Сделать выводы и умозаключения.

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведет итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения.

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мысль – значит высказать суждения. На основе проведенного исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

10. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме).

11. Подготовить текст сообщения.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким , и его можно составить по такому плану:

1. Почему избрана эта тема.

2. Какую цель преследовало исследование.

3. Какие ставились задачи.

4. Какие гипотезы проверялись.

5. Какие использовались методы и средства исследования.

6. Каким был план исследования.

7. Какие результаты получены.

8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.

9. что можно исследовать в этом направлении дальше.

12. Практическая работа.

Дети, организуясь в группы, по составленному плану исследования «Идеальный учитель для первоклассников», оформляют доклад.

13. Итог.

Каждая группа зачитывает свой доклад.

14. Домашнее задание.

Принести альбомный лист, цветные карандаши, краски, фломастеры.

Занятие 14. «Как делать схемы»

Цель: - познакомить с понятиями «схема»,  «чертеж»,  «рисунок», «макет».

Ход занятия

1. Психологический настрой

На доске вывешивается схема, чертеж, рисунок, выставляется макет одного и того же объекта.

- Скажите, похожи ли изображения на листах и на столе?

- Чем отличается?

- Вы можете определить, где рисунок, а где план или чертеж?

2. Рассказ учителя

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами. Например, мы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке – нарисуйте карту – схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего – сделайте рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая подводная лодка – склейте макет. А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе на его успехи в учебе, и предполагаете новые расстановки столов в классной комнате,  то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они учились хорошо.

3. Подготовка к ответам на вопросы

В научном мире понятно, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым.

4. От чего зависит успех

Есть несколько правил,  которых вы должны придерживаться в своей работе, если желаете, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект велик.

. не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

. Действуй, не бойся совершить ошибку.

. Будь достаточно смел, чтобы принять решения.

. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов.

5. Практическая работа

Попробуем нарисовать сами эскизы схем, чертежей, рисунков по теме вашего исследования.

6. Итог

Просмотр и анализ выполненных работ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Южная СОШ» Фауст Ирина Викторовна 2016-2017 учебный год Отчет по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» в 1А классе

Слайд 2

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Провести диагностику мотивационной сферы учащихся, проанализировать результаты. 2. Развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий. 3. Совершенствовать исследовательские умения и навыки. Проблема: - отсутствие у детей любознательности, угасание интереса к познанию нового в процессе учения .

Слайд 3

В 1 классе работа по проектной деятельности носит ознакомительный характер. Дети учатся работать по плану, выдвигать гипотезы, получают первоначальные навыки выступления перед аудиторией , учатся демонстрировать продукт своего проекта

Слайд 7

Продукт проекта – фото-отчет « Мое 1 сентября » Черешневой Полины

Слайд 8

Продукт проекта – газета « Мой любимый предмет»

Слайд 9

Продукт проекта – газета « Мой любимый предмет-математика» Гринько Анжелика

Слайд 10

Продукт проекта – газета « Мой любимый предмет-русский язык» Прокопеня Ангелина

Слайд 11

Продукт проекта – поделки « Осенние фантазии» Савоничев Денис Поваляева Карина Васильев Максим

Слайд 12

Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем. Во втором классе работа по развитию навыков работы по созданию проектов будет продолжена в рамках программы внеурочной д еятельности «Учусь создавать проект» Выводы: Перспективы работы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....

Разработка занятия внеурочной деятельности " Учусь создавать проект"

Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу " Учусь создавать проект" 1 класс...

Внеурочная деятельность. Курс_Учусь создавать проект. Москвоведение.1-4 классы

Внеурочная деятельность. Курс "Учусь создавать проект. Москвоведение".1-4 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»: (социальное направление) 2 класс

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализ...