Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класса (второго года обучения)
рабочая программа (1 класс)
Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 53.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
Учебный год:
Класс:
Количество часов в неделю: 3; в год:102
Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)
Рабочую программу составил учитель _____________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти (2 вариант).
Общая характеристика учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация;
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе «Коммуникация»:
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе «Чтение и письмо»:
- развитие ручной и мелкой моторики,
- обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
- формирование элементарных графо моторных умений.
- развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Описание места учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в учебном плане. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Язык и речевая практика». По учебному плану на изучение предмета отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
Планируемые личностные результаты освоения предмета:
- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия;
- интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником,
потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.
Планируемые предметные результаты освоения предмета:
- перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию;
- элементарные графо-моторные умения;
- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым;
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Базовые учебные действия
- умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Содержание учебного предмета
Направление: Наш класс.
Блок «Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний».
Запоминание имени отчества учителя, просмотр и обсуждение презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».
Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников, называние школьных принадлежностей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.
Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика.
Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания.
Блок «Воспоминания о лете».
Уточнение и расширение словаря на тему «Лето», активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.
Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца), побуждение детей к вербальным высказываниям. Закрепление речевых высказываний в процессе выполнения плавных движений рук с цветными ленточками.
Обведение цветными карандашами по штрих- пунктиру изображений цветов радуги, их называние.
Блок «Мои одноклассники».
Активизация слов-описаний, характеризующих знакомых сверстников по внешнему виду и гендерной принадлежности. Узнавание одноклассников по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем, называние имен и соотнесение их с графическим изображением на карточке.
Формирование партнерских отношений: выбор сверстника по голосу, по тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с ладошками (считалки). Использование речевых шаблонов для закрепления положительного взаимодействия с одноклассниками.
Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания.
Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»), учить отвечать на вопросы учителя, используя различные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, показ игрушек и др.).
Блок «Сказочная страна».
Расширение словаря детей на основе знакомых сказок, узнавание сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий. Осуществление выбора иллюстрации в соответствии с содержанием сказки, формирование умения обосновывать свой выбор.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения своих желаний, обращения за помощью, формулирование ответов на вопросы постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами.
Обыгрывание знакомой сказки, умение играть роль в соответствии с ее содержанием. Поддерживать партнерские отношения между детьми в процессе выполнения конкретной роли (сказка «Теремок»).
Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием пальчикового театра. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, слева, справа).
Направление: Совместные дела.
Блок «Интересные истории».
Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с серией сюжетных иллюстраций. Выбор иллюстраций для составления интересной истории. Формирование связной речи с опорой на серию выбранных иллюстраций и узнавание персонажа истории по трафарету.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью, формулирования ответов на вопросы и постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами.
Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных).
Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым графическим изображением сюжета сказки. Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу).
Блок «Красивые узоры».
Формирование планирующей функции речи и обогащение словарного запаса в процессе составления орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.).
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных умений в ходе настольно-печатных игр (например, Детское лото: «Что растет в лесу, что в саду?, детское домино).
Формирование умений пользоваться правильно пишущим предметом: узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура, штрихование.
Блок «Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка».
Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы сверстника. Обогащение активного словаря в процессе дидактической игры.
Представление-презентация любимой игрушки: показ и называние, выполнение действий с игрушкой, демонстрация знаков -внимания к партнеру с другой игрушкой. Использование любимых игрушек в дидактической игре «Угадай, чья игрушка?»
Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле») учить отвечать на вопросы учителя.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.
Блок «Любимые мультфильмы».
Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя. Уточнение и расширение словарного запаса по сюжету знакомого мультфильма. Побуждать детей к эмоционально-коммуникативным проявлениям в процессе беседы о любимом мультфильме. Формирование умения соблюдать очередность в процессе разговора.
Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом. Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении очередности и правил игры («Съедобное – несъедобное», «Летает - не летает», «Растет- не растет»).
Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы, игрушки, иллюстрации).
Блок «Подарок для друга»
Обогащение словарного запаса, побуждение к связному высказыванию в процессе обмена «подарками» между учениками. Закрепление умения использовать речевые шаблоны в ситуации общения со сверстником, умения соблюдать вежливость и очередность в процессе разговора.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных средств общения в процессе обыгрывания знакомой сказки «Репка». Учить задавать вопросы партнеру по игре.
Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.
Блок «Любимые считалочки».
Совершенствование артикуляционных и речевых возможностей в процессе повторения и заучивания считалок («На дубу сидит скворец, вот считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и др.).
Активизация коммуникативных умений в процессе парных игр с использованием знакомых считалок. Учить соблюдать очередность действий и слов в процессе игр с партнером.
Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.
Блок «День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня».
Развитие связной речи, уточнение словарного запаса в процессе обыгрывания праздничных ситуаций, близких к жизненному опыту ребенка. Знакомство и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения к празднику, формирование подражательных умений в соответствии с сюжетом игры.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных средств в процессе совместных игровых действий со сверстником. Побуждение к исполнению любимой песни в кругу одноклассников под аудиозапись.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.
Направление: Диалоги.
Блок «Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев)».
Прослушивание сказок в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе обыгрывания знакомых сказок. Умение отвечать на вопросы учителя и партнера по игре, умение задавать вопросы однокласснику.
Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).
Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний.
Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения.
Блок «Дидактическая игра «Найди клад на острове».
Развитие речевых возможностей в процессе игр с правилами, знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием или предметом.
Закрепление использования средств для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия).
Знакомство с правилами игры, активизация диалогической речи в процессе дидактической игры (куда пойдешь? что найдешь? что нашел? что встретил на пути? И т.д. Учить соблюдать очередность в диалоге с партнером.
Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом.
Блок «Загадки - отгадай и нарисуй».
Развитие связной речи и расширение словарного запаса в процессе прослушивания описания (загадок) знакомых предметов, выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки.
Поддержание интереса к партнерским играм в процессе проведения дидактической игры «Волшебный мешочек».
Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов.
Блок «Ярмарка игрушек. Магазин игрушек».
Совершенствование планирующей функции речи, расширение словарного запаса в процессе выбора поделки, ее изготовления и презентации (использовать оригами, конструктор 2-3 части, природный материал 2-3 элемента). Уметь отвечать на вопросы учителя: Что ты хочешь изготовить? Назови, какой материал тебе нужен? Как ты будешь делать? Что получилось?
Активизация коммуникативных умений в процессе организации «ярмарки игрушек». Формирование умения задавать и отвечать на вопросы сверстников (Спроси у Маши, какую игрушку она подготовила для ярмарки?).
Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.
Блок «Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал мяу», «Под грибом»)».
Прослушивание сказки в устном изложении. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто главный герой сказки? Кто испек колобка? Где лежал колобок? Куда он покатился? Кого первого в лесу встретил колобок? и т.д.). Формирование умений выбрать эпизод сказки для своего рисунка (Что ты будешь рисовать для книжки? Выбери заготовку). Формирование умений рассказать о том, что сделал (Я нарисовал колобка, он встретил лису).
Активизация связного высказывания в процессе изготовления общей книжки. Обсуждение совместно с учителем подбора последовательности страниц книжки, проявление коммуникативной самостоятельности в презентации своих рисунков для изготовления книжки.
Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений различных линий (от точки до точки) в разных направлениях.
Блок «Театр кукол: «Лунтик пришел в гости». (Би-ба-бо, штоковые игрушки)».
Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике. Расширение словаря и формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто такой Лунтик? Откуда он появился на Земле? Что он увидел на земле? Что хотел узнать? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя невербальные средства общения для ответов на вопросы и речевые штампы.
Поддержание интереса к диалогу с партнером в процессе обыгрывания знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного высказывания в процессе театрализации эпизода сказки.
Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.
Блок «Готовимся к празднику».
Прослушивание сценария праздника в устном изложении. Закрепление словарного запаса речевых высказываний в процессе подготовки к празднику: активизация умений воспроизводить речевые шаблоны, потешки, считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом истории.
Формирование самостоятельности в выборе персонажа для участия в празднике, активизация диалогической речи в процессе взаимодействия со сверстниками.
Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.
Направление: Школьные друзья
Блок «Путешествие по Москве. Звук А».
Презентация о достопримечательностях Москвы, знакомство с символами столицы РФ (Кремль, Красная площадь и т.д.), обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами. Знакомство со схемой города, символами и с названиями достопримечательностей. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по Москве». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.), выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А.
Блок «Путешествие в зоопарк. Звук У».
Презентация о животных зоопарке, обогащение словарного запаса в процессе уточнения представлений о животных и их детенышей. Знакомство со схемой зоопарка, символами и с названиями животных. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по зоопарку». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У (утка, ухо, Ульяна и т.д.), выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук У.
Блок «Путешествие на дачу. Звук М».
Презентация о даче, обогащение и расширение словарного запаса в процессе уточнения представлений о природе. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (У кого есть дача? Где находится дача? С кем ты ездишь на дачу? На чем ты едешь на дачу? Какие деревья растут на твоей даче? Какие кустарники на твоей даче? Какие цветы растут на даче? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя простую фразу и речевые штампы (У нас на даче растут ….).
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатных игр «В саду и в огороде», «В лесу и в саду», «Съедобное- несъедобное» и др. Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама, машина, магазин, мышка и т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук М.
Блок «Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.
Прослушивание истории учителя в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе знакомства с речевыми высказываниями в будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с бабушкой на даче, я мечтаю научиться плавать, я мечтаю летом собирать грибы, я мечтаю о велосипеде и т.д.). Формирование умения зафиксировать свои желания в конкретных высказываниях.
Активизация диалогической речи в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.), выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук О.
Блок «Путешествие по стране. Звуки А, У, М, О».
Презентация о городах России (Санкт-Петербург, Тула, Ярославль и т.п.) обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями городов, маршрутом и средствами транспорта. Соотнесение символов с иллюстрациями конкретного города. Формирование умения выражать свое пожелание различными средствами коммуникации (вербально и невербально) - «Я хочу посетить город Тулу» и т.д.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами.
Закрепление знакомых звуков в графическом изображении, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.
Блок «Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О».
Презентация о местности, в которой живут дети; обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями своей местности, словами-выражениями гордости и патриотизма. Знакомство с иллюстрациями достопримечательностей и их названиями.
Закрепление использования различных коммуникативных средств в игровых диалогах (игра «Путешествие по России»). Закрепление партнерских умений в играх с правилами.
Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Наш класс «Здравствуй школа!» Школьные принадлежности. | 1 |
2 | Приветствие (прощания) друг друга. Игровые действия с мячом. | 1 |
3 | «Воспоминания о лете». | 1 |
4 | «Летние явления природы». Обводка цветными карандашами по штрих-пунктиру изображений цветов радуги, их называние. | 1 |
5 | «Мои одноклассники». Узнай одноклассника по описанию, по голосу. Разучивание пальчиковых игр. | 1 |
6 | Прослушивание текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле») | 1 |
7 | «Сказочная страна». | 1 |
8 | «Моя любимая сказка». Драматизация сказки «Теремок». | 1 |
9 | Раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) | 1 |
10 | Совместные дела Интересные истории. Составление интересной истории по серии сюжетных картинок. Рисование персонажа истории по трафарету | 1 |
11 | Игра «Колечко- колечко». | 1 |
12 | Соотнесение цветных иллюстраций с черно-белым графическим изображением сюжета сказки. | 1 |
13 | Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу). | 1 |
14 | Аппликация из сухих листьев | 1 |
15 | Детское лото «Что растет в лесу, что в саду?». | 1 |
16 | Детское домино | 1 |
17 | Узнавание предмета по контурному изображению, обведение по контуру, штриховка | 1 |
18 | «Любимая игрушка». Представление-презентация любимой игрушки | 1 |
19 | Дидактическая игра «Угадай, чья игрушка?» | 1 |
20 | Прослушивание текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»). | 1 |
21 | Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов, их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. | 1 |
22 | «Любимые мультфильмы» Просмотр фрагментов мультфильмов. | 1 |
23 | Игра с мягким тканевым мячом с речевым сопровождением. Игра «Сьедобное – несьедобное. | 1 |
24 | Игра с мягким тканевым мячом с речевым сопровождением. Игра «Летает - не летает». Игра «Растет-не растет. | 1 |
25 | Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета. | 1 |
26 | «Подарки для друга». | 1 |
27 | Обыгрывание сказки «Репка». | 1 |
28 | Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец. | 1 |
29 | Разучивание считалки «На дубу сидит скворец, вот считалочке конец». | 1 |
30 | Разучивание считалки «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять». | 1 |
31 | Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец. | 1 |
32 | День рождение. Знакомство и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения к празднику, формирование подражательных умений в соответствии с сюжетом игры. | 1 |
33 | Совместных игровых действий со сверстником. «Каравай» | 1 |
34 | Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм). | 1 |
35 | Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом. | 1 |
36 | Диалоги. «Любимые сказки» | 1 |
37 | Чтение сказки «Кто сказал мяу?». | 1 |
38 | Чтение сказки «Под грибом» (автор С. Сутеев). | 1 |
39 | Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). | 1 |
40-41 | Обводка по трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения. | 2 |
42-43 | Закрепление использования средств для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия). | 2 |
44 | Дидактическая игра «Найди клад на острове». | 1 |
45 | Прослушивание аудиозаписей голосов животных. | 1 |
46-47 | Узнавание животных по звуку и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом. | 2 |
48-49 | Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй», выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой. | 2 |
50-51 | Дидактическая игра «Волшебный мешочек».Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов. | 2 |
52 | Оригами «Собака». | 1 |
53 | Оригами «Кошка». | 1 |
54 | Игра «Собери конструктор». | 1 |
55 | Аппликация из природного материала. | 1 |
56-57 | Прослушивание аудиозаписей голосов птиц. Узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. | 2 |
58-59 | Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом. | 2 |
60 | Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок». Прослушивание сказки «колобок» в устном изложении. | 1 |
61-62 | «Рисунок для книжки" Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения. | 2 |
63-64 | Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений различных линий (от точки до точки) в разных направлениях. | 2 |
65-66 | Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике. | 2 |
67-68 | Обыгрывание знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо. | 2 |
69-70 | Ориентировка на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях | 2 |
71 | Обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности. | 1 |
72 | Школьные друзья «Путешествие по Москве». | 1 |
73-74 | Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А. Выделение звука А в слове, соотнесение с печатным и строчным изображением. | 2 |
75-76 | Дифференциация предметных изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А. | 2 |
77 | «Путешествие в зоопарк». | 1 |
78-79 | Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У . | 2 |
80-81 | Выделение звука У в слове, соотнесение с печатным и строчным изображением. | 2 |
82 | Дифференциация предметных изображений, в названии которых имеется или не имеется звук У. | 1 |
83 | «Путешествие на дачу». | 1 |
84 | Настольно-печатные игры «В саду и в огороде» | 1 |
85 | Настольно-печатные игры «В лесу и в саду» | 1 |
86-87 | Прослушивание слов, начинающихся на звук М. | 2 |
88-89 | Выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. | 2 |
90-91 | Дифференциация предметных изображений, в названии которых имеется или не имеется звук М. | 2 |
92 | Прослушивание истории учителя о лете. | 1 |
93 | Знакомство с речевыми высказываниями в будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с бабушкой на даче). | 1 |
94 | Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О. | 1 |
95-96 | Выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. | 2 |
97 | «Путешествие по стране». Звуки А, У, М, О | 1 |
98 | Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О. | 1 |
99 | Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. | 1 |
100 | Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. | 1 |
101-102 | Повторение пройденного. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ 2 класса...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
В данной рабочей программе представлены цели, задачи учебного предмета. Раскрыто основное содержание, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование...
Авторская рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация » представлен в предметной области «Язык и речевая практика» во 2 - 4 годах обучения по 2 ч. в неделю.Рабочая программа предмета &la...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...
Технологическая карта урока " Звук У. Буква У" по учебному предмету "Речь и Альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе
Данный конспект урока будет полезен длля учителей начальных классов коррекционных школ, педагогов-дефектологов.Обучающиеся в игровой форме познакомятся с графическим образом буквы У, через практическу...