Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класса (второго года обучения)
рабочая программа (1 класс)

Дарья Николаевна Казакова

Программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx53.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

Учебный год: 

Класс: 

Количество часов в неделю:  3;   в год:102

Программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)

Рабочую программу составил учитель _____________________ 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена  на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти (2 вариант).

Общая характеристика учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Учебный предмет включает 3 раздела:

  • коммуникация;
  • развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе «Коммуникация»:

  • формирование у обучающегося  интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений  продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
  • знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:

  • активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
  • формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе «Чтение и письмо»:

  • развитие ручной и мелкой моторики,
  • обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
  • формирование элементарных графо моторных умений.
  • развитие слухового внимания и слухового восприятия,
  • формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Описание места учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в учебном плане. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Язык и речевая практика».  По учебному плану на изучение предмета отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»

Планируемые личностные результаты освоения предмета:

- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия;

- интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником,

потребность в  общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации  доступными обучающемуся способами.

Планируемые предметные результаты освоения предмета:

- перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию;

- элементарные графо-моторные умения;

- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым;

- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.

Базовые учебные действия

- умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации  в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;

готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- выражение собственных потребностей  и  желаний  доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;

- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

Содержание учебного предмета

Направление: Наш класс.

Блок «Знакомство детей  с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний».

Запоминание имени отчества учителя, просмотр и обсуждение презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».

Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий  с мячом, называние имен одноклассников, называние школьных принадлежностей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом. 

Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика.

Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания.  

Блок «Воспоминания о лете».

Уточнение и расширение словаря на тему «Лето», активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.

Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с    использованием  карточек  с  напечатанными  словами.

 Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца),  побуждение детей к вербальным высказываниям. Закрепление речевых высказываний  в процессе выполнения плавных движений рук с цветными ленточками.

Обведение цветными карандашами по штрих- пунктиру изображений цветов радуги, их называние.

Блок «Мои одноклассники».

Активизация слов-описаний, характеризующих знакомых сверстников по внешнему виду и гендерной принадлежности. Узнавание одноклассников по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем,  называние имен и соотнесение их с графическим изображением на карточке.

Формирование партнерских отношений: выбор сверстника по голосу, по тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с ладошками (считалки). Использование речевых шаблонов для закрепления положительного взаимодействия с одноклассниками.

Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания.  

Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»), учить отвечать на вопросы учителя, используя различные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, показ игрушек и др.).

Блок «Сказочная страна».

Расширение словаря детей на основе знакомых сказок, узнавание сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий. Осуществление выбора иллюстрации в соответствии  с содержанием сказки,  формирование умения обосновывать свой выбор.

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения своих желаний, обращения за помощью, формулирование ответов на вопросы постановки вопросов при    использовании  карточек  с  напечатанными  словами.

Обыгрывание знакомой сказки, умение играть роль в соответствии с  ее содержанием. Поддерживать партнерские отношения между детьми в процессе выполнения конкретной роли (сказка «Теремок»).

Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки   с использованием пальчикового театра. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции учителя  в разных частях листа бумаги (центр, слева, справа).  

Направление: Совместные дела.

Блок «Интересные истории».

Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления  с серией  сюжетных иллюстраций. Выбор иллюстраций для составления интересной истории. Формирование связной речи с опорой на серию выбранных иллюстраций и узнавание персонажа истории по трафарету.

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью, формулирования ответов на вопросы и постановки вопросов при    использовании  карточек  с  напечатанными  словами.

Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных).

Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций  с черно-белым графическим изображением сюжета сказки. Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя  в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу).  

Блок «Красивые узоры».

Формирование планирующей функции речи и обогащение словарного запаса в процессе составления орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.).

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.

Активизация коммуникативных умений в ходе настольно-печатных игр (например, Детское лото: «Что растет в лесу, что в саду?, детское домино).

Формирование умений пользоваться правильно пишущим предметом: узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура, штрихование.

Блок «Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка».

Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы сверстника. Обогащение активного словаря в процессе дидактической игры.

Представление-презентация любимой игрушки: показ и называние, выполнение действий с игрушкой, демонстрация знаков -внимания  к партнеру с другой игрушкой. Использование любимых игрушек в дидактической игре «Угадай, чья игрушка?»

Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле») учить отвечать на вопросы учителя.

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. 

Блок «Любимые мультфильмы».

Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя. Уточнение  и расширение словарного запаса по сюжету знакомого мультфильма. Побуждать детей  к эмоционально-коммуникативным проявлениям в процессе беседы о любимом мультфильме. Формирование умения соблюдать очередность в процессе разговора.

Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом. Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении очередности и правил игры («Съедобное – несъедобное», «Летает - не летает», «Растет- не растет»).

Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы,  игрушки, иллюстрации).

Блок «Подарок для друга»

Обогащение словарного запаса, побуждение к связному высказыванию в процессе обмена «подарками» между учениками. Закрепление умения использовать речевые шаблоны  в ситуации общения со сверстником,  умения соблюдать вежливость и очередность в процессе разговора.

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.

Активизация коммуникативных средств общения в процессе обыгрывания знакомой сказки «Репка». Учить задавать вопросы партнеру по игре.

Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.

Блок «Любимые считалочки».

Совершенствование артикуляционных и речевых возможностей в процессе повторения и заучивания считалок («На дубу сидит скворец, вот считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и др.).

Активизация коммуникативных умений в процессе парных игр  с использованием знакомых считалок. Учить соблюдать очередность действий и слов в процессе игр с партнером.

Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.

Блок «День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня».

Развитие связной речи, уточнение словарного запаса в процессе обыгрывания праздничных ситуаций, близких к жизненному опыту ребенка. Знакомство  и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения  к празднику, формирование подражательных умений  в соответствии с сюжетом игры.

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.

Активизация коммуникативных средств в процессе совместных игровых действий со сверстником. Побуждение к исполнению любимой песни в кругу одноклассников под аудиозапись.

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.

Направление: Диалоги.

Блок «Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев)».

Прослушивание сказок  в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе обыгрывания знакомых сказок. Умение отвечать на вопросы учителя и партнера по игре, умение задавать вопросы однокласснику.

Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего согласия (несогласия),   удовольствия  (неудовольствия).

 Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать  жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний.

Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения.

Блок «Дидактическая игра «Найди клад на острове».

Развитие  речевых возможностей в процессе игр с правилами, знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием или предметом.

Закрепление использования средств для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия).

Знакомство с правилами игры, активизация диалогической речи в процессе дидактической игры (куда пойдешь? что найдешь? что нашел? что встретил на пути? И т.д. Учить соблюдать очередность в диалоге с партнером.

Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом.

Блок «Загадки - отгадай и нарисуй».

Развитие связной речи и расширение словарного запаса в процессе прослушивания описания (загадок) знакомых предметов, выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки.

Поддержание интереса к партнерским играм в процессе проведения дидактической игры «Волшебный мешочек».

Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов.

Блок «Ярмарка игрушек. Магазин игрушек».

Совершенствование планирующей функции речи, расширение словарного запаса в процессе выбора поделки, ее изготовления и презентации (использовать оригами, конструктор 2-3 части, природный материал 2-3 элемента). Уметь отвечать на вопросы учителя: Что ты хочешь изготовить? Назови, какой материал тебе нужен? Как ты будешь делать? Что получилось?

Активизация коммуникативных умений в процессе организации «ярмарки игрушек». Формирование умения задавать и отвечать на вопросы сверстников (Спроси у Маши, какую игрушку она подготовила для ярмарки?).

Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.

Блок «Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал мяу», «Под грибом»)».

Прослушивание сказки  в устном изложении. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто главный герой сказки? Кто испек колобка? Где лежал колобок? Куда он покатился? Кого первого  в лесу встретил колобок? и т.д.). Формирование умений выбрать эпизод сказки для своего рисунка (Что ты будешь рисовать для книжки? Выбери заготовку). Формирование умений рассказать о том, что сделал (Я нарисовал колобка, он встретил лису).

Активизация связного высказывания в процессе изготовления общей книжки. Обсуждение совместно с учителем подбора последовательности страниц книжки, проявление коммуникативной самостоятельности  в презентации своих рисунков для изготовления книжки.

Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений различных линий (от точки до точки) в разных направлениях.  

Блок «Театр кукол: «Лунтик пришел в гости». (Би-ба-бо, штоковые игрушки)».

Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике. Расширение словаря и формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто такой Лунтик? Откуда он появился на Земле? Что он увидел на земле? Что хотел узнать? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя невербальные средства общения для ответов на вопросы и речевые штампы.

Поддержание интереса к диалогу с партнером в процессе обыгрывания знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного высказывания в процессе театрализации эпизода сказки.

Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.  

Блок «Готовимся к празднику».

Прослушивание сценария праздника  в устном изложении. Закрепление словарного запаса речевых высказываний в процессе подготовки к празднику: активизация умений воспроизводить речевые шаблоны, потешки, считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом истории.

Формирование самостоятельности  в выборе персонажа для участия в празднике, активизация диалогической речи в процессе взаимодействия со сверстниками.

Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.  

Направление: Школьные друзья

Блок «Путешествие по Москве. Звук А».

Презентация о достопримечательностях Москвы, знакомство с символами столицы РФ (Кремль, Красная площадь и т.д.), обогащение словарного запаса в процессе ознакомления  с символами. Знакомство со схемой города, символами и с названиями достопримечательностей. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.

Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по Москве». Совершенствование партнерских умений   в дидактической игре.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.), выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать  предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А.

Блок «Путешествие в зоопарк. Звук У».

Презентация о животных зоопарке, обогащение словарного запаса в процессе уточнения представлений о животных и их детенышей. Знакомство со схемой зоопарка, символами и с названиями животных. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.

Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по зоопарку». Совершенствование партнерских умений   в дидактической игре, активизация самостоятельности речевых высказываний.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У (утка, ухо, Ульяна и т.д.), выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать  предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук У.

Блок «Путешествие на дачу. Звук М».

Презентация о даче, обогащение и расширение словарного запаса в процессе уточнения представлений о природе. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (У кого есть дача? Где находится дача? С кем ты ездишь на дачу? На чем ты едешь на дачу? Какие деревья растут на твоей даче? Какие кустарники на твоей даче? Какие цветы растут на даче? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя простую фразу и речевые штампы (У нас на даче растут ….).

Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатных игр «В саду и в огороде», «В лесу и в саду», «Съедобное- несъедобное» и др. Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.

Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама, машина, магазин, мышка и т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать  предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук М.

Блок «Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

Прослушивание истории учителя  в устном изложении. Расширение словарного запаса  в процессе знакомства с речевыми высказываниями в будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с бабушкой на даче, я мечтаю научиться плавать, я мечтаю летом собирать грибы, я мечтаю о велосипеде и т.д.). Формирование умения зафиксировать свои желания в конкретных высказываниях.

Активизация диалогической речи в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.), выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать  предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук О.

Блок «Путешествие по стране. Звуки А, У, М, О».

Презентация о городах России (Санкт-Петербург, Тула, Ярославль и т.п.) обогащение словарного запаса в процессе ознакомления  с символами и достопримечательностями городов, маршрутом и средствами транспорта. Соотнесение символов с иллюстрациями конкретного города. Формирование умения выражать свое пожелание различными средствами коммуникации (вербально и невербально) - «Я хочу посетить город Тулу» и т.д.

Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений   в играх с правилами.

Закрепление знакомых звуков в графическом изображении, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.

Блок «Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О».

Презентация о местности, в которой живут дети; обогащение словарного запаса в процессе ознакомления  с символами и достопримечательностями своей местности, словами-выражениями гордости и патриотизма. Знакомство с иллюстрациями достопримечательностей и их названиями.

Закрепление использования различных коммуникативных средств в игровых диалогах (игра «Путешествие по России»). Закрепление партнерских умений   в играх с правилами.

Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество

часов

1

Наш класс

«Здравствуй школа!» Школьные принадлежности.

1

2

Приветствие (прощания) друг друга. Игровые действия с мячом.

1

3

«Воспоминания о лете».

1

4

«Летние явления природы». Обводка  цветными карандашами по штрих-пунктиру изображений цветов радуги, их называние.

1

5

«Мои одноклассники». Узнай одноклассника по описанию, по голосу. Разучивание пальчиковых игр.

1

6

Прослушивание текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»)

1

7

«Сказочная страна». 

1

8

«Моя любимая сказка». Драматизация сказки «Теремок».

1

9

Раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.)

1

10

Совместные дела

Интересные истории. Составление интересной истории по серии сюжетных картинок. Рисование персонажа истории по трафарету

1

11

Игра «Колечко- колечко».

1

12

Соотнесение цветных иллюстраций  с черно-белым графическим изображением сюжета сказки.

1

13

Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя  в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу).  

1

14

Аппликация из сухих листьев

1

15

Детское лото «Что растет в лесу, что в саду?».

1

16

Детское домино

1

17

Узнавание предмета по контурному изображению, обведение по контуру, штриховка

1

18

«Любимая игрушка». Представление-презентация любимой игрушки

1

19

Дидактическая игра «Угадай, чья игрушка?»

1

20

Прослушивание текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»).

1

21

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов, их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.

1

22

«Любимые мультфильмы»

Просмотр фрагментов мультфильмов.

1

23

Игра с мягким тканевым мячом с речевым сопровождением. Игра  «Сьедобное – несьедобное.

1

24

Игра с мягким тканевым мячом с речевым сопровождением. Игра «Летает - не летает». Игра «Растет-не растет.

1

25

Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета.

1

26

«Подарки для друга».

1

27

Обыгрывание сказки «Репка».

1

28

Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.

1

29

Разучивание считалки «На дубу сидит скворец, вот считалочке конец».

1

30

Разучивание считалки «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять».

1

31

Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.

1

32

День рождение. Знакомство  и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения  к празднику, формирование подражательных умений  в соответствии с сюжетом игры.

1

33

Совместных игровых действий со сверстником. «Каравай»

1

34

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм).

1

35

Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.

1

36

Диалоги.

«Любимые сказки»

1

37

Чтение сказки «Кто сказал мяу?».

1

38

 Чтение сказки «Под грибом» (автор С. Сутеев).

1

39

Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего согласия (несогласия),   удовольствия  (неудовольствия).

1

40-41

Обводка по трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения.

2

42-43

Закрепление использования средств для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия).

2

44

Дидактическая игра «Найди клад на острове».

1

45

Прослушивание аудиозаписей голосов животных.

1

46-47

Узнавание животных по звуку и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом.

2

48-49

Дидактическая игра  «Отгадай и нарисуй», выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой.

2

50-51

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов.

2

52

Оригами «Собака».

1

53

Оригами «Кошка».

1

54

Игра «Собери конструктор».

1

55

Аппликация из природного материала.

1

56-57

Прослушивание аудиозаписей голосов птиц. Узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.

2

58-59

Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.

2

60

Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок». Прослушивание сказки  «колобок» в устном изложении.

1

61-62

«Рисунок для книжки"

Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения.

2

63-64

Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений различных линий (от точки до точки) в разных направлениях.  

2

65-66

Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике.

2

67-68

Обыгрывание знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо.

2

69-70

Ориентировка на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях

2

71

Обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.

1

72

Школьные друзья

«Путешествие по Москве».

1

73-74

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А. Выделение звука А в слове, соотнесение с печатным и строчным изображением.

2

75-76

Дифференциация  предметных изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А.

2

77

«Путешествие в зоопарк».  

1

78-79

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У .

2

80-81

Выделение звука У в слове, соотнесение с печатным и строчным изображением.

2

82

Дифференциация  предметных изображений, в названии которых имеется или не имеется звук У.

1

83

«Путешествие на дачу».

1

84

Настольно-печатные игры «В саду и в огороде»

1

85

Настольно-печатные игры «В лесу и в саду»

1

86-87

Прослушивание слов, начинающихся на звук М.

2

88-89

Выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением.

2

90-91

Дифференциация предметных изображений, в названии которых имеется или не имеется звук М.

2

92

Прослушивание истории учителя  о лете.

1

93

Знакомство с речевыми высказываниями в будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с бабушкой на даче).

1

94

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О.

1

95-96

Выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным

изображением.

2

97

«Путешествие по стране». Звуки А, У, М, О

1

98

Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О.

1

99

Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв.

1

100

Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.

1

101-102

Повторение пройденного.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для  обучающихся с ОВЗ 2  класса...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

В данной рабочей программе представлены цели, задачи учебного предмета. Раскрыто основное содержание, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование...

Авторская рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация » представлен в предметной области «Язык и речевая практика» во 2 - 4 годах обучения по 2 ч. в неделю.Рабочая программа предмета &la...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...

Технологическая карта урока " Звук У. Буква У" по учебному предмету "Речь и Альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе

Данный конспект урока будет полезен длля учителей начальных классов коррекционных школ, педагогов-дефектологов.Обучающиеся в игровой форме познакомятся с графическим образом буквы У, через практическу...