Технологическая карта урока " Звук У. Буква У" по учебному предмету "Речь и Альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сочнева Марина Александровна

Данный конспект урока будет полезен длля учителей начальных классов коррекционных школ, педагогов-дефектологов.Обучающиеся в игровой форме познакомятся с графическим образом буквы У, через практическую деятельность закрепять образ буквы У. Использование игровых технологий на уроке способствует поддержанию интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями и успешному освоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1e_klass_2022.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 202

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект урока в первом подготовительном классе коррекционной школы по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» с использованием здоровьесберегающих технологий

на тему: «Звук У и буква У».

Учитель начальных классов:

Сочнева Марина Александровна

2022

Урок по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводился в первом дополнительном классе для детей с умственной отсталостью (2вариант)

Тема: Звук и буква У

Цель: Закрепить правильное произношение звука «У».

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Формировать у детей умение проговаривать звукоподражательные слова с звуком «У».

Формировать умения употреблять в ходе общения слоги, слова со звуком «У»,

Развивать слуховое восприятие и речевую активность.

Коррекционно-развивающая:

Развивать общую и мелкую моторику, посредством подражательной деятельности.

Пополнять пассивный словарный запас по теме.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать способность реагировать на речь учителя.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Узнавание (различение) образа графем .

Графические действия с использованием элементов графем: обводка.

Узнавание звука в слоге (слове).

Личностные результаты:

Овладение начальными навыками адаптации и социального взаимодействия.

Тип урока: комбинированный

Методы и технологии обучения: здоровьесберегающие технологии, практический, наглядно-демонстрационный

Оборудование: предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка, паровоз.

Ход урока.

#1054;рганизационный момент

Учитель: Прозвенел звонок, начинается….?

Учащиеся: Урок.

(Учитель звонит в колокольчик, который символизирует начало урока)

Учитель: Здравствуйте, ребята! (Учитель приветствует учащихся)

Учащиеся: Здравствуйте! (Учащиеся приветствуют учителя стоя)

Учитель: Садитесь на свои места. (Учащиеся садятся на свои места)

2. Мотивирование на учебную деятельность.

Учитель: Куда пришли ребята?

Учащиеся: В школу.

Учитель: Что мы будем делать?

Учащиеся: Учиться.

Учитель: Что будут делать глазки?

Учащиеся: Глазки будут видеть.

Учитель: Что будут делать ушки?

Учащиеся: Ушки будут слушать.

Учитель: Что будет делать ротик?

Учащиеся: Ротик будет говорить.

Учитель: Ребята, посморите на доску. Что изображено на доске? Что это?

Учащиеся: Это домик

Учитель: Мы сегодня идем в гости .Вот мы и пришли.( Учитель показывает на домик)

3. Постановка цели урока. Знакомство со звуком У.

Использование здоровьесберегающей технологии - Сказкотерапии

Учитель : «Чтобы нас впустили, надо постучаться» (Учитель стучится в дверь, произнося: «Тук-тук-тук! Кто в домике живёт?» Просит детей тоже постучать и произнести «Тук-тук-тук!»)

После того как дети произнесут звукоподражание педагог достаёт куклу:

Учитель : Это кукла Уля! Поздоровайтесь с ней (кукла приветствует детей, дети здороваются с куклой)

Учитель: Как зовут нашу куклу?

Учащиеся : Уля.

Учитель: Какой первый звук вы услышали в слове Уля?

Учащиеся : звук У.

Учитель: А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Спойте этот звук еще раз.( ребята пропевают у-у-у….)

Учитель : Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У.

#1040;ктуализация знаний.

Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук».

Учитель : А сейчас мы с вами будем ловить звук ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно

( У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…)

Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем.

Учитель : Уля собирается в путешествие и приглашает вас отправиться с ней, чтобы было веселей. А поедем мы на поезде. Садитесь в вагончики.

(Дети садятся друг за другом на стульчики, имитирующие вагончики. Педагог показывает детям игрушечный паровоз и произносит звукоподражание гудку паровоза)

Учитель : Паровоз громко гудит «У-у-у-у». Как гудит паровоз? Давайте вместе погудим: «у-у-у-у».

(Педагог просит погудеть вместе и индивидуально, громко и протяжно.)

Учитель : Вот и приехали в лес. Выходите, пойдём гулять, а чтобы не заблудиться будем кричать «Ау! Ау!»

( Учитель следит затем, чтобы дети слитно произносили звуки : аа-уу,

подходят к плоскостному дереву).

(Учитель предлагает рассмотреть дерево, листочки, сказать какого они цвета)

Учитель : Что растет на дереве?

Учащиеся: На дереве растут листочки.

Учитель: Какого цвета листочки? (Учитель показывает, дети называют нужный цвет)

Учитель: Почему появились красные и желтые?

Учащиеся: Потому что сейчас осень, дует ветер, и листочки падают с деревьев.

Физминутка «Ветерок»

Учитель: А теперь немножко отдохнем!

Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)

Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)

Ветерок все тише, тише. (приседаем)

Деревцо все выше, выше. (подпрыгиваем вверх)

(Педагог срывает листок, кладёт его себе на ладонь, дует, изображая ветер, так, чтобы листок слетел с ладони, выполняется дыхательная гимнастика)

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

(положить листочки на ладонь, сложить губы трубочкой и сильно подуть, чтобы листок упал с ладони)

Учитель :Ветер сдул листочки. А вот Кукушка на суку поёт: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Учитель :Как поёт кукушка? Повторите (дети произносят звукоподражания совместно и индивидуально)

Отгадывание загадок

Учитель:

Кто в темном живет лесу?

Не боится мишку и лису?

Кто острыми зубами щелк?

Догадались?

Учащиеся: Это волк!

Учитель:

Как волк воет? Ууу-ууу-ууу!

(Дети повторяют звукоподражания ууу-ууу-ууу!)

Учитель : Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». ЭтоУчащиеся : Улитка.( выставляется картинка)

Учитель: У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»?

Учащиеся : Звук У

Учитель: Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это?

Учащиеся : Утка.(выставляется картинка)

Учитель: Ребята, а что нужно нашей кукле Уле, чтобы погладить свои платья?

Учащиеся: : Утюг (Имитация работы с утюгом)

Учитель: Ребята, что вы сейчас мне подсказывали?

Учащиеся : Слова

Учитель: Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали?

Учащиеся: Утюг, улитка, утка

Учитель: Какой первый звук мы слышим в словах?

Учащиеся: У-у-у

5.Знакомство с буквой У

(Выставляется домик для гласных звуков и буква У.

Педагог знакомит детей с буквой)

Учитель: Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом?

Учащиеся: Красным

Учитель: У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Давай начертим в воздухе букву У

А давай обведем пальчиком букву У

Пальчиковая гимнастика

Учитель: А сейчас мы изобразим букву У пальчиками

(воспроизведение образа буквы с помощью статической позы пальчиками рук- 3раза)

#1055;исьмо буквы У и работа в печатных прописях (ксерокс)

  • Обводка буквы У
  • Нахождение слов, начинающихся со звука У и раскрашивание соответствующих картинок

Самомассаж пальчиков

Учитель: Ребята, ваши ручки устали, давайте выполним упражнение с помощью массажных мячиков.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

(Учитель читает стихотворение и выполняет движения по тексту, учащиеся повторяют движения за педагогом)

#1047;акрепление изученного материала

Работа со счетными палочками

Учитель: А теперь с помощью счетных палочек изобразите букву У

Применение изотерапии

(развитие мелкой моторики)

Учитель: С помощью пластилина изобразим букву У

Использование интерактивного оборудования.

Просмотр презентации "Звук и буква У" и выполнение по ней соответствующих заданий.

Учитель: Вот мы и погуляли. Кукла Уля очень устала. Пора возвращаться в детский сад.

(Дети садятся в импровизированный поезд, произносят звуки У-у-у-у )

Учитель: Приехали, выходите.

Давайте ребята еще раз скажем, как говорит кукушка?

Учащиеся: Кукушка кукует :

-Ку-Ку! Ку-Ку

Учитель: Уле очень понравилось путешествовать. А вам понравилось?

#1056;ефлексия учебной деятельности

Учитель Сегодня вы узнали много нового, и я буду надеяться, что как солнце освещает землю, так и вы будете освещать все вокруг своими знаниями. У вас у всех есть солнышко и тучка. Пожалуйста, возьмите то ,что Вам больше нравится. Солнышко обозначает, что вам все понравилось на уроке, многому научились и узнали. А тучка означает, что вы ничего не поняли и вам совсем не понравился урок.

Спасибо, дорогие ребята, за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Презентация, слайд № 1 «ИГРА КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» Презентация, слайд № 2. Игра помогает дел...

Технологическая карта урока Звук [ж], буква Ж.,ж.

Технологическая карта урока Звук [ж], буква Ж.,ж....

Творчество как коррекционный метод при организации внеурочной деятельности обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Ознакомление с доступными приемами труда и технологией во внеурочное время с целью азвития практичской и творческой деятельностью учащихся....

Доклад. Формирование понимания значимости ЗОЖ, профилактика правонарушений и вредных привычек у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Социально-экономический кризис в нашей стране, быстрые и резкие сдвиги в экономических и политических отношениях усилили рост негативных явлений в обществе, привели к увеличению числа случаев девиантн...

Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью(2класс)

Адаптированная индивидуальная программа составлена с учетом рекомендаций ТПМПК, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, изучения результатов педагогических исследован...

Проект по развитию сенсорной интеграции у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "В мире материалов"

Основное направление проекта – сенсорное развитие, тактильных ощущений, усвоение сенсорных эталонов.Участники проекта –обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелы...

Классный час к Всемирному Дню Земли для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Цель: Знакомить обучающихся с Днём Земли, расширять и закреплять знания детей о природе и её охране. Дать первоначальные понятия об экологии, формировать элементарное экологическое поведение, выражающ...